Алеся Лаврова
Развитие математических представлений старших дошкольников посредством дидактических игр — из опыта работы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Работа детского сада над формированием элементарных математических представлений является одним из средств умственного воспитания ребёнка и подготовки его к школе.
Последний год обучения в детском саду имеет особую значимость:
- систематизируются знания детей, приобретённые ими в предыдущих группах;
- дети готовятся к поступлению в школу.
Публикация «Развитие математических представлений старших дошкольников посредством дидактических игр — из опыта работы воспитателя» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Между программами подготовительной к школе группы и программой первого класса должна быть преемственность, поэтому на занятиях математики в детском саду мы должны познакомить своих детей с математическими понятиями, научить с ними оперировать, чтобы, когда дети пришли в школу, они понимали математические термины, могли в них ориентироваться и умели с ними работать.
В дошкольном возрасте важнейшее значение в жизни ребенка имеет игра. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Вот поэтому для формирования у детей математических представлений я и взяла такую форму, как игра. Ведь сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, мы, воспитатели воздействуем на все стороны развития личности ребенка : на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
Одной из наиболее актуальных и важных задач образовательной программы по разделу «Развитие элементарных математических представлений» является формирование представлений о числе 10; его образовании и составе чисел в пределах 10.
Для того, чтобы закрепить у детей представления о формировании и образовании чисел, а также состав числа в пределах 10 мы в своей группе используем кроме непосредственной образовательной деятельности подгрупповую деятельность с детьми по РЭМП в утренние и вечерние часы. Чаще всего мы организовывали эту деятельность через игровые упражнения и дидактические игры, например, «Сбор урожая», «Сколько нас?», «Найди цифру», «Зоопарк», «Составим числа», «Назови предыдущее и последующее число», «Поможем лисе Алисе и коту Базилио разделить 3 монеты», «Заселим дом», «Поможем деду Мазаю перевезти зайцев на 2 лодках», «Орешки для белочки», «Распредели самолеты по двум летным полям».
В самостоятельных играх детей с дидактическим материалом дети закрепляли понятия: «Сосчитай и обозначь», «Столько – сколько», «Найди соседей», «Математические пазлы», «Найди ошибку».
Ещё одной актуальной задачей раздела РЭМП образовательной программы является ориентировка во времени:
• Последовательность дней недели.
• Последовательность частей суток.
• Последовательность времён года.
• Последовательность месяцев года.
К сожалению, не все дети знают последовательность частей суток, дней недели, времён года и особенно месяцев года! Дети, как правило, такой материал осваивают на уровне механического запоминания без чувственного понимания их последовательности.
Вот какие задания мы организовывали с детьми, чтобы сформировать и закрепить у них эти временные представления.
Для закрепления знаний последовательности дней недели мы использовали игры с мячом:
- Какой день недели наступает после четверга? После вторника?
- Какой день идёт перед вторником? Перед понедельником?
- Как называется третий день недели?
- Какой день стоит между четвергом и субботой?
- Назовите по порядку дни недели, начиная со среды.
- Назовите выходные дни.
- Назовите рабочие дни.
Для закрепления представлений о частях суток использовали картинки с изображением частей суток и просили детей назвать:
- Перед тобой лежат картинки с изображением частей суток, назови, какие части суток ты знаешь?
- Разложи картинки в правильной последовательности, начиная с вечера.
- Какое время суток бывает между утром и вечером? Между днём и ночью?
- Какое время суток наступает после вечера? Дня? Утра? Ночи?
Для закрепления знаний последовательности времён года на стол клали картинки с изображением времён года, задавали вопросы:
- Назови времена года.
- Разложи картинки с временами года по порядку, начиная с лета.
- Какое время года наступает после весны? Зимы? Осени?
- Какое время года между зимой и летом? Между осенью и весной?
Для закрепления названий месяцев по временам года, знания последовательности месяцев года постоянно задавали вопросы:
- Сколько месяцев в каждом времени года?
- Назови месяцы зимы? Весны? Лета? Осени?
- Сколько всего месяцев в году?
- Перечисли все месяцы в году?
Для того, чтобы родители знали, какой материал мы проходим на занятиях математики и представляли, как ребенок освоил математические представления, а если необходимо, то и смогли бы закрепить с ним эти понятия в домашних условиях, мы предлагали
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДОМА:
Для закрепления состава числа из двух меньших чисел можно поиграть в игры: «Засели в домик соседей», «Помоги лисе Алисе и коту Базилио разделить 3 монеты», «Поможем деду Мазаю перевезти зайцев на 2 лодках», «Орешки для белочек», «Распредели самолеты по двум летным полям».
Для закрепления ориентировки во времени можно использовать словесные игровые упражнения: «Дни недели», «Продолжи», «В году 12 месяцев, а сколько месяцев в каждом времени года?», «Назови месяцы зимы? Весны? Лета? Осени?», «Перечисли все месяцы в году».