Галина Ильина
Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДОпо музыкальному образованию
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.
Публикация «Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада в контексте ФГОС ДО по музыкальному образованию» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Работа музыкального руководителя
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Интегративным результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребёнка дошкольного возраста происходит в деятельности ребёнка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности является создание предметно развивающей среды.
Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание развития его духовного нравственного облика. Это такая организация окружающего пространства, которая даёт возможность ребёнку реализоваться в различных видах деятельности. Предметно-развивающая среда в музыкальном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области «Музыка».
Музыкальный зал в МДОУ ЦРР д/с№23 г. о. Кинешма - это большое, светлое, специально оборудованное помещение.
В музыкальном зале проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения, спортивные мероприятия для детей, сотрудников и родителей воспитанников.
Организация пространства в музыкальном зале произведена с учётом требований СанПиНов и правил противопожарной безопасности.
Пространство музыкального зала условно разделено на три зоны: рабочую, спокойную и активную. Рабочая зона музыкального зала подразумевает продуктивную деятельность в контексте интеграции с другими образовательными областями. В рабочей зоне ребёнку предоставляется возможность выразить свои эмоции, например, с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и прочих материалов для изобразительной деятельности. Такая зона нужна не на каждом музыкальном занятии, чаще она востребована на комплексных тематических и интегрированных занятиях. Поэтому предусмотрена возможность её быстрой организации.
Основными зонами музыкального зала являются активная зона и спокойная зона.
Активная зона в музыкальном зале – это большое свободное пространство для движения под музыку, подвижных и музыкально дидактических игр для развития чувства ритма, для танцевально-ритмических упражнений, игрового музыкально-двигательного творчества.
Технические средства обучения смонтированы вне доступа детей.
Спокойная зона музыкального зала самая важная и значимая для музыкального воспитания. В этой зоне осуществляются важнейшие виды музыкальной деятельности – восприятие музыки и пение. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, интерактивной доски для наглядного материала, музыкального центра, ноутбука. В данной зоне соблюдается основной принцип организации предметно развивающей среды «глаза в глаза», дети располагаются справа от музыкального руководителя. Здесь же располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе, для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми. Организация предметно-развивающей среды осуществляется : по видам музыкальной деятельности и с учётом интеграции образовательных областей. Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда.
Образовательные области.
• Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками в области музыки; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости на музыку,формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
• Познавательное развитие предполагает развитие расширение кругозора детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества, любознательности и познавательной мотивации, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
• Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
• Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
• Физическое развитие включает в себя развитие физических качеств в процессе музыкально-ритмической деятельности, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук; использование музыкальных произведений как сопровождения в зарядке и на физкультурных занятиях. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни через музыкально-игровые образы, релаксация.
В каждом виде музыкальной деятельности используется оборудование, с помощью которого осуществляется интеграция образовательных областей.
«Познавательное развитие», «Физическое развитие»
1. Восприятие музыки. Происходит во всех зонах музыкального зала. Инструмент (фортепиано). Репродукции картин или – иллюстрации. Набор детских музыкальных и шумовых инструментов- (шумовые инструменты из бросового материала, изготовленные совместно с родителями).
Мультимедийное оборудование, (презентации).
Разнообразные атрибуты для танцевально-ритмических движений, активное слушание в движении с соответствующими атрибутами – лентами, колокольчиками, погремушками, платочками, султанчиками.
«Познавательное развитие», «Речевое», «Социально-коммуникативное»
2. Развитие певческих способностей.
Происходит в спокойной зоне, сидя на стуле или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения.
Дидактический материал в виде карточек со значками.
Лёгкие предметы (листочки из фольги, снежок из ваты, которые можно сдуть с ладошек).
Предметы плоскостного или пальчикового театра для драматизации по тексту песни.
Набор детских музыкальных или шумовых инструментов.
Мультимедийное оборудование (презентация песни).
«Физическая культура», «Социально-коммуникативное развитие»
3. Музыкальное движение. Происходит в активной зоне.
Игрушки для танца. Атрибуты для создания сказочного игрового образа
Предметы для музыкально-спортивных композиций (мячи, обручи и тд.)
4. Элементарное музицирование.
Происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стуле, стоя возле инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкально-ритмическое упражнение.
Набор музыкальных инструментов, соответствующих возрасту детей, в том числе звуковысотные. Игра в оркестре.
Дидактический материал по теме «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты»- интеграция в область;
Мультимедийное оборудование (демонстрация различных инструментов и их звучания) – интеграция в области.
«Социально-коммуникативное развитие». «Познавательное развитие».
5. Детское творчество.
Происходит во всех зонах музыкального зала. Поскольку детское творчество невозможно в дошкольном детстве выделить в отдельный вид музыкальной деятельности, то и говорить о нём необходимо в связи с основными видами музыкальной деятельности.
Атрибуты для создания сказочного игрового образа;
Музыкальные инструменты;
Набор «Куклы-перчатки» для показа, кукольного спектакля, детская ширма, домик;
Костюмы и атрибуты различных персонажей.
«Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».
Особенность творческих проявлений детей дошкольного возраста состоит в том, что никогда не знаешь, чего ожидать от ребёнка. Педагогическое мастерство музыкального руководителя проявляется в том, чтобы с помощью собственного творчества, фантазии, смекалки сподвигнуть ребёнка не на копирование взрослого, а на выражение собственной индивидуальности. Наличие в ДОУ специально оборудованного музыкального зала даёт практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей.
Основные знания и умения ребёнок получает на специально-организованных занятиях в музыкальном зале, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, т. е. в группе. Силами наших воспитателей в каждой группе созданы предметные зоны для развития творческих способностей дошкольников. Здесь наши воспитанники имеют возможность в игровой форме закреплять знания, полученные на занятиях: исполнить знакомые песни, аккомпанируя себе на детских музыкальных инструментах; зарисовать сюжет полюбившейся песни или инсценировать её, используя элементы костюмов. Часто можно наблюдать, как дети, распределившись по подгруппам, делятся на певцов, музыкантов и зрителей. В каждой возрастной группе есть магнитофон, иллюстрации к музыкальным произведениям, диски с музыкой и сказками, инструменты по программе «Элементарное музицирование» (авт. К. Орф)
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала, всех возрастных групп детского сада обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.