Евгения Гайдайчук
Аналитический отчет к аттестации
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитический отчет к аттестации
21.11.2017 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
ЕКАТЕРИНБУРГА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
За межаттестационный период
2016-2017гг.
Исполнитель:
Воспитатель МАДОУ № 17
Гайдайчук Е. В.
Екатеринбург 2017
Оглавление
1. Введение 3
Публикация «Аналитический отчет к аттестации» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Аттестация
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
2. Определение качества образования при использовании технологий, методик и приемов в работе 4
3. Развитие речи дошкольников по средствам игровой деятельности 5
4. Игра – как основной вид деятельности детей дошкольного возраста 5
5. Создание условий для развития способностей и творческого потенциала детей 8
6. Определение качества образования при использовании технологий 15
7. Транслирование педагогического опыта 15
8. Заключение 16
9. Список литературы 17
Игры детей — вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
М. Монтень
1. Введение
В связи с изменениями в российском образовании основной целью ДОО является, воспитание успешной личности (позитивная социализация и индивидуализация личности). Дошкольное образование впервые в истории российской культуры стало полноценным уровнем образования наряду с начальной и средней школой, вузом. А это значит перед педагогом встают новые задачи в работе с детьми:
- формировать умение самостоятельно добывать знания;
- формировать креативное мышление (умение творчески использовать свои знания);
- формировать умение самостоятельно заботиться о своем здоровье;
- признание ребенка субъектом педагогического процесса.
ФГОС дошкольного образования – новый документ для сферы дошкольного образования. Принципы, лежащие в основе Стандарта, ориентируют педагога на личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей, на уважение личности ребенка, учет его потребностей, возможностей, желаний в образовательном процессе. Признание ребенка субъектом педагогического процесса (образования) требует от педагога применение новых форм и методов организации образовательного процесса.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской деятельности и игровой. В этой связи развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в педагогической деятельности.
Таким образом, важно признать процесс игровой деятельности одним из определяющих в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.
2. Определение качества образования при использовании технологий, методик и приемов в работе
В межаттестационный период мной проводился мониторинг дошкольников в начале и в конце учебного года. Для диагностики педагогического процесса использовалось пособие Н. В. Верещагиной. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения. Опираясь на показатели достижений дошкольников, которые даны в основной образовательной программе МАДОУ№ 17, мной составлена сводная таблица результатов мониторинга освоения детьми 5 образовательных областей за период с 2016 по 2017 год.
Анализ результатов педагогических исследований на данном этапе, показал, что по всем образовательным областям на начало учебного года, в основном преобладает средний и низкий уровень, а уровень овладения образовательной областью «речевое развитие», относительно остальных областей, ниже. Исходя из этих данных, планирую образовательный процесс в направлении развития речи дошкольников посредством игровой деятельности.
3. Развитие речи дошкольников по средствам игровой деятельности
Цель: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
• Создать условия для освоения воспитанниками основной образовательной программы;
• Подобрать и внедрить в образовательную деятельность современные эффективные технологии, направленные на образовательную область «Речевое развитие»;
• Создать условия для развития способностей и творческого потенциала воспитанников;
• Транслировать опыт профессиональной деятельности.
4. Игра – как основной вид деятельности детей дошкольного возраста
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Играя ребенок «незаметно» осваивает основные движения. При этом необходимо давать детям возможность учиться разнообразным способам действия, не требуя глубокой технической обработки.
Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом ее использовании способна творить чудеса. Ленивого - она сделает трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого – умелым. Словно волшебная палочка игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным и скучным.
Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Игра — это наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний.
Игра – это благоприятные условия для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности воображения, самостоятельности. Чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить.
Таким образом, в игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива. Как говорил А. С. Макаренко: «Мы на ребят должны влиять, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего, но в школьные рамки этого не проводить».
Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым условием всестороннего развития личности и интеллекта. С общим влиянием игры на весь ход психического развития ребенка она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков использования инициативной речи, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка.
Для достижения положительных результатов можно использовать различные виды игр:
1. Игры с предметами или игрушками: «Что изменилось?», «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки», «Кто скорее соберет?» Играя, у детей активно развиваются тактильные ощущения, развивается умение манипулировать с различными предметами и игрушками, успешно проходит процесс развития творческого мышления и воображения, речевых функций.
2. Словесные игры: «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож –не похож», «Кто больше заметит небылиц». А что потом?», «Так бывает или нет? Играя в словесные игры, развивается слуховая память, внимание, коммуникативные способности, а также развивается связная и диалогическая речи, появляются умения и желания выражать свои мысли.
3. Настольно-печатные, дидактические игры: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?», «Что кому нужно?», «Лото». «Логический поезд», «Где это я видел?» Используются как наглядное пособие, направленные на развитие зрительной памяти и внимания, активизации и обогащения словаря.
4. Театрализованные игры: «Кукольный театр», «Магнитный театр», «Пальчиковый театр», «Театр теней». В процессе работы над выразительностью реплик персонажей у детей активизируется словарь, совершенствуется грамматический строй речи, ее интонационная выразительность. Ребенок учится четко, понятно, ясно изъясняться от имени действующего лица, что ведет к пониманию монологической и диалогической речи.
5. Игры – драматизации: инсценирование потешек, сказок, песен, инсценирование на основе литературных произведений, творчество детей. Служат источником подражания, заимствования речевых оборотов и вместе с тем дают возможность импровизировать.
6. Игры с правилами (подвижные) : «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Где мы были – мы не скажем, а что делали - покажем», «Пошли пальчики гулять», а так же использую потешки, загадки, считалки, стихи известных поэтов. С их помощью дети снимают нагрузку, так же используются как часть занятия или в качестве физкультминутки.
7. Сюжетно-ролевые игры: «Доктор», «Семья», «Строитель», «Водитель», «Повар», «Магазин», «Воспитатель». Дети проигрывают сюжеты из повседневной жизни. Развивают коммуникативные навыки и умение вести диалог.
5. Создание условий для развития способностей и творческого потенциала детей
«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
(В. А. Сухомлинский).
Одним из важнейших принципов моей работы является деятельностный подход. Он формирует познавательную активность дошкольников, практические и творческие способности детей, развивает образное мышление, наблюдательность, самостоятельность, положительно влияет на расширение кругозора детей через включение детей в познавательно - исследовательскую деятельность.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи –фонетической, лексической и грамматической. Анализ ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растет. У многих детей отмечается недостаточность словарного запаса, возникают трудности в развитии связной речи и в формировании грамматического строя.
1. Работа с детьми.
В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
Особое внимание уделяю дидактической игре. Благодаря ее использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей форме. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
При организации игры обращаю внимание на присутствие элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т. д.
Мною используются различные дидактические игры, которые способствуют развитию мышления, памяти, воображения, речи, формируют умственные способности детей: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные:
Игры – путешествия
Игры – поручения
Игры- предположения
Игры – загадки
Игры - беседы
Игры вводятся в образовательную деятельность, и в повседневную жизнь детей, выполняя при этом различные функции: выявления, закрепления знаний. Например, при проведении игры «Что я вижу?» выясняю знания детей о признаках величины предметов (высоких, низких, длинных, коротких, узких, широких и т. д) и об их пространственном расположении (вверху, внизу, слева, справа).
Организовывая игру «Чудесный мешочек» уточняю знания о геометрических фигурах, с которыми знакомы дети. В ходе учебной деятельности у дошкольников формируются математические представления, которые закрепляются в дидактических играх «Найди свой дом», «Подбери лыжникам лыжи», «Подбери пару», «Оденем куклу на прогулку».
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) применяю при проведении таких дидактических игр, как «Чьи это детки?», «От какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков?». Организую детей во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
В образовательную деятельность в режимных моментах включаю речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре, продумываю, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д.
Некоторые игры начинаю с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.
Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи мной проводятся такие игры, например, как «Поиграем в сказку», «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.
Широко использую в своей работе и словесные игры. Они требуют от детей большого внимания и умственного напряжения. Например, дидактическая игра «Не ошибись». Словесные игры «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.
Все дети любят загадки, с восторгом стараются их разгадать. Поэтому детям предлагаются игры, где требуется отгадать различные загадки. И совсем не важно, что некоторые из них не отгадываются детьми самостоятельно. Ведь главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого- либо или что- либо, формируют быструю реакцию на слово.
В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому особое внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого ребенка при выборе задания, постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому можно сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенно внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. В такие моменты стараюсь помочь ребенку преодолеть застенчивость, ободряю его, хвалю за малейшую удачу.
Учитывая то, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в группе созданы уголки для сюжетно – ролевых игр: дом, дочки-матери, строитель, больница, парикмахерская, театральный уголок, уголок ПДД, «Уголок читателя», «Творческий уголок».
В образовательной деятельности использую ИКТ, а также апробирую и внедряю инновационную игровую технологию «лэпбук».
Мною регулярно обновляется предметно – пространственная развивающая среда групповой комнаты новыми атрибутами, сделанными своими руками. В группе есть центр театрализованного творчества, в который входят следующие виды театров:
Пальчиковый театр. Представлен куклами – головками.
Театр би-ба-бо. Куклы этого театра обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий.
Театр игрушек. Используются любые обыкновенные игрушки, одинаковые по материалу.
Театр на фланелеграфе.
Интересно и познавательно для детей разыгрывать сюжеты сказок с помощью настольного театра, игрушек, картинок. Кукольная театрализация сказок очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова все персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария. Сначала это делала сама, а затем привлекала и родителей воспитанников.
Большое внимание уделяется развитию движений пальцев рук детей.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
М. М. Кольцова пишет: «Тренировка пальцев рук совершенствует мозг, те его зоны, которые ответственны за речь». Не случайно упражнения для пальцев рук в Японии начинают с 2-3 месячного возраста. Смело можно сказать, что тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Также рекомендую родителям проводить такую работу и дома.
Все это способствует расширению кругозора, развивает речь детей, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
2. Взаимодействие с родителями.
На основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Цель дошкольного учреждения - профессионально помочь семье в воспитании детей не заменяя, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций.
Это осуществляется с помощью:
родительских собраний (с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней);
в ходе бесед, консультаций;
информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущих конкретные знания, рекомендации.
Сетка занятий на неделю мало, о чем скажет родителям. Но им будет интересно узнать, чем их дети будут заниматься в течение недели. И не исключено: взрослые охотно включатся в «домашние задания», которые иногда задают детям.
Работу по взаимодействию с семьями воспитанников старалась организовать так, чтобы родители чувствовали себя полноценными участниками образовательного процесса.
Для повышения педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка использовала такие формы работы с родителями:
• оформление информационного стенда для родителей о возрастных особенностях детей в приемной группы;
• консультации: “Роль родителей в речевом развитии дошкольника”, “Влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка”, «Развитие речи вашего ребенка», «Как игры влияют на развитие речи ребенка», «Как правильно играть с детьми», «В какие игры нужно играть с детьми»;
• проведение праздника поэзии с включением «конкурса чтецов», «Семейная скороговорка», «Лучшая дидактическая игра»;
• индивидуальные беседы с родителями по итогам мониторинга;
• консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии;
• проведение родительских собраний;
• совместное изготовление игр и пособий по развитию речи;
• анкетирование.
6. Определение качества образования при использовании технологий
Результатом работы по данному направлению является стабильная положительная динамика освоения детьми образовательной программы по всем пяти областям.
Таким образом, можно сказать, что весь комплекс мероприятий способствовал стабильной положительной динамике освоения детьми образовательной программы по всем пяти образовательным областям, в том числе и в области речевого развития.
Развитие научного и творческого потенциала воспитанников позволило принять участие в конкурсах:
- участие в турнире по футболу среди ДОУ г. Магнитогорска «Горный ручеек»;
- участие в Международном интернет конкурсе поделок из природного материала «Чудеса природы»;
- участие в конкурсе чтецов на уровне ДОУ, в рамках праздника поэзии, посвященному творчеству Юнны Мориц.
7. Транслирование педагогического опыта
Считаю очень важной деятельность по транслированию накопленного педагогического опыта. Осуществляла ее в следующих формах:
1. В образовательном учреждении делюсь с коллегами опытом по оформлению предметно – пространственной среды.
2. Участвую в профессиональных конкурсах:
- в районном конкурсе презентаций «Создание условий для организации трудовой деятельности детей раннего возраста»;
- в районном конкурсе презентаций «Познавательное развитие детей раннего возраста»; открытые занятия для педагогической общественности в рамках методического объединения с детьми раннего возраста образовательная область трудовое воспитание: «Кукла Маша», «Посадил дед репку»; образовательная область физическое развитие: «В гостях у Мишки»;
- проводила открытое мероприятие с детьми среднего возраста на тему: экспериментирование «Магниты».
3. Участвую в интернет конкурсах (разработка конспекта занятия по физическому развитию во второй младшей группе, разработка экологического проекта, детские работы);
8. Заключение
Анализ результатов проделанной работы показал, что игровая деятельность расширяет кругозор, вводит в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, литературный и художественный вкус, а также способствует появлению собственных рассуждений, потребности высказываться, развивает речь.
Полученные результаты работы позволят расширить и углубить представления о процессе, направленные на развитие речи дошкольников по средствам игровой деятельности.
В дальнейшей своей работе ставлю перед собой задачу разработать систему мероприятий, направленных на развитие речи у детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Ушакова О. С Программа развития речи дошкольников. –М., 2015.
2. Реализация содержания образовательной области Речевое развитие в форме игровых обучающих ситуаций. – Спб., 2016.
3. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. – М., 2011.
4. Алексеева, М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Электронный ресурс] : уч. пос. – М. : Академия, 2000. – 400 с. // Режим доступа : https://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-327.shtml
5. Развитие речи детей дошкольного возраста : пос. для воспитателя детского сада [Электронный ресурс] / под ред. Ф. А. Сохина. – Москва : Просвещение, 1979. – 223 с. – Режим доступа : https://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-145.shtml
6. Система работы по приобщению детей к чтению родителей [Электронный ресурс] – Режим доступа :https://sch224s.mskobr.ru/dou_edu/doshkol_noe_otdelenie/conditions/vzaimodejstvie_s_roditelyami/sistema_raboty_po_priobweniyu_detej_k_chteniyusistema_raboty_po_priobweniyu_detej_k_chteniyu/
7. Сухомлинский В. А., https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/12/19/statya-na-temu-vliyanie-palchikovyh-igr-na-razvitie-rechi
8. "Ребенок учится говорить" М. М. Кольцовой и "Пальчиковый игротренинг" М. С. Рузиной.
9. Калмыкова Л. Н., «Здравствуй, пальчик! Как живёшь?». Волгоград: Учитель.
10. Игры Е. М. Карповой, Е. В. Соловьёвой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, игра «Чей хвост?», «Один — много», «Назови ласково», «Чего нет?» и др.