Ольга Новокрещенова
Аналитический отчет учителя-логопеда
Аналитический отчет учителя-логопеда
В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования.
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества и приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
Публикация «Аналитический отчет учителя-логопеда» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Практика логопедической работы в межаттестационный период показала увеличение количества детей с нарушением речи в группах общеразвивающей направленности. Также наблюдается тенденция к увеличению детей-логопатов с сочетанными диагнозами.
Цель анализа : проанализировать и дать оценку логопедического сопровождения коррекционно-образовательного процесса в условиях логопункта, направленного на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала.
Данная цель конкретизирована задачами, представленными на слайде.
Логопедическое обследование детей, зачисленных на логопункт, проводилось с использованием традиционных и современных методов комплексной диагностики устной речи дошкольников и психолого-педагогического обследования неречевых функций Трубниковой Н. М., Крупенчук О. И., что позволило получить объективные результаты, грамотно определить этиологию и механизм речевых нарушений, на основе прогноза построить перспективную программу индивидуального развития и коррекции. Организованная и проводимая коррекционная деятельность дает положительную и устойчивую динамику речевого развития.
Логопедическая работа с детьми проводится в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Во время подгрупповых занятий дети объединяются по признаку однотипности нарушений. Состав детей в подгруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка.
Направлениями коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи явились следующие:
1. Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа. В рамках данного направления проводилась работа над коррекцией звукопроизношения, развитием просодики, речевого дыхания, слоговой структуры слова, совершенствованием фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
2. Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи. В этом направлении осуществлялась работа по развитию словаря (пассивного и активного, формированию грамматического строя речи, развитию связной речи и навыков неречевого общения.
3. Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения. По данному направлению коррекционно-педагогическая деятельность была направлена на обучение элементам грамоты и развитие графомоторных навыков.
Для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в игровой форме использовались пособия: «Умный малыш», а также пособия игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» Воскобовича В. В. : прозрачный квадрат, двухцветный квадрат, геоконт, геовизор, игровизор.
Коррекция звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста через использование современных игровых технологий - приоритетное направление, над которым велась работа в межаттестационный период. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указанием, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия). С использованием пособий для постановки и автоматизации звуков мною проводились логопедические занятия, полностью охваченные какой-либо игровой ситуацией: «Посылка» («Письмо», «Веселая школа» и др.
Мною использовались игровые упражнения (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую и мелкую моторику). Артикуляционную гимнастику сопровождала чтением стихотворений, демонстрацией компьютерных презентаций. Игровую ситуацию создают предварительные или совместные движения руками, имитирующие движения языка, неба, челюстей (артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой). Например, игровое упражнение «Горка.
На первом и втором этапах работы над звуком велась работа над выработкой правильного речевого дыхания.
Для развития мелкой моторики проводились подражательные игры на статическую и динамическую организацию пальчиковых поз: «Зайчик», «Коза»и другие. С этой же целью проводились дидактические и развивающие игры: «Собери пирамидку», «Собери матрешку»,
Использовались речевые игры-забавы «Сорока – сорока…», «Этот пальчик в лес пошел…»; игры с массажными шариками: «Мяч колючий…»; всевозможные шнуровки; волшебный мешочек; сенсорные коврики для пальчиков; объемные и плоскостные игрушки-застежки; пальчиковые театры.
Восприятию звука, его постановке и автоматизации в изолированном виде, а также развитию мелкой моторики и восприятию пространства способствуют упражнения «Звуковые дорожки» с использованием игровых ситуаций. Например, игровое упражнение «Пароход» : «Пароход заблудился в море среди скал. Помоги ему доплыть до пристани. Проведи пальчиком по дорожке и погуди: «Л-Л-Л».
Закрепление произношения звуков в слогах осуществлялось в играх «Слоговые дорожки» (все звуки). Например, «Спой песенку скворца» (звук [ц])
Отработке звука в словах способствовали настольно-печатные игры или игры-бродилки «Лабиринты».
На всех этапах работы над звуком проводились разнообразные игры на развитие фонематического слуха, звукового восприятия и слухового внимания: словесные («Внимательные ушки»; «Звуковая цепочка», «Доскажи словечко», «Назови последний (первый) звук», «Четвертый лишний» и другие, игры с движением («Поймай звук) и другие. Данной работе способствовали дидактические и развивающие игры: «Кто быстрее соберет вещи?», «Магазин», «Зоопарк», «Украсим шапки» и др.
Для повышения качества образования использую инновационные технологии:
- здоровьсберегающие технологии: дыхательная гимнастика, мимическая гимнастика, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, массаж шестигранными карандашами, массаж мячиками и кольцами Су-Джок;
- игровая технология Воскобовича В. В. ;
- технология лэпбук;
- элементы логоритмики.
Целенаправленно внедряю в образовательный процесс современные педагогические технологии: игровые, информационно–коммуникационные (презентации, дидактические компьютерные игры, использую обучающие и развивающие компьютерные программы для развития фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза, для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания, для постановки, автоматизации и дифференциации звуков, игры для развития слоговой структуры слова, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.
Развитие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников позволило принять участие в конкурсах, фестивалях: 2016г. : IV Городской фестиваль конструирования «Юный архитектор» среди муниципальных дошкольных образовательных организаций Екатеринбурга, городской праздник поэзии «Звездочки» (районный этап, первый городской фестиваль патриотической песни для детей и юношества «Звездочка»; 2017 г. : II городской конкурс «Маленькие граждане большой страны», Городской интеллектуально-творческий конкурс «Юные правоведы» для воспитанников дошкольных образовательных организаций 5-7 лет.
За время работы в межаттестационный период было разработано программно-методическое сопровождение образовательной деятельности (рабочая программа (модуль образовательной деятельности) «Речевое развитие» основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, открыта в социальной сети собственная электронная страничка на сайте MAAM.RU
В межаттестационный период уделяла большое внимание совместной работе с педагогами ДОУ. Для воспитателей проведены консультации, мастер-классы, семинары-практикумы. Совместно с музыкальным руководителем, принимала активное участие в проведении праздников.
Проблему коррекции звукопроизношения у детей невозможно решить без тесного сотрудничества с родителями. Для родителей осуществлялась информационно-просветительская деятельность по направлениям развития речи ребенка. Для повышения их компетентности в этом направлении мною были проведены консультации: «Основные правила работы при выполнении заданий логопеда», «Речевые игры», «Зачем нужны логопедические домашние задания», «Свистящие звуки», «Сонорные звуки», «Артикуляционные упражнения», «Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки», «Делаем дыхательную гимнастику правильно», «Правильно слышим – грамотно пишем». Постоянно обновляю информационный уголок: «Советы логопеда» (рекомендации родителям по развитию речи детей).
С целью привлечения родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых расстройств у детей, применялись практические формы работы, такие как открытые занятия по постановке и автоматизации звуков, индивидуальные практикумы по обучению родителей приемам автоматизации звуков, консультации, индивидуальные логопедические тетради.
Опыт моей профессиональной деятельности был представлен на следующих мероприятиях:
- VIII Международных социально-педагогических чтениях им. Б. И. Лившица «Социальная педагогика и социальная работа: вчера, сегодня, завтра»;
- Общероссийский инновационный проект «Моя Россия» (публикация в сборнике научно-исследовательских, методических и творческих работ);
- Международный конкурс «Социальная адаптация детей дошкольного возраста».
- Всероссийский конкурс «ИКТ-компетентность как критерий оценки профессиональной деятельности согласно требованиям профстандарта современного педагога».
Уровень речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста, поступающих в детский сад в большинстве случаев не соответствует возрастной норме. Характер нарушений произносительной стороны речи свидетельствует о сбоях формирования речевой системы на ранних этапах онтогенеза.
Таким образом, актуальной становится проблема раннего выявления и профилактики нарушений в звукопроизношении (с момента поступления в ДОУ) и организации своевременной коррекционно-развивающей помощи, при использовании потенциала сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции.
Отсутствие профилактических мер по предупреждению нарушений звукопроизношения в младшем дошкольном возрасте может привести к появлению нарушения процесса общения, трудностям адаптации в детском коллективе, речевому негативизму, вторичной задержке познавательной деятельности, отрицательно влиять на усвоение чтения и письма.
Данные факторы позволили определить мне основное направление профессиональной деятельности на следующий межаттестационный период:
оптимизация содействия и сотрудничества участников коррекционно-развивающего процесса в ДОУ с целью профилактики речевых нарушений
посредством современных форм работы.
Завершая свой аналитический отчет и давая оценку своей коррекционно-педагогической деятельности в межаттестационный период, признаю ее эффективной, так как цель по данному направлению реализована полностью. По итогам речевого обследования детей старшего дошкольного возраста прослеживаются стабильные результаты.