Татьяна Блинова
Аналитическая справка «Индивидуализация ППС в МБДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка по итогам тематического контроля по теме «Проектирование пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС».
На сегодняшний день развивающая предметно-пространственная среда детского сада имеет позитивные изменения, но проблема её создания состоит в том, что она должна носить открытый характер, всегда соответствовать быстро меняющемуся окружающему миру.
В связи с этим возникла необходимость пересмотреть организацию предметно развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО в нашем дошкольном учреждении.
Публикация «Аналитическая справка „Индивидуализация ППС в МБДОУ“» размещена в разделах
В первую очередь был проведен проблемно-ориентированный её анализ на соответствие требованиям ФГОС ДО. Для этого предусмотрены специальные карты оценки и анализа предметно-развивающей среды, в которых выделены основные параметры, заявленные в ФГОС ДО: насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.
По результатам мониторинга РППС в дошкольных группах выявлен ряд существенных проблем:
- формальность. Среда воспринимается как ненавязчивый фон педагогического процесса. При таком подходе главная функция представленных предметов – заполнить пространство. Содержание организованной деятельности не находит отражения и продолжения в оформлении группы и центрах развития;
- статичность среды, что провоцирует снижение интереса детей к её освоению. Если ничего не меняется, а часто и трогать нельзя, большинство детей перестают это «замечать»;
- стихийность (иногда однонаправленность) при отборе игровых и учебно-методических пособий, материалов, что вызвано не только объективными (недостаточным финансирование; отсутствием ряда качественных и разнообразных материалов) и субъективными причинами (личными предпочтениями и запросами педагогов; формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или предпочтительному направлению (например, художественной деятельности, краеведению и т. п.);
- недооценка необходимости использования разных материалов и пособий, что проводит к обеднению детского опыта. Это проявляется в использовании преимущественно одного вида материалов (чаще всего преобладание печатных наглядных пособий или пластиковых игровых наборов);
- или же избыток (перенасыщенность) предметной среды.
– отчужденность. Как правило, ни дети, ни семья не принимают участие в преобразовании предметно-пространственной среды.
Но самая главная проблема в том, что среда в группах создается педагогами исходя из личных пристрастий, без учета индивидуальных потребностей ребенка, зоны ближайшего развития;
- Во всех групповых помещениях отводится место для экспонирования работ воспитанников, однако только в одной группе дети имеют возможность делать это самостоятельно;
- Не созданы условия для формирования самостоятельного поведения, мышления, принятия решений, ситуации выбора, отсутствовала мотивация ребенка для создания среды.
Проанализировав все недостатки организации развивающей предметно-пространственной среды, была определена основная цель работы по проблеме и задачи.
Цель: сформировать у педагогов профессиональные умения проектирования и моделирования развивающей предметно-пространственной среды с учетом принципа индивидуализации в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
1. Включение педагогов ДОУ в практическую деятельность, повышение уровня их компетентности.
2. Совершенствование предметно-развивающей среды, отвечающей современным требованиям в ДОУ.
3. Разработка, апробирование технологии создания предметно-развивающей среды в ДОУ, ориентированной на ребенка.
Основными направлениями работы стали:
• Методическая работа с педагогическими кадрами;
• Организация работы с детьми и родителями;
• Изучение достигнутых результатов.
Реализация основных направлений работы по совершенствованию развивающей среды осуществлялась поэтапно.
Подготовительный этап.
Цель: обеспечение основными информационными, организационными, методическими и материально-техническими условиями для создания среды.
- Организация изучения нормативно-правовых документов, регламентирующих создание развивающей среды для детей дошкольного возраста и учебно-методической литературы по проблеме;
- Организация изучения современных научных разработок по вопросам организации индивидуализированной среды;
- Систематизация у педагогов имеющихся знаний об особенностях среды развития в соответствии с ООП ДО, реализуемой в ДОУ, и требованиями ФГОС ДО.
Основной этап.
Цель: создание развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с ФГОС ДО.
- Использование эффективных методов и форм работы с педагогами, детьми и родителями по усовершенствованию РППС в ДОУ (разрабатывались индивидуальные проекты для каждой группы);
- Совершенствование и индивидуализация предметно-пространственной среды всех возрастных групп, изготовление пособий «Своими руками»;
- Внесение изменений в предметно-развивающую среду группы, придание ей характера незамкнутой, открытой системы, способной к изменению, корректировке и развитию;
- Организация участия семей воспитанников в развитии и актуализации предметно-развивающей среды, ориентированной на ребенка;
- Организация обмена опытом по созданию РППС в ДОУ (проводились семинары, семинары-практикумы, мастер-классы).
Т. Е. индивидуализация предметной среды предполагает качественные изменения. На шкафчиках появились яркие фотографии детей-хозяев с именами и датами их рождения и именами родителей. Идея и воплощение понравятся и детям и взрослым.
Педагоги всех групп позаботились о том, чтобы имя ребенка в группе встречалось как можно чаще. Новшества с именами и фотографиями стилизованы под название групп,
В 6 и 8 группах отведены места под «спонтанные» выставки.
«Копилка добрых дел» в гр. №___ : накопленные в течение месяца достижения и добрые дела воспитанников и их родителей служат положительным стимулом для доброжелательных взаимоотношений участников образовательного процесса и способствуют формированию духовно-нравственных ценностей, норм и правил.
На стендах в приемной групп периодически представлены фотоотчеты, как мы проводим время. Организуются выставки детского и детско-родительского творчества "Символ года", "Новогодняя открытка", "Раз ромашка, два ромашка, трям", «Наши папы», «Наши имамы» и др.
В результате предполагаемых изменений в предметно-развивающей среде наших групп появятся следующие уголки, направленные на индивидуализацию среды :
- «Уголок именинника», атмосфера которого создается с помощью красочного стула именинника.
- уголок «Мое настроение». Даёт возможность отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, оценивать и найти способ изменить его.
- «Панорама добрых дел». Накопленные в течение месяца достижения ребенка, представленные в рубрике, служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями.
- Стена «Наша жизнь, наши успехи» используется для демонстрации личных достижений воспитанников в конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события.
- «Имя ребёнка». В группе стараемся, чтобы имя ребёнка встречалось как можно чаще, что показывает ему его важность и значимость для взрослых, для сверстников. Поэтому мы постарались подписать имена детей там, где это было можно сделать: стульчики, шкафчики, экран настроения и т. д.
- «Остров сокровищ». Полочка, на которой могут хранится личные вещи детей.
- «Я пришел, и я пришла», это делается с помощью наклеивания соответствующих картинок.
- В группах постоянно организовываются спонтанные творческие выставки.
- «Новости дня, недели». Сообщение темы недели, проекта, информация по теме, написанные воспитателем совместно с детьми и вывешенные на всеобщее обозрение.
- Игровые макеты. Создание предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) –
- Детское коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ».
Уголки групп пополнились играми-самоделками, изготовленными дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.
Совместная деятельность по изготовлению книжек-самоделок в гр. № 9 применяется при реализации тем ООП ДОУ. Книжками-самоделками пополняется детская библиотека группы. Дети их берегут, и ими гордятся.
При построении развивающей предметно-пространственной среды учитывались следующие принципы: 1. Принцип интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области используются и в ходе реализации других областей.
2. Принцип открытости. Данный принцип можно просмотреть в организации таких стендов: «Здравствуйте, я пришел!». Размещая свои имена на стенде, ребенок начинает чувствовать себя членом сообщества детей и взрослых.
«Уголок именинника» - постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей, обозначением дня их рождения, гороскопом. Атмосфера праздника создается с помощью красочного стула именинника, персональной именинной посуды, чудесного мешочка для подарков и т. д. «Моё настроение» - в специально организованном уголке помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только свое настроение: плохое, хорошее отличное, в старших группах можно усложнить, используя для этого пиктограммы эмоционального состояния. Для демонстрации достижений отдельного ребенка в группе или в приемной оформлены персональные выставки работ детей. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки.
3. Принцип гибкого зонирования. Для этого используются легко передвигаемые многофункциональные ширмы, подвижная мебель. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
4. Принцип полифункциональности - предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности. Уголок психологической разгрузки воспитанников оборудован палаткой, ширмой, фотоальбомами с семейными или групповыми фотографиями. В уголках для уединения дети могут «спрятаться» от внешнего мира, отдохнуть от детского коллектива, просто посидеть или полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном или групповом альбоме. Используя переносные ширмы, ребенок может создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.
5. Принцип доступность среды - позволяет детям самостоятельно выбирать материал и заниматься различными видами деятельности, не прибегая к помощи взрослого. Все помещения, где осуществляется образовательная деятельность, доступны для детей. Выставки детских работ размещены удобно, на уровне детей, сам ребенок имеет возможность поместить туда свой рисунок или поделку(6, 8 гр.)
Исходя из теории и методик педагогов классиков И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, Ф. В. А. Фрёбеля, Ф. А. В. Дистервег, М. Монтесорри, русских педагогов В. А. Сухомлинского, Л. С. Выготского о необходимости создания условий для игры, деятельности и формирования личности детей, широко используем метод проектной, совместной и игровой деятельности.
Игра + Проект + образовательная деятельность + развивающая предметно-пространственная среда = формирование взаимодополняющих условий, способствующих поддержке «разнообразия детства».
Вот далеко не полный список тем проектов, которые реализованы педагогами в ДОУ: «РППС для обеспечения безопасности детей 4-5 лет на дорогах» Осипова. О. А., «Волшебница-вода», «Времена года» - Рыжова Е. А., Проекты «Семья», «Хлеб всему голова» - Наумовой Л. Ю, «Детский сад» - Наумовой Л. П. и др.
Мини-музей – еще одна из эффективных моделей развивающей предметно- пространственной среды для детей дошкольного возраста. В 2017 г. в каждой группе были организованы интерактивные экспозиции. В мини - музеях проводятся тематические занятия, занятия-посиделки, викторины, конкурсы загадок, экскурсии, семейные путешествия, отмечаются календарные даты, связанные с обрядами и традициями русского народа, экологические праздники. Интерьер мини - музея постоянен, обновляются лишь экспонаты, которые красочны и всегда рассказывают о выставленных экспонатах музея. В музее организуются выставки детских рисунков, поделок, на которых дети представляют продукты своего творчества и повествуют о них. вызывают живой интерес у детей. Разнообразные экспонаты музея служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок; разработанные схемы (памятки) описания музейных экспонатов помогаю последовательно передавать внешние свойства и качества предметов. В ходе экскурсий, тематических занятий, дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, совершенствуя при этом диалогическую речь. В музее организуются выставки детских рисунков, поделок, на которых дети представляют продукты своего творчества.
Итоговый этап.
- Анализ состояния развивающей среды и эффективности взаимодействия педагогов с детьми и родителями в ДОУ;
- Формирование банка инновационного педагогического опыта;
- Трансляция результатов работы в сетевых сообществах.
Полученный результат.
Проведя повторный анализ РППС в ДОУ, мы увидели положительную динамику в её развитии. Благодаря проведённой работе удалось индивидуализировать среду в группах, учесть интересы, потребности, уровень развития каждого ребёнка, приблизить её к соответствию ФГОС ДО и ООП ДОУ. Предметно-пространственная среда ДОУ несёт в себе действительно развивающую функцию, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество и это способствует достижению высокого уровня эмоционального комфорта нахождения детей в ДОУ.
Педагогический коллектив быстро адаптировался к новой ситуации, проявил гибкость, нашел решения сложных вопросов, используя разные источники информации: текстовые, электронные, интернет – ресурсы.
Возросла роль семей воспитанников в развитии и актуализации предметно-развивающей среды группы.
Ст. вос-ль ___/Т. А. Блинова