Наталья Лукьянова
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Современные инновационные технологии не раз обращались к игре, как к средству развития дошкольников. Я уже несколько лет использую в своей работе инновационные авторские технологии и прихожу к выводу, что моя система дидактических игр также актуальна, эффективна и даёт свои положительные результаты в развитии дошкольников.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Дидактические игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Большое значение в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в свете модернизации образования встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Работая в детском саду «Берёзка», я ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом.
Изучая новую педагогическую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей.
Таким образом, формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр рассматривается как следствие обучения математическим знаниям.
Дидактические игры математического характера позволяют мне не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени.
В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.
Выполнение дидактических игр вызывает у моих воспитанников живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Я же организую и направляю игру, выступаю в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном выборе, поддержке и активизации положительного влияния детей друг на друга.
В соответствии с требованиями ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде, мною собраны и представлены виды дидактических игр, способствующие развитию элементарных математических представлений.
В начале своей работы по данной теме я провела анализ игровой деятельности в виде наблюдения: все ли дети умеют считать предметы, сопоставлять количество разных предметов и определять, каких больше (меньше) или их поровну; каким способом при этом пользуются: счетом, соотнесением один к одному, определением на глаз или сравнением чисел.
Так как внимание четырехлетних детей, как и трехлетних, еще не устойчиво, то для прочного усвоения знаний я их старюсь заинтересовать работой. В своей группе провожу словесные дидактические игры с большим набором наглядностей. Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру», предлагаю детям такие задания, как: назвать название сказок, где бы присутствовала цифра («2 жадных медвежонка» и т. д.). Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает фантазию детей. Детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать на спине друг у друга или на ладошке, тем самым развивая еще и тактильные способности.
При изучении геометрических фигур мои дети любят играть в игру: «Пара слов». Например: я говорю детям: круг – дети называют предмет, похожий на круг – руль, тарелка; прямоугольник – картина, дверь; овал – яйцо, и наоборот: я называю предмет, а дети называют форму. Это развивает логику и мышление. Детям также нравится игры «Какая фигура лишняя», «Подбери заплатку», Дети выкладывают фигурки, как по образцу, так и по памяти. Закрепляя геометрические фигуры, использую игры: «Геометрическое лото», «Найди и назови», «Кто, где живёт», «Аппликация», «Только одно свойство». Для развития зрительного внимания играем в игру: «Сосчитай сколько треугольников, кругов».
Очень часто использую на своих занятиях игры с палочками «Составление геометрических фигур из счётных палочек». Сначала давала простые задания. Например: выложить узор по образцу.
Знание геометрических фигур (овал, круг) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме». Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются круглые предметы?» Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет — шар, пуговицу, часы, мяч, арбуз и т. д. В этой игре я внимательно слежу за правильным подбором геометрических форм, их названием и учу находить такие формы в окружающей действительности.
Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в непосредственной образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. С целью развития у детей мышления, я использую различные игры «Предметные парочки», «Ассоциации», «Продолжи ряд». Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.
В уголке для родителей выставляю папку с дидактическими играми, объясняя цель и ход игры. Работаю в тесном контакте с родителями с целью повышения их педагогической грамотности.
Систематически изучаю новинки методической литературы, выбираю из нее
интересный материал и консультирую родителей.
Обучая маленьких детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.