МААМ-картинки

Аналитическая справка о состоянии развивающей предметно-пространственно среды в контексте требований ФГОС ДО

Людмила Кочина
Аналитическая справка о состоянии развивающей предметно-пространственно среды в контексте требований ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы

В связи с введением нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 г., вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам ДОУ эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Публикация «Аналитическая справка о состоянии развивающей предметно-пространственно среды в контексте требований ФГОС до» размещена в разделах

У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности : в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении : катании, игры с крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов. Поэтому в группе зоны располагаются так, чтобы у детей была возможность уединиться, но при этом сам педагог видел, но не мешал тем детям, которым необходима условная изоляция в данный момент (например, уголок конструирования и моделирования «Крепость» с деревянными и пластмассовыми частями конструктора и необходимым количеством игрушек - машинок, паровозов, тракторов, но и между зонами имеется достаточно большое пространство для удовлетворения детей в активном движении. Все, что находится в группе располагается в свободном доступе для ребенка, в нескольких вариациях - от простого варианта до сложного, для возможности самостоятельного развития ребенка.

Одна из основных черт ребенка — инициативность, самостоятельность. Окружающая среда содержит достаточное количество элементов, с которыми ребенок может самостоятельно взаимодействовать, при минимальной помощи взрослых (например, уголок конструирования и моделирования с деревянными и пластмассовыми частями конструктора и необходимым количеством игрушек - машинок, паровозов, тракторов; спортивный уголок, театральный уголок и др.) . При этом зоны расположены так, что при самостоятельной детской активности внутри группы сферы между собой не пересекаются.

Гибкость, трансформируемость, вариативность: все игрушки, с которыми могут играть дети самостоятельно, находятся на открытых полках, в непосредственной доступности, зоны достаточно мобильны, могут менять свое расположение в зависимости от ситуации (например, театральный уголок на выкатывающихся ножках для показа кукольного спектакля) .

Полифункциональность игрового оборудования: предметы-заместители. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Для этого в группе имеется игровое оборудование, которое имеет полифункциональное значение (например, игрушки- персонажи, строительные наборы, модули и др.) .

Безопасность: для безопасного нахождения детей в группе вся мебель расставлена по периметру помещения, все предметы мебели с закругленными краями, все мелкие предметы (такие как детали мозаики, находятся в коробках с плотно закрывающимися крышками. Также в группе находится уголок безопасности, в котором находятся методические пособия для изучения правил дорожного движения, безопасного нахождения детей на улице и др. методические пособия. В группе имеется уютное и безопасное место для отдыха. Это мягкая мебель рядом с уголком рисования и видом на уголок природы.

Реализация ОП ДО

В развивающей среде группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО :

- коммуникативно-личностное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков (центров развития) :

• уголок для сюжетно ролевых игр;

• уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;

• книжный уголок,

• уголок настольно печатных игр;

• уголок развивающих игр;

• уголок природы и экспериментирования с водой и песком;

• спортивный уголок;

• уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, моделирования) ;

• уголок конструктивной деятельности;

• уголок ознакомления с символами Родины.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В уголках имеются алгоритмы по использованию материалов развивающего пространства ( например: алгоритм лепки, аппликации, конструирования из бумаги, схемы для использования при конструкторских играх и др.)

Учитывая требования к развивающей предметно - пространственной среде ФГОС ДО (п. п. 3.1., п. п. 3.3 «Требования к развивающей предметно-пространственной среде» ФГОС ДО) обеспечение максимальной реализации образовательного пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, мы начали рассматривать организацию образовательного пространства с холлов детского сада. Стенды холлов, возле музыкально зала содержат информацию о наших победах и достижениях, грамоты и дипломы наших воспитанников. В фойе детского сада организуются разнообразные тематические выставки с привлечением родителей.

Предметно-развивающая среда в групповых помещениях организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Центральное место занимают материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Так же имеются материалы учитывающие гендерную направленность, т. е. интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Для развития творческого замысла в игре для девочек созданы уголки с предметами женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; для мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения русских богатырей, технические игрушки.

В групповых помещениях оборудованы сундуки «Занимательных вещиц» для «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников оборудованы уголки с материалами способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Один из центров развития в групповых помещениях старших дошкольников оборудован материалами, стимулирующими развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, объекты отражающие культурно-художественные региональные традиции: картины, иллюстрации, фото, видеофильмы, альбомы о театрах, о достопримечательностях д. Березовка, Арзамасского района и т. п.

Для успешной реализации ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать: освобождая центральную часть группы, мы предоставляем условия для двигательной активности детей и возможности их выбора. Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики (в процессе игры с лего – конструктором, выкладывания дорожек из ярких пластиковых панелей). Создавая подобные условия, мы стали замечать психологический комфорт детей, раскрепощенность, более яркие возможности для их самовыражения. Использование мягких красочных модулей в группах помогает трансформировать пространство, а полифункциональность материалов помогает изменить его в зависимости от образовательной ситуации (например, те же мягкие модули могут быть барабанами, строительным материалом, средствами для плавания, ведь интересы маленького ребенка быстро меняются.

Анализируя развивающую среду в группах детского сада, мы убедились, что в большинстве групп она соответствует требованиям ФГОС ДО. Она обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Так, например, в младших группах имеются большие пирамиды, которые позволяют закреплять знания по сенсорике в процессе двигательной активности детей при ее сборе. Большие подставки с дорожками для прокатывания фигурок развивают у малышей первые навыки групповой работы, умения договариваться, и конечно способствуют развитию мелкой моторики. В группе имеется уголок уединения, где в любой момент малыш может отдохнуть.

В группах имеются спортивные уголки с различным спортивным инвентарем. Они служат удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. Задача педагога научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному безопасному использованию физкультурного оборудования.

Спортивные уголки размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей и находились на свободном доступе, осуществляя принципы безопасности и доступности среды. В перспективе планируем разместить спортивные мини-стадионы в старших группах, заменить статичные физкультурные уголки и корзины в группах на полифункциональные выдвижные уголки для подлезания, позволяющие размещать их в любом пространстве группы по желанию детей.

Музыкальный зал эстетично оформлен. Постоянно меняются декорации в зависимости от проводимого мероприятия. Имеется электронное пианино, музыкальный центр, мультимедийная установка, предметы демонстрационного материала музыкальных инструментов, костюмерная, мини-музей театральной деятельности.

Спортивный зал оснащен современным спортивным оборудованием: детскими тренажерами (беговая дорожка, велотренажёр – 2, степпер, дугами для подлезания, коррекционными мячами различной формы, обручами, скакалками, мячами в достаточном количестве, ребристыми коррекционными дорожками для хождения, кубы разного размера, препятствием для пролезания (из труб ПВХ) и т. д.

В будущем планируем приобрести в старшие группы интерактивные доски. ноутбуки, для более широкого использования средств ИКТ, мобильные игровые модули, спортивные мини-уголки.

Таким образом, в нашем ДОУ создаются условия, направленные на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды и гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает их эмоциональное благополучие, способствуют формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства. Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

Публикации по теме:

Аналитическая справка для аттестации «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» Парфенова Виктория Викторовна Воспитатель.

Аналитическая справка по результатам оперативного контроля «Организация предметно-развивающей среды для игры в ДОУ» Аналитическая справка по результатам оперативного контроля «Организация предметно - развивающей среды в группах для развития игровой деятельности».

Аналитическая справка «Организация развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию детей» Аналитическая справка по теме: «Организация Развивающей предметно-пространственной среды по экологическому воспитанию детей младшей группы.».

Аналитическая справка развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале. Аттестация Аналитическая справка о результате личного участия Павловой Марины Валерьевны в создании развивающей предметно-пространственной среды в.

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в оздоровительной группе раннего возраста» Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в оздоровительной группе раннего возраста «Кроха»» Дата проведения.

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,.

Аналитическая справка «Создание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе» Характеристика группы: среднюю группу посещают 23 ребёнка, из них-9 девочек и 14 мальчиков. Название группы: «Смешарики». Воспитатель: Федосеева.

Аналитическая справка в создании развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Краткая характеристика группы (возрастные, гендерные особенности, особенности физического, речевого развития и др.) Во второй младшей группе.

Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДО по музыкальному образованиюОрганизация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДО по музыкальному образованию Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Создание предметно-развивающей среды с учётом требований ФГОС в группе предшкольного (старшего дошкольного) возраста 1 слайд. Создание предметно - развивающей среды в группе предшкольного (старшего дошкольного) возраста МОУ Городская основная общеобразовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитическая справка о состоянии развивающей предметно-пространственно среды в контексте требований ФГОС ДО
Опубликовано: 11 марта 2016 в 10:49
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аналитическая справка о состоянии развивающей предметно-пространственно среды в контексте требований ФГОС ДО» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Кочина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД