Алла Козлова
Аналитическая справка по итогам тематического контроля.
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка о результатах тематического контроля
«Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию навыков монологической речи через различные виды словесной работы (пересказ)».
Сроки проведения:
Обследование связной речи показало, что у детей при пересказе литературных текстов есть трудности, а именно соблюдение структуры высказывания (наличия начала, середины, конца, степень самостоятельности ребенка при пересказе.
Публикация «Аналитическая справка по итогам тематического контроля,» размещена в разделах
В ходе контроля было организовано посещение занятий в различных возрастных группах. Установлено, что программное содержание занятий по речевому развитию соответствует задачам речевого развития, возрастным особенностям детей. На занятиях созданы условия для организации работы по развитию речи: демонстрационный и раздаточный материал, продумано рациональное размещение детей, соблюдены санитарно-гигиенические условия.
Занятия организованы в соответствии с методикой проведения: в организационном моменте создается интерес детей к занятию. Однако не всегда педагоги используют обоснованные и правильно подобранные методы, приемы и средства обучения, которые позволяют постоянно удерживать внимание детей и добиваться высокого уровня усвоения ими материала. Также, хочется обратить внимание на низкую речевую плотность занятия во всех возрастных группах. Высказываются на занятиях лишь некоторые дети, большинство отвечает односложно, хотя педагоги побуждают детей к ответам словосочетаниями (младшие) или предложениями (старшие).
Посещения занятий в подготовительных группах, позволяют сделать вывод, что не все дети могут пересказать без подсказки и наводящих вопросов педагогов, что словарь большинства детей беден. Типичные особенности речи: односложные предложения, частая замена существительных местоимением, неточное обозначение действий. При пересказах произведений выявлен низкий уровень связной речи, признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность.
Отметим, что некоторые дети довольно успешно пересказывали, однако многие испытывали значительные трудности в словесном выражении мысли. В результате получается противоречие: с одной стороны, дети обладают информацией, а с другой – не могут эту информацию воспроизвести, повторить.
Вывод следующий: недостаточно проводится работа по пересказу текстов, которая является важнейшим условием развития речевой культуры детей дошкольного возраста. Театрализованной деятельности, как средству развития связной речи, не уделяется должного внимания.
Анализ профессионального мастерства педагогов показал, что не все педагоги знают программное содержание образовательной области, цели и задачи своей возрастной группы, направления работы по развитию речи, приемы интеграции задач речевого развития в различные образовательные области. Также, у начинающих педагогов есть трудности при выборе эффективных методов и приемов, исходя из индивидуальных особенностей речи детей своей группы, возникают трудности при организации индивидуальной работы с детьми в разные режимные моменты. Хочется отметить ошибочное мнение педагогов, указывающих главным средством развития речи дошкольников организованные занятия, и не обращающих внимания на создание речевой среды и использование разнообразных методических приемов в соответствии с возрастом детей.
В основном речь педагогов точна, эмоционально выразительна, доступна пониманию детей. В непосредственно-образовательной деятельности и нерегламентированной совместной деятельности с детьми педагоги умеют точно и доступно формулировать вопросы к детям. Однако, обращает на себя внимание тот факт, что мало используется приемов для активизации мышления.
Для развития речи детей значение имеет правильно организованная предметно-развивающая среда групп. Разнообразный развивающий материал имеется во всех группах. Развитию речи способствуют имеющиеся во всех группах книжные уголки с тематическими выставками, различные виды театра, игровые уголки, где возможно организовать общение детей в сюжетно-ролевых играх, уголки природы, и т. д. где дети могут общаться, обогащая лексику новыми словами, необходимыми для наблюдений, описаний наблюдаемых объектов и явлений. В группах педагогами собраны подборки стихов, литературных произведений для чтения детям. Имеются доступные детям дидактические и настольно-печатные игры. Для проведения занятий имеются наглядно-демонстрационный и раздаточный материал. Для установления освоения детьми содержания образовательной программы во всех группах имеется диагностический материал, обеспечивающий проверку владения детьми всеми компонентами речи.
Однако педагогами не достаточно используется развивающий потенциал уголков театрализованной деятельности, уголков ряжения, детских коллекций, выставок творчества.
Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учете возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги регулярно проводят занятия. В утренний и вечерний промежуток времени педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, лексические упражнения, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа, сюжетно-ролевые игры. Мало внимания театрализованной деятельности.
Организованная образовательная деятельность запланирована в полном объеме, соответствует возрастным особенностям детей, охватывает все компоненты речевого развития в соответствии с программным содержанием образовательной области «Развитие речи». Для закрепления полученных знаний в совместной деятельности планируются дидактические игры на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя. В нерегламентированной деятельности мало планируется работы по загадыванию загадок, организации общения с детьми по интересным для них темам. Запланированы досуги, викторины, интеллектуальные игры. Можно рекомендовать включить в план работу по словотворчеству, самостоятельную художественно-речевую деятельность.
С семьями воспитанников планируются индивидуальные и групповые консультации, беседы, оформление наглядной информации в родительском уголке, выставки специальной литературы по речевому развитию детей.
Взаимодействие с родителями по проблемам речевого развития дошкольников носит не регулярный, не целенаправленный характер.
Необходимо беседовать с родителями, объясняя им важность речевого развития детей и находить своевременное решение по исправлению нарушений в речи. Организовывать тематические выставки для воспитанников и родителей, направленных на совершенствование речи детей. Проявлять большую творческую инициативу в работе с родителями по речевому развитию воспитанников.
Таким образом, на основании проведенного контроля можно сделать следующие выводы:
1. Речевое развитие детей соответствует среднему уровню программных требований.
2. Планирование занятий осуществляется целенаправленно, систематически, с усложнением программного материала и в соответствии с возрастом детей.
3. У многих детей не сформирована связная речь, признаками которой являются содержательность, логичность, последовательность.
4. Активнее использовать наглядные методы и методы, активизирующие мышление дошкольников.
5. Недостаточно уделяется внимание планированию индивидуальной, предшествующей работы с детьми. Не всегда прослеживается взаимосвязь планирования совместной деятельностью педагога с детьми и самостоятельной деятельностью детей.
6. Не всегда учитываются современные требования к эстетике и наполнению среды.
7. Работа с родителями по данной проблеме проводится недостаточно. Мало обращается внимание на проведении совместных встреч, индивидуальных бесед и наглядной агитации.
Рекомендации:
1. Разработать методические рекомендации для воспитателей «Работа по развитию навыков монологической речи через различные виды словесной работы (пересказ) и театрализованную деятельность».
Срок: декабрь 2016 г.
Отв. : творческая группа
2. Продолжить работу по наполнению книжных уголков и уголков театрализованной деятельности.
Срок: постоянно
Отв. : воспитатели
3. Работу с родителями проводить в тесном сотрудничестве, использовать современные формы взаимодействия.
Срок: постоянно
Отв. : воспитатели