Виктория Викторовна Симонова
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ДОУ для детей старшего возраста с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптированная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 89 для работы с детьми старшего дошкольного возраста с 5 до 7 лет, имеющими тяжелые нарушения речи (ОНР) разработана и утверждена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Публикация «Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ДОУ для детей старшего возраста с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
• Федеральная адаптированная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022, № 1022);
• «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены 28.09.2020, вступили в силу 01.01.2021).
Программа разработана с использованием «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (автор Н. В. Нищева, издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019).
Особенностью адаптированной программы является реализация общеобразовательных задач с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ТНР (ОНР).
Программа определяет базовое содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ТНР (ОНР) в различных видах деятельности.
АОП ДО определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования в группах комбинированной направленности, включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
ФАОП ДО Методические рекомендации по приобщению старших дошкольников к традициям и культуре осетинского народа.
Программа отвечает образовательному запросу социума, обеспечивает развитие личности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, а также коррекцию этих нарушений. Развитие детей с ТНР осуществляется в различных видах общения и деятельности, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО и обеспечивает:
• реализацию содержания АОП ДО;
• коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР;
• охрану и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТНР, в том числе их эмоционального благополучия;
• равные возможности для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
• благоприятные условия развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями, другими детьми;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
• формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ТНР;
• психолого-педагогическую поддержку родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах коррекции речевого развития, образования, охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР;
• преемственность целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Республики Северная Осетия-Алания. В ней представлены выбранные участниками образовательных отношений программы и методические пособия, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках, отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических, национально-культурных и социально-демографических особенностей РСО-Алания, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей.
Целевой раздел Программы включает пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям,с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ТНР; формы, способы, методы и средства реализации программы; характер взаимодействия с педагогическим работником и с другими детьми; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы).
Организационный раздел программы содержит психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с тяжелыми нарушениями речи, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, календарный план воспитательной работы с перечнем основных государственных и народных праздников, памятных дат в календарном плане воспитательной работы Организации. При формировании которого Организация использовала свое право включить в него мероприятия по ключевым направлениям воспитания детей, а также мероприятия и праздники, значимые для РСО-Алания.
Учитывая особенности детей с тяжелыми нарушениями речи, программа включает :
• организацию систематической логопедической помощи в соответствии с выявленными нарушениями речи;
• организацию координированного взаимодействия педагогических и медицинских усилий учителей-логопедов, педагогов-воспитателей, медицинских работников, родителей;
• организацию дифференцированной образовательной «траектории» в зависимости от уровня и вида нарушения речи;
• здоровьесберегающий режим;
• педагогическое взаимодействие с семьей в процессе коррекционно-развивающей работы.
Особенности разработки Программы :
• условия, созданныев ДОО для реализации целей и задач Программы;
• социальный заказ родителей (законных представителей);
• детский контингент, состоящий из детей 5-7 лет;
• кадровый состав педагогических работников;
• культурно-образовательные особенности МБДОУ Детский сад № 89;
• климатические особенности РСО-Алания;
• национально-культурные особенности;
• социально-демографические особенности;
• взаимодействие с социумом.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка с ТНР.
Программа коррекционной работы обеспечивает:
• выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;
• осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
• возможность освоения детьми с ТНР адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.
Программа коррекционной работы предусматривает:
• проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;
• достижение уровня речевого развития, оптимального для ребёнка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях;
• обеспечение коррекционной направленности при реализации содержания образовательных областей и воспитательных мероприятий;
• психолого-педагогическое сопровождение семьи (законных представителей) с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с детьми; организацию партнерских отношений с родителям (законным представителям).
Коррекционно-развивающая работа всех педагогических работников дошкольной образовательной организации включает:
• системное и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у обучающихся с ТНР);
• социально-коммуникативное развитие;
• развитие и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у обучающихся с ТНР;
• познавательное развитие,
• развитие высших психических функций;
• коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР;
• различные формы просветительской деятельности (консультации, собрания, беседы, использование информационных средств, направленные на разъяснение участникам образовательных отношений, в том числе родителей (законных представителей, вопросов, связанных с особенностями образования обучающихся с ТНР.
Специальныеусловия получения образования детьми с ТНР :
• создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, учитывающей особенности обучающихся с ТНР;
• использование специальных дидактических пособий, технологий, методики и других средств обучения (в том числе инновационных и информационных);
• реализацию комплексного взаимодействия, творческого и профессионального потенциала специалистов образовательной организации, при реализации АОП ДО;
• проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий с учителем-логопедом (не реже 2-х раз в неделю) и педагогом-психологом;
• обеспечение эффективного планирования и реализации в организации образовательной деятельности, самостоятельной деятельности обучающихся с ТНР, режимных моментов с использованием вариативных форм работы, обусловленных учетом структуры дефекта обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
В результате коррекционно-развивающего воздействия речь дошкольников должна максимально приблизиться к возрастным нормам. Это проявляется в умении адекватно формулировать вопросы и отвечать на вопросы окружающих, подробно и логично рассказывать о событиях реального мира, пересказывать близко к оригиналу художественные произведения, осуществлять творческое рассказывание. Обучающиеся адекватно понимают и употребляют различные части речи, простые и сложные предлоги, владеют навыками словообразования и словоизменения.