Светлана Курмашева
Адаптивная физическая культура для детей с нарушением зрения в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптивная физкультура для детей с нарушениями зрения в дошкольном учреждении
.[/b]
Адаптивная физкультура – метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания.
Публикация «Адаптивная физическая культура для детей с нарушением зрения в ДОО» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Как известно, зрительный дефект ребенка снижает у него не только познавательную, но и двигательную активность. Уровень физического развития детей с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников.
Дети, с нарушением зрения, скованы, и из-за страха пространства у них ограничена двигательная активность, нарушена координация движений. В связи с трудностями подражания и овладения пространственными представлениями нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, в подвижных играх. Письмо по Брайлю, поза детей с остаточным зрением при чтении и письме с низко опущенной головой, монозрение, нарушение бинокулярного зрения отрицательно влияют на развитие дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ведут к кривошее, сколиозам, остеохондрозам в шейном отделе и другим нарушениям.
Дети с недостаточностью зрения нуждаются :
• в коррекции самих движений, так как движения ребенка скованны и не координированы;
• в коррекции зрительного восприятия;
• в коррекции телосложения, осанки и плоскостопия;
• в коррекции развития физических качеств;
• в коррекции пространственной ориентировки, точности движений.
Цели АФК:
1. Обеспечить всестороннее и полноценное развитие ребенка.
2. Повышение мобильности как средства интеграции инвалидов по зрению в общество зрячих.
3. Восстановление и совершенствование, с помощью средств АФК, физических и психофизических способностей слепого и слабовидящего школьника.
Задачи:
1. Укрепление здоровья детей с тяжелой патологией зрения. Содействие гармоничному физическому развитию и закаливанию организма.
2. Повышение физиологической активности органов и систем организма школьников с вторичными отклонениями в развитии.
3. Освоение основных двигательных навыков и умений.
4. Активизация функций сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
5. Укрепление мышечно-связочного аппарата.
6. Исправление дефектов осанки и предупреждение развития сколиоза, плоскостопия.
7. Укрепление склеры и мышечной системы глаза, улучшение кровоснабжения тканей глаза.
8. Формирование необходимых умений и навыков самостоятельной пространственной ориентировки.
Наличие первичного дефекта (дефект зрения) не говорит о том, что у аномального ребенка должен развиться вторичный дефект.
Наша основная задача - предупреждение и коррекция развития вторичных отклонений в опорно - двигательном аппарате (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие, сердечно – сосудистой и дыхательной системах, рационально используя средства АФК.
Основные средства АФК:
1. бег, ходьба с различными положениями рук и ног;
2. упражнения с гимнастическими палками для развития и укрепления мышц плечевого пояса, спины, живота, нижних и верхних конечностей;
3. висы на гимнастической стенке;
4. упражнения для укрепления сводов стопы;
5. ходьба по гимнастической скамейке с грузом на голове для развития равновесия;
6. упражнения на формирование навыка правильной осанки;
7. специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, остаточное зрение);
8. дыхательные упражнения;
9. упражнения на расслабление мышц (релаксация мышц);
10. работа на тренажерах для совершенствования координации движений и развития мышц.
При подборе и использовании физических упражнений на занятиях ФК ориентируются на ведущий дефект (снижение функции зрения).
С учетом сниженных функциональных систем глаза разработаны комплексы упражнений для детей с нарушением зрения :
• ЛФК при нарушении осанки;
• сколиозе;
• плоскостопии;
• ДЦП;
• бронхиальной астме;
• сердечно - сосудистой и дыхательной системах;
• при заболевании глаз.
Упражнения с лентами.
Дети в руки берут ленты разного цвета. Длина ленты не более 40 см.
1 упражнение.
Дети двигаются по кругу легким бегом (можно шагом, приставными шагами, подскоками). По сигналу инструктора фк ребенок должны найти себе пару с одной лентой такого же цвета как и у него. ( Для подготовительного возраста задача усложняется: надо найти пару с лентами того же цвета)
2 упражнение.
Дети делятся на пары. Затем берут ленты – в правую руку одного цвета, в левую –другого. В паре должны быть ленты одинаковых расцветок. Встают лицом друг к другу и выполняют упражнение под счет инструктора.
И. п. лицом друг к другу, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища.
-1- Правая рука через сторону вверх до соединения с правой рукой партнера;
-2- Правая рука через сторону вниз;
-3- Левая рука через сторону вверх до соединения с левой рукой партнера;
-4- Левая рука через сторону вниз в и. п.
3 упражнение. Прыжки.
И. п. Ноги вместе, руки вдоль туловища.
-1- Правая рука вперед, левая рука назад. Ноги наоборот левая вперед, правая назад;
-2- Меняем прыжком левая рука вперед, правая нога вперед, Правая рука назад, левая нога назад;
Можно вместо счета называть цвета.
В данных упражнениях развивается внимание детей, цветовосприятие, ориентирование в пространстве, равновесие, координация движений.
Для улучшения координации движений акцентируется внимание на упражнения в равновесии, так как они улучшают функцию вестибулярного аппарата.
Учитывая специфические особенности развития слепых и слабовидящих детей, используются упражнения на овладение навыками пространственной ориентировки, активизацию сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, мышечно-двигательное чувство).
Таким образом, с помощью специальной методики формируется всестороннее и полноценное развитие слепого и слабовидящего школьника путем восстановления и совершенствования его физических и психофизических способностей.