мария смирнова
Аналитическая справка об участии в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе
▼ Скачать + Заказать документы
О результате личного участия педагога Смирновой Марии Александровны в создании развивающей предметно- пространственной среды в группе №11 «Солнышко»
ГБОУ начальная школа — детский сад № 696 Приморского района
г. Санкт - Петербурга
Краткая характеристика группы.
В группе 18 детей из них 7 девочек (39%) и 11 мальчиков(61%).
Публикация «Аналитическая справка об участии в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Из них осенью 6 ребятам исполняется по 6 лет(33.3%, 12 в течении года по 7 лет(66.7%), группа подготовительная. Дети поступили в группу с диагнозом - Тяжёлое нарушение речи,
ОНР III уровень речевого развития, дизартрия 16 человек ; ТНР ОНР II уровень речевого развития 1 ребёнок ; ТНР ОНР III уровень развития вторично 1 ребёнок.
Физически дети ослаблены, 6 детей наблюдаются у ортопеда, 1 ребёнок состоит на учёте у психоневролога,4 у аллерголога. Никто из детей не имеет I группу здоровья.
16 детей имеют II группу здоровья(89%, 2 детей III группа здоровья(11%).
Предметно- развивающая среда содержательно насыщена и соответствует возрасту детей и организованна таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься своим любимым делом. Всё игровое пространство группы визуально разделено на игровую и учебную зону. В каждой зоне расположены игровые, исследовательско-познавательные центры, которые доступны детям и все пособия находятся на уровне детей.
В группе очень уютно и привлекательна. Но так как группа компенсирующего вида я создала развивающую среду с учётом коррекционной направленности. В спальне группы сделан кабинет логопеда,где дети занимаются каждый день. Предметно — развивающую среду я спроектировала в соответствии с программой развития и воспитания детей. При создании я учитывала особенности детей, а так же гендерную принадлежность.
Групповые помещение условно разделены на центры.
Схема предметно — пространственной среды
– Музыкально — театральный центр «Закулисье»
Оснащён различными детскими музыкальными инструментами. Так же есть разные виды театра (слайд № 9; 10; 13; 15) — би-ба-бо; настольный, костюмированный,плоскостной, пальчиковый, театр масок по сказкам. В группе есть ширма, набор иллюстраций, книг, а так же ауди — видео материала, дидактические и развивающие игры для творчества детей.
- Центр художественного творчества «Кисточка»
Здесь находятся наборы карандашей, фломастеров, мелков, маркеров,пластилина, бумаги, обводок по лексическим темам, раскраски, для свободного творчества детей. Так же имеется альбом — поэтапного выполнения рисунка объекта и различными развивающими играми (слайд № 13.3)
- Центр науки «Почемучка»
Это центр эксперементирования, который очень нравиться ребятам. Здесь можно проводить различные опыты. Тут и различные весы, мерные стаканчики, микроскоп, лупы, различный природный материал, сосуды, линейки, магниты, тетради для проведения опытов и есть стол для игр детей с водой и песком (слайд № 6; 13.2) и набором развивающих игр.
– Центр «Хочу всё знать»
Тут дети могут выбрать настольные игры по своему желанию. Здесь так же имеется магнитная и простая меловая доска, ковролин, игры сделанные руками детей, детские компьютеры и электронные игры — для различных учебных задач (слайд № 3.3; 13.2)
– Центр природы «Капелька»
Есть уголок с цветами, наборами ухода за растениями (тряпочки, лейки, палочки для рыхления почвы); картотека : схем — ухода за растениями, правил безопасности, цветов и растений; схема роста и развития растений; гербарий; альбом наблюдений; календарь погоды; стихов; ауди и видео материала; компьютерные игры (слайд № 6)
– Центр конструирования «Самоделкин»
Здесь находится различные вида конструкторы : большой и малый деревянный (настольный, мягкий, пластиковый, конструкторы — головоломки,LEGO, плоскостной для ковролина. Имеются схемы для строительства, иллюстрации,модели транспорта (слайд № 8.1 ; 8.2)
– Физкультурно — оздоровительный центр «Мир спорта»
Является стимулирующем фактором развития здорового образа жизни у детей, способствует развитию активности детей — развитию мелкой и крупной моторики у детей, развитию координации, развитию ловкости и быстроты,гармоничного развития ребёнка. Много пособий для профилактики плоскостопия у детей : массажные коврики, дорожки покупные и сделанные руками родителей и мной. Так же есть картотеки : бодрящей гимнастики, зарядки, подбором подвижных игр и упражнений, динамических пауз и игр с движением,ауди и видео материала (слайд № 5.3 12)
- Центр речевого развития «Язычок»
В группе уделяется этому центру большое внимание (слайд № 5) Здесь и большое зеркало, наборы маленьких настольных зеркал, пособия на развитие мелкой моторики рук, игр сделанных мной на развитие дыхания (по сезонам — листочки, капельки, снежинки, бабочки, кораблики; свистульки;трубочки; пёрышки;картотеки — речи с движением; альбомами стихов по лексическим темам, ауди и видео материала «Домашний логопед». Так же очень много пособий и игр для развития фонематического слуха, грамматического строя речи, слова. Так же имеются разработаны и придуманные мной игры и упражнения (авторские).
– Центр Петербурговедение «Петербуржец»
Здесь есть и литература, и иллюстрации, фото, видео материал, пособия, игры о городе и нашей стране. Тут ребята знакомятся с символами города, страны, а так же узнают историю, в увлекательной форме — игр, видео и ауди записях (слайд № 7 ; 4.1)
Всё пространство предметно — пространственной среды группы № 11 «Солнышко» безопасно, соответствует санитарно — гигиеническим требованиям (мебель изготовлена из экологически чистых материалов, имеет сертификат качества, в мебели отсутствуют острые углы)Вся мебель в группе закреплена, столы и стулья соответствуют расту детей; правилам пожарной безопасности (нет доступа к розеткам) Помещение группы оснащены пожарной сигнализацией. Весь материал отделки группы и мебель соответствует пожарным требованиям. Входы и выходы группы и спальни свободны для прохода, так же есть в группе фонарик и список детей и их родителей (телефон и адрес) для экстренной связи. Дети ознакомлены с правилами эвакуации в экстренных случаях. В группе имеется журнал инструктажа детей по безопасному пребыванию детей в детском саду. В группе отсутствуют ядовитые растения и цветы с иголками. Так же в группе отсутствуют колющие — режущие предметы. Ножницами дети работают под присмотром взрослых (после инструктажа, затем убираются в контейнер и вместо недоступное для детей. Карандаши находятся в контейнере в горизонтальном положении.
Пространство группы трансформируется в зависимости от поставленной образовательной ситуации (слайд № 2 ; 3.1 ; 4.1 ; 9.1 ; 12.3). Спальня используется в течении дня, пака дети не спят. Так же используется ковёр, столы и стулья могут передвигаться. В группе имеются 2 магнитно — маркерных доски, мольберт, пособия на липучках и местом для них. Поэтому и пространство используется всё в группе, в зависимости от возможностей и интересов детей.
Игры, пособия, мебель в группе «Солнышко» полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности.
Например, муляжи овощей и фруктов - используются в различных образовательных областях:
Развитие речи — ознакомление, составление описательных рассказов.
Познавательное развитие — развитие математических представлений : количественный счёт,порядковый счёт и умение различать цвет и форму.
Авторская игра «Волшебные крышечки» (презентация авторских игр слайд № 4.5.6) используется в образовательной области — развитие речи : упражняю детей в определении позиции гласных и согласных звуков в слове, делении слова на слоги.
в познавательное развитие — развитие математических представлений : порядковый счёт, умение различать цвет.
Художественно эстетическое развитие — дифференцировка цвета, развитие творческого воображения.
В группе я, Смирнова Мария Александровна организовала различные пространства : зоны игр для мальчиков и девочек( (слайд № 4.2 ; 4.3)с набором С-Р игр; уголок природы, конструирования; уединения) наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающий свободный выбор детей.
Вся группа и весь игровой материал периодически меняется (смена лексических тем, появляются новые предметы, стимулирующие речевую, игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую (опыты проводятся 1раз в неделю) активность детей: игры и игрушки на развитие речи детей, внимания, памяти, мелкой моторики, познания. Таким образом обеспечивается интересный захватывающий, процесс совместной деятельности детей и педагога.
Поэтому развивающая среда группы является вариативной.
Предметно — развивающая среда спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ГБОУ № 696 Приморского района г. Санкт- Петербурга.
В группе созданы условия реализации образовательных областей:
• Социально — коммуникативное
В группе есть атрибуты и оборудование для С-Р игр (магазин продуктовой, промтоварный и т. д; доктор - разные специальности ; семья ; парикмахерская — маникюрный кабинет ; транспорт, пособия по развитию целостной картины мира, по безопасности, патриотическому воспитанию, по знакомству с традициями, родным краем.
• Познание
В группе счётные палочки для свободной деятельности детей и схемы игр к ним, блоки Дъенеша, кубики Никитина, танграмм и схемы к ним, колумбово яйцо плюс схемы. Так же имеются пособия и игры для развития логики, внимания, мышления детей.
• Для эксперементирования дети могут использовать разные приборы для измерения
длинны, ширины, высоты, и веса различных предметов. Есть тетради для проведения эксперементирования, альбом наблюдений, схем безопасной работы с определёнными предметами.
• Речевое развитие
Картотеки — игр для развития речи, стихов по лексическим темам, пословиц, потешек, загадок, песен. Много пособий и игр для развития грамматического строя речи (презентация авторских игр, для развития монологической речи, для умения выделять звуки, подбор игр по сказкам, книг, для развития мелкой моторики.
• Художественно -эстетическое развитие.
В группе есть набор авторских раскрасок с логическим заданием по лексическим темам, принадлежности для рисования, различных иллюстрации художников, наборы открыток, фотографий. Д/И «Что забыл нарисовать художник», «Найди заплатку», «Чем похожи, отличаются», «Волшебный цветок», «Дорисуй фигуру в предмет», «Подбери по цвету», «Заплатки», «Подбери предмет одежды», «Собери сервиз» и т. д. Есть в группе мини музей
«Народное творчества».
• Для театрализации
Есть различные виды театров,развивающие игры «Придумай сказку», «Театр теней»,
«Маски эмоций», «Логосказки», «Придумай продолжение», раскраски, иллюстрации, книги, ауди и видео материал.
• Физическое развитие
Решается оснащением группы различным материалом : различные кольцебросы, кегли, разные по весу гантели, наборы для игр в хоккей, городки, детский гольф, для игры в бокс, детский дартс, кольцо для баскетбола, различные мячи (состав и размер,массажные дорожки и массажёры. Мешочки для метания и укрепления равновесия, скакалки, эспандер, обручи, кубики и флажки разного цвета и размера, а так же дидактические игры, пазлы, раскраски.
Все пособия и материалы для работы расположены в доступном месте, систематизированы и классифицированы.
Организация предметно — развивающей среды группы № 11 «Солнышко» (подготовительной) построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. Игры и пособия подобраны для детей 6 -7 лет. Девочкам и мальчикам созданы свои зоны по интересам, набором игрушек и оборудованием, хотя дети любят меняться своими зонами и брать другие обязанности на себя. Так как в группе больше мальчиков то игр и пособий ориентированны на них : больше машинок, наборов конструкторов,игрушечных компьютеров и компьютерные игры.
Все игры, игрушки, пособия, материалы в группе доступны детям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Вывод:
Развивающая предметно — пространственная среда в группе № 11 «Солнышко», создана с учётом ФГОС ДО и даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности,и чтобы каждый день пребывания в саду был наполнен радостью и интересными играми.