Елена Пинкина
Адаптированная рабочая программа по музыке для ребенка с РАС в 1 дополнительном классе
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новоселовская основная общеобразовательная школа
Чертковского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Новоселовской ООШ
Приказ № от 2020
Подпись руководителя ___Изотова Н. А.
М. П.
Адаптированная рабочая программа
по предмету «Музыка»
на уровне начального общего образования
1 (дополнительный) класс для учащегося
Рабочего Михаила
Публикация «Адаптированная рабочая программа по музыке для ребенка с РАС в 1 дополнительном классе» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Количество часов 66 часов (33 очных часа, 33 часа самообразования)
Учитель_Пинкина Е. А.
Программа разработана на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 классы : в 2 сб. /Под ред. В. В. Воронковой. - М. : Просвещение, 2013. – Сб. 1.
2020 – 2021 учебный год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Музыка» составлена для учащегося с расстройством аутистического спектра и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образова-ния обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3) и в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы) :
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 классы : в 2 сб. /Под ред. В. В. Воронковой. - М. : Просве-щение, 2013. – Сб. 1.
2. Адаптированной основной общеобразовательной программы для обуча-ющихся с расстройством аутистического спектра МБОУ Новоселовской ос-новной общеобразовательской школы на 2020 -2021 учебный год.
3. В соответствии с учебным планом МБОУ Новоселовской ООШ на 2020-2021 учебный год
4. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Россий-ской
Федерации»;
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 № 1598;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 № 26 &;Санитарно-эпидемиологические требования кусловиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (СанПиН 2.4.2.3286-15).
7. Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования (АООП ООО) МБОУ Новоселовской ООШ на 2020-2021 учебный год.
8. Положения о структуре рабочей программы МБОУ Новоселовской ООШ
9. Учебного плана МБОУ Новоселовской ООШ на 2020-2021 учебный год
10. Комплект отдельных рабочих программ и коррекционных курсов для 1 дополнитель-ного и 1 класса, адресованной обучающимся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3). (Издательство "Просвещение", 2016 г
Общая характеристика предмета.
Учебный предмет музыка включён в обязательную часть образова-тельной области «Музыка» учебного плана для учащегося с лёгкой ум-ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Специфические особенности нарушения психического развития де-тей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномер-ный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. Очень важно в коррекционной работе использовать характерные, образные, по возможности, яркие распевки, песенки, отрывки музыкальных произведе-ния, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, раз-вивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, во-ля, мотивация. Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающим-ся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимо-действия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и при-родные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодиче-скими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, зву-коподражательных элементов.
Важно также сохранить привычную для детей с РАС последова-тельность смены деятельности в структуре урока. Повторяемость музы-кальных произведений отвечает принципу концентризма построения учеб-ного материала. Повторение обучающимися с РАС ранее изученных му-зыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых пережива-ний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнитель-ских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта.
Представленные в рабочей программе песни и распевки могут быть при необходимости дополнены нотными примерами аналогичного уровня сложности. Существенной частью уроков музыки являются музы-кально – ритмические движения, музыкальные игры и простые танцеваль-ные движения, корректирующие отклонения в развитии общей моторики детей с РАС. Все получаемые детьми с различными синдромами аутизма на уроках музыки знания, умения и навыки дают им собственный нрав-ственный и эстетический опыт, являющийся практически значимым для их социальной адаптации и реабилитации.
Музыка в образовательном учреждении является неотъемлемой частью предметов эстетического цикла, таких как литературное чтение, изобразительное искусство, ритмика. Специфика начального курса пред-мета музыка заключается в его тесной взаимосвязи с некоторыми учебны-ми и коррекционными предметами. А именно: разучивание текста песен способствует приобретению навыков устной речи, правильная артикуля-ция звуков и слогов, техника развития певческого дыхания способствует развитию дикции ребёнка.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уров-нями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся.
Достаточный уровень предполагает овладение программным ма-териалом по указанному перечню требований, минимальный уровень
– предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Музыка» определяется в конце учебного года в связи со сложностью структуры дефекта.
Цель: обучения музыке детей с РАС является приобщение их к ос-новам музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культу-ры в целом, для их социальной реабилитации и адаптации в современном обществе.
Основы музыкальной культуры обучающихся с РАС – интегратив-ное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару-шениями) с незначительными музыкальными способностями, не преду-сматривающее их целенаправленную подготовку к профессиональным за-нятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность пере-живаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота ин-тонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение рит-мического рисунка, правильное звукоизвлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).
Задачи:
формирование доступных музыкальных знаний и умений;
формирование стремления и привычки к слушанию музыки;
развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью (музыкальное восприятие, музыкально познавательные процессы, музыкальная память, эмоци-ональные переживания, чувство ритма, звуковысотный слух и др.);
обогащение представлений об отечественных музыкальных традици-ях (праздники, обычаи, обряды, формирование духовно-нравственных качеств личности (любовь к Родине, патриотизм, гор-дость за отечественную музыкальную культуру, как в урочной, так и во внеурочной деятельности;
реализация психокоррекционных и психотерапевтических возмож-ностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающихся неадекватных форм поведения, снятия эмоционального напряжения;
коррекция недостатков развития познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы с учётом индивидуальных возмож-ностей для профилактики социальной дезадаптации.
. Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «музыка» входит в предметную область «Искус-ство». На изучение предмета «Русский язык» в 1 (дополнительном первом классе) отводится по 2 часа в неделю (1 час - очная форма обучения и 1 час – самообразование, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели). Рабо-чая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточ-няется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА в 1 дополнительном классе
№
п/п Раздел Содержание курса
1. пение
Использование ритуала «музыкальное приветствие», «музыкаль-ное прощание»
Разучивание песен про игрушки (рыбка, котик, Петрушка, зай-чик) с использованием дидактического материала
Воспроизведение знакомых звукоподражаний: «му-му, но-но, га-га, мяу)
Разучивание коротких игр с пальчиками в музыкальном сопро-вождении
Формирование навыков пения кантилены с помощью работы над элементарными дыхательными упражнениями: «надуться как шарик», «подуть на свечу», «погреть ладошку дыханием»
Формирование пения гласных «а-о-у-и-э» при помощи «логопе-дических жестов»
Разучивание попевок и небольших песен с голоса учителя
Развитие умения слушать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом, прислушиваться к пению на примере разучиваемых песен
2. Восприятие музыки
(элементы му-зыкальной грамоты) Развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать новые короткие песенки
Знакомые попевки различать при выборе из двух
Формирование навыка внимательно прослушать небольшую часть музыкального произведения.
Формирование представления о жанрах: песня, колыбельная, марш.
Ознакомление с силой звучания: громко, тихо.
Ознакомление с темпами в музыке : быстро, медленно.
3. Игра на ин-струментах детского шу-мового ор-кестра
Формирование интереса к звучанию музыкальных инструмен-тов, эмоциональному восприятию музыки : «стук дождя» (бара-баны, шорох листьев» (тамбурины, «звон капели» (треугольник)
Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкаль-ных инструментов : выполнять ходьбу, бег, марш под бубен, тре-угольник, барабан
Формирование навыка игры сильной доли в такте: двудольный или четырёхдольный размер с первой сильной долей
Формирование навыка игры ровными длительностями: дере-вянные коробочки, клавесы, ксилофоны, металлофоны
Формирование навыка игры «глиссандо» : ксилофоны (в т. ч. «дрова», металлофоны, круговые трещётки, рубель
4. Музыкально – ритмические движения Формирование навыка хождения по кругу
Движения по кругу:
Движение спокойным шагом
Быстрый шаг по кругу со сменой направления
Выставление ноги на пятку, на носок
Хлопки в ладоши, полуприседания, прыжки в кругу
Лёгкий бег, поскоки по кругу, не держась за руки
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты рабочей программы по музыке включают освоение обучающи-мися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в сле-дующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых до-стижений.
Предметные результаты в 1 дополнительном классе
Минимальный уровень:
определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
наличие представления о некоторых основных музыкальных инструментах и их звучании (труба, гармонь, гитара);
пение (подпевание) фраз знакомых песен с помощью педагога с инструменталь-ным сопровождением;
наличие представлений о логопедических жестах, обозначающие гласные звуки
различие вступления, окончания песни
Достаточный уровень:
определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой
самостоятельное исполнение разученных песен; в том числе без сопровождения
одновременное начало и окончание пения: не отставать и не опережать друг друга, прислушиваться друг к другу;
правильное формирование при пении гласных звуков;
наличие представления о некоторых народных музыкальных инструментах и их звучании (гусли, дудка, гармонь, трещотка, деревянные ложки);
различение разнообразных по характеру и звучанию песней
различение по характеру звучания колыбельную, марш, танец
Личностные результаты в 1 дополнительном классе
1) формирование образа себя, осознание себя как ученика
2) развитие элементарных представлений об окружающем мире;
3) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
4) формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
5) формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей
УУД Учебные действия и умения
Личност-ные учеб-ные
действия
- осознание себя как ученика;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных
заданий;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в
новом социальном окружении;
- готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения
в природе и обществе.
Коммуни-кативные учебные действия
- вступать в контакт и работать в паре – «учитель-ученик»;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных
видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться к людям.
Регулятив-ные учеб-ные
действия
- адекватно соблюдать ритуалы поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за стола и т. д.);
- активно участвовать в специально организованной
деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познава-тельные учебные действия
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать
на наглядном материале.
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями
окружающей действительности.
Необходимым условием реализации программы по учебному предмету «Музыка» являет-ся создание развивающей предметно-пространственной среды.
Направления коррекционно-развивающей работы Развивающая предметно-пространственная среда
Коммуникация диски из музыкальных серий Т. Сауко, Г. Вихаревой, Т. Суворовой, И. Новосколь-цевой и И. Каплуновой, Т. Бурениной; куклы би-ба-бо, плоскостные и объемные игрушки, султанчики, ленточки, мячи.
Слуховое и зрительное восприятие, вни-мание и память Запись (детские музыкальные инструмен-ты (коробочки. колокольчики, металлофо-ны, бубны, барабаны и др.)
Контрольно-измерительные материалы
для 1класса
1 четверть
Достаточный уровень Минимальный уровень
различать по характеру звучания колы-бельную, марш, танец различать вступление, окончание песни;
2 четверть
Достаточный уровень Минимальный уровень
иметь представления о некоторых народных музыкальных инструментах и их звучании, опираясь на наглядные примеры иметь представления о некоторых основных музыкальных инструментах и их звучании
3 четверть
Достаточный уровень Минимальный уровень
правильно формировать при пении глас-ные звуки знать логопедические жесты, обозначаю-щие гласные звуки
4 четверть
Достаточный уровень Минимальный уровень
самостоятельно петь знакомую песенку, используя плавное голосоведение петь (подпевать) фразы знакомых песен с помощью педагога с инструменталь-ным сопровождением
4. Тематическое планирование по музыке
1 (дополнительный) класс
№
п/п Тема Кол-во часов Кол-во часов
(са-мооб-раз-ние) Дата про-веде-ния Фак-тиче-ски
1
2 Вводный урок. Ритуал «Музыкальное при-ветствие»
Ритуал «Музыкальное прощание» 1
1 2.09
3
4 Пение гласных «А», «О», «У» с логопеди-ческими жестами «открытая ладонь», «ко-лечко»
Разучивание пальчиковых игр с музыкаль-ным сопровождением. 1
1 9.09
5
6 Восприятие музыки
Элементы музыкальной грамоты 1
1 16.09
7
8 Слушание музыкальных инструментов
Песенный репертуар на тему «Осень» 1
1 23.09
9
12 Музыкально – ритмические движения
Формирование навыка хождения по кругу 1
1 30.09
13
Ритуал «Музыкальное приветствие», «му-зыкальное прощание» 1 7.10
14 Музыкальная разминка Дыхательное упражнение 1
15
Пение гласных «А», «О», «У» с логопеди-ческими жестами «открытая ладонь», «ко-лечко» 1 14.10
16
Разучивание пальчиковых игр с музыкаль-ным сопровождением 1
17 Игрушка «в гостях» у ребенка 1 21.10
18 Песенный репертуар на тему «Осень» 1
19
Пение гласных «А», «О», «У», «И» с лого-педическими жестами «открытая ладонь», «колечко», собранные пальчики, кулачок 1 28.10
20 Песенный репертуар на тему «Зима»
1
21 Разучивание распевки «Гора»
1 11.11
22 Повторение распевки «Гора»
1
23 Восприятие музыки (элементы музыкальной грамоты)
1 18.11
24 Разучивание пальчиковых игр с музыкаль-ным сопровождением 1
25 Слушание детской песни. 1 25.11
26 Игра на инструментах детского шумового оркестра 1
27 Музыкально – ритмические движения
1 2.12
28 Формирование навыка движение под музы-ку
1
29 Игра под музыку. 1 9.12
30 Слушание колыбельной песни 1
31 Движение под колыбельную. Слушание. 1 16.12
32 Слушание песни из любимого мультфильма 1
33 Марш. Слушание произведения
1 23.12
34 Музыкальная разминка. Движения под марш. 1
35
Дыхательное упражнение
Пение гласных «А», «О», «У», «И», «Э» с логопедическими жестами «открытая ла-донь», «колечко», собранные пальчики, ку-лачок, неплотно сжатая ладонь 1 13.01
36 Логопедическая «голосилка»
1
37 Разучивание распевки «Жуки» сл. и муз. М. Лазарева 1 20.01
38 Разучивание пальчиковых игр с музыкаль-ным сопровождением 1
39 Игрушка «у нас в гостях»
1 27.01
40 Песенный репертуар по теме «Весна» 1
41 Слушание и повторение пени о весне 1 3.02
42 Ознакомление с силой звучания: громко, тихо.
1
43 Разучивание песен про игрушки (о рыбках)
1 10.02
44 Восприятие музыки
(элементы музыкальной грамоты) 1
45 Инсценирование песен 1 24.02
46 Игра на инструментах детского шумового оркестра 1
47 Музыкально – ритмические движения
1 3.03
48 Закрепление навыка построения в кругу: ритмопластическое упражнение 1
49 Логоритмические песни- игры
1 10.03
50 Логоритмические песни 1
51 Ритуал «Музыкальное приветствие» 1 17.03
52 Ритуал «музыкальное прощание»
1
53 Музыкальная разминка
Дыхательное упражнение 1 31.03
54 Пение гласных «А», «О», «У», «И», «Э» с логопедическими жестами «открытая ла-донь» 1
55 Логопедическая «голосилка» 1 7.04
56 Разучивание распевки «Кузнечик» сл. и муз. М. Лазарева 1
57 Разучивание пальчиковых игр с музыкаль-ным сопровождением 1 14.04
58 Игрушка «в гостях» у ребят 1
59 Песенный репертуар по теме «Весна» 1 21.04
60 Восприятие музыки
(элементы музыкальной грамоты) 1
61
62 Игра на инструментах детского шумового оркестра (капель)
Ознакомление с темпами в музыке : быстро, медленно. 1
1 28.04
63 Музыкально – ритмические движения под медленную мелодию 1 5.05
64 Музыкально – ритмические движения под медленную мелодию 1
65 Игра на инструментах детского шумового оркестра (шум дождя) 1 12.05
66 Музыкально – ритмические движения. Итог. 1 19.05
5. Материально-техническое обеспечение
учебного предмета «Музыка» включает:
книгопечатную продукцию: хрестоматии с нотным материалом; сборники песен и хоров; методические пособия (рекомендации к проведе-нию уроков музыки); книги о музыке и музыкантах; научно-популярная литература по искусству; справочные пособия, энциклопедии;
дидактический раздаточный материал: карточки с признаками характера звучания; карточки с обозначение возможностей различных музыкальных средств; карточки с обозначением исполнительских средств выразительности;
информационно-коммуникационные средства: электронные библиотеки по искусству; игровые компьютерные программы по музыкальной тематике;
мультимедийный компьютер со звуковой картой.
экранно-звуковые пособия: аудиозаписи, фонохрестоматии по музыке; Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; различные музыкальные видеофильмы с записями выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов; известных хоровых и оркестровых коллективов, фрагментов из мюзиклов;
слайды (диапозитивы) : произведения пластических искусств различ-ных исторических стилей и направлений; эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений) нотный и поэтический текст песен; изображе-ния музыкантов, играющих на различных инструментах;