Мария Артемова
Анализ работы учителя-логопеда 2014–2015
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция нарушений в развитии устной речи детей, разъяснение специальных логопедических знаний среди педагогов и родителей – вот основные задачи, стоящие перед учителем-логопедом дошкольного общеобразовательного учреждения.
С целью решения поставленных задач в 2014-2015 учебном году проделана следующая работа.
Публикация «Анализ работы учителя-логопеда 2014–2015» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
С 1 по 15 сентября 2014 года проведено углубленное обследование состояния устной речи детей подготовительных групп №2 и №3. Исследовалось звукопроизношение, анатомическое строение артикуляционного аппарата, речевая моторика, особенности динамической стороны речи, способность воспроизводить звуко - слоговую структуру слова; выявлялось состояние слухо - произносительной дифференциации звуков речи, фонематического анализа и синтеза; исследовалась лексика и грамматический строй экспрессивной речи, связная речь, а также данные о раннем речевом развитии и состояние неречевых психических функций (зрительно-пространственный гнозис и праксис, степень сформированности двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук).
В результате среди дошкольников подготовительных групп выявлено 33 ребенка, которые имели различные нарушения в развитии устной речи. Из них фонетические дефекты, не отягощенные отклонениями в фонематическом восприятии и недостатками в лексико-грамматическом строе речи, имели 15 детей. Это искаженное произношение отдельных звуков и групп звуков.
У 11 обследованных наблюдается фонетико - фонематическое недоразвитие речи. Несформированность произносительной стороны речи у них сочетается с неразвитостью фонематических процессов. Для них характерно распространение нарушений звукопроизношения на 2 и более артикуляционные группы. Оказывается недостаточно развитым умение звукового анализа и синтеза слов. Вызывает трудности произношение многосложных слов и слов со стечениями согласных, что проявляется в перестановках, пропусках, добавлениях звуков и слогов. У части из них наблюдается та или иная степень дизартрии: страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано, нарушается динамика движения.
7 обучающихся имели общее недоразвитие речи. У данной группы детей отмечаются нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха и отставание в формировании грамматического строя речи и словарного запаса и в развитии связной речи. У учащихся с ОНР словарный запас беден, ограничен, недостаточно точен. В основном дети называют лишь некоторые обобщающие слова, не знают названий детенышей животных; допускают ошибки при назывании предметов, сходных внешне, допускают неправомерное расширение смыслового содержания слов; наблюдаются смысловые замены слов на основе звуковой близости. Нарушен грамматический строй: низок уровень сформированности навыков словообразования и словоизменения. Нарушение произносительной стороны речи у них часто обусловлено недостаточностью иннервации речевого аппарата. Нарушено фонематическое восприятие, не сформированы грамматические навыки, словарный запас ограничен, качественно неполноценен.
Все дошкольники подготовительных групп №2 и №3, имеющие речевые нарушения, зачислены в логопедический пункт. Выявленные логопаты зарегистрированы в журнале учета учащихся с недостатками устной речи. На каждого из них оформлена речевая карта с подробным изложением результатов обследования и логопедическим заключение
По итогам исследования скомплектовано 6 групп: одна группа детей, имеющих общее недоразвитие речи; 2 группы - с фонетико – фонематическим недоразвитием речи; 3 группы учащихся с фонетическими дефектами. Определены дети, имеющие ОНР, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, нуждающиеся в индивидуальных занятиях. По результатам обследования разработано перспективное планирование коррекционно-развивающего обучения, составлено расписание логопедических занятий.
В течение учебного года в соответствии с расписанием логопедических занятий, согласно «Программе коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи» регулярно проводились логопедические занятия.
У учащихся, имеющих общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, на I этапе осуществлялась постановка звуков и первичная их автоматизация. Позднее была продолжена работа по закреплению правильного произношения звуков в словах, предложениях, текстах. Эта работа велась в рамках изучения тем, направленных на преодоление нарушений фонематического восприятия и отставания в формировании лексико-грамматической стороны речи.
Дети познакомились с делением звуков на гласные и согласные и механизмом их образования. Была уточнена артикуляция гласных звуков, логопаты учились делить слова на слоги. Они познакомились с делением согласных звуков на звонкие и глухие, твердые и мягкие. С детьми подготовительных групп, имеющими ФФНР, наиболее глубоко изучены согласные звуки, имеющие акустико – артикуляционное сходство. Основное место в коррекционно-развивающем процессе было отведено дифференциации оппозиционных звуков. Параллельно осуществлялась работа по формированию навыков фонематического анализа и синтеза слов. С детьми, имеющими ОНР, проводились занятия по обогащению словарного запаса и развитию навыков словообразования и словоизменения, развитию связной речи.
С учащимися, у которых были обнаружены недостатки звукопроизношения без нарушений фонематического восприятия и лексико – грамматического строя речи, велась работа по постановке дефектных звуков и постепенной автоматизации их в словах разных типов, различного звуко-слогового состава, предложениях, чистоговорках, скороговорках, стихотворных и прозаических текстах и в самостоятельных высказываниях детей.
На индивидуальных занятиях с учащимися, имеющими речевые дефекты, обусловленные дизартрией, основное внимание концентрировалось на развитии моторики артикуляционного аппарата и устранении дефектов произношения. Выполнение артикуляционной гимнастики было направлено на тренировку подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата, выработку определенных положений губ и языка, необходимых для произнесения звуков. Особое место отводилось упражнениям на дыхание, призванным выработать сильную, направленную струю воздуха, плавную или отрывистую. Необходимым этапом индивидуальных занятий являлась пальчиковая гимнастика, направленная на развитие мелкой моторики рук, которая ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Основная задача коррекции состояла в постановке звуков и введении их в речь. Закрепление правильного произношения осуществлялось на речевом материале различного характера с применением разнообразных приемов, форм и методов работы и обязательным использованием наглядности.
На индивидуальных занятиях с детьми, имеющими ФФНР, акцент в коррекционной работе был сделан на ликвидации нарушений фонематического восприятия, формирование умения различать на слух и в произношении согласные звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство и смешиваемые в речи. А при работе с детьми с ОНР серьёзное внимание уделялось еще и пополнению активного словарного запаса детей по различным лексическим темам, выработке умения образовывать новые слова различными способами и умения образовывать и употреблять в речи нужные формы слов.
Логопедическое исследование, проведенное в конце учебного года, показало, что состояние устной речи детей с общим недоразвитием речи улучшилось. Активный и пассивный словарный запас значительно обогащен и уточнен по различным лексическим темам. Увеличился объем глагольной лексики в словаре детей, пополнился запас качественных, относительных прилагательных, наречий качества и времени. Улучшился грамматический строй речи. Уменьшилось число ошибок в образовании форм множественного числа существительных. Часть детей успешно овладела практическим умением образовывать существительные с помощью различных суффиксов. Обучающиеся достаточно хорошо освоили простые формы слого-звукового анализа и синтеза слов. У детей с ОНР значительно улучшилось фонематическое восприятие, состояние звукопроизношения (у 3 детей звуки поставлены и частично автоматизированы). 2 дошкольников с ОНР выбыло. 2 детям с ОНР требуется дальнейшая коррекционная работа по ликвидации дефектов звукопроизношения, совершенствованию фонематического восприятия и грамматической стороны речи, развитию связной речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие устранено у 9 детей подготовительной группы, 1 выбыл и 1 оставлен на логопункте. Фонетические дефекты, не отягощенные нарушениями фонематического восприятия, словоизменения и словообразования, исправлены у 13 детей подготовительной группы (звуки поставлены и первично или полностью автоматизированы).
В результате в 2014-2015 учебном году из 33 обучающихся на логопедическом пункте выпущено 25 с чистой речью или значительным улучшением состояния устной речи (3 – выбыло).
В течение 2014-2015 учебного года осуществлялась также работа по пропаганде специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей обучающихся. Регулярно проводились консультации для родителей детей-логопатов, для воспитателей групп. На одном из первых родительских собраний состоялось выступление, на котором родители были ознакомлены с основными причинами речевых нарушений у детей, с видами речевых дефектов, организацией коррекционно-развивающего процесса на логопункте. На родительском собрании в конце учебного года родители были ознакомлены с результатами обучения дошкольников на логопункте, состоялось выступление «О речевой готовности детей к обучению в школе». В течение учебного года посещались занятия в подготовительных группах с целью определения тактико-вариативных направлений в совместной деятельности логопеда и воспитателя.
В апреле 2015 года принимала участие в районном семинаре учителей-логопедов. Подготовлено выступление на тему «Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения». В течение года принимала участие в работе территориальной медико-психолого-педагогической комиссии района.
В 2015-2016 учебном году с целью улучшения качества коррекционной работы, повышения её результативности целесообразно тщательное изучение теоретических основ коррекционно-развивающего обучения, применение научного подхода к решению проблем диагностики и коррекции речевых нарушений, совершенствование и разнообразие методов и приемов логопедического воздействия, применение на практике современных логопедических технологий.