Приложение МААМ

Адаптация ребёнка в социуме посредством развития речевых умений и навыков. Программа «Риторика для дошколят»

Александра Гаршина
Адаптация ребёнка в социуме посредством развития речевых умений и навыков. Программа «Риторика для дошколят»
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

-Употребление нелитературных слов и выражений.

-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

Публикация «Адаптация ребёнка в социуме посредством развития речевых умений и навыков, Программа „Риторика для дошколят“» размещена в разделах

-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

-Плохая дикция.

Речь- является убедительным показателем духовной культуры личности. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Актуальность избранной темы определяется социальной потребностью общества в риторически грамотных людях и практической необходимостью пополнения методического обеспечения процесса обучения риторике, позволяющего эффективно развивать коммуникативно-риторические умения, учитывая при этом психофизические особенности детей.

Дошкольный и младший школьный возраст наиболее сенситивен к обучению в области развития речи вообще, и к риторике общения в частности. В связи с этим, курс детской дошкольной риторики будет способствовать обеспечению более высокого ораторского, общекультурного и, наконец, интеллектуального развития ребёнка на следующих этапах обучения.

Курс обучения риторики направлен на действия, которые способствуют формированию коммуникации детей, развитию правильной речи, голоса и его окраски, громкости, темпа, а также речевого этикета; позитивного, нравственного и эмоционального восприятия видов общения и понимания единства содержания и способов выражения речевой деятельности. В процессе работы дети приближаются к осознанию важных идей- о связи языка и действительности, языка и мышления, о значении культуры речевого поведения в жизни. Дети познают, рассказывают о том, что узнали, взаимодействуют со сверстниками и взрослым в процессе исследований обсуждений, что обеспечивает формирование у ребёнка целостной картины окружающего мира.

При разработке методического материала были учтены определенные психолого-возрастные требования, ориентированные на детей 4-6 лет. Теоретико-содержательные и методические аспекты определены необходимостью дать детям первоначальные знания основ риторики и умения использовать различные виды общения и риторические действия.

Изучив литературу по обучению детей риторике, мы разработали цикл игр –

занятий по обучению риторике, с включением, отобранных словесно-дидактических игр, отобрали словесно-дидактические игры и упражнения для развития риторических умений, адаптировали их для детей своей группы,

систематизировали в соответствии с поставленными задачами; составили

перспективное планирование по развитию риторических умений для детей среднего и старшего дошкольного возраста с примерным содержанием, также составили картотеку чистоговорок, скороговорок, физминуток для развития качеств речи, для развития поведенческого характера разработали цикл этюдов на развитие различных эмоций.

Цель:

Овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, адаптация дошкольника в социуме посредством развития речевых умений и навыков.

Задачи:

1. Выявление и развитие речевых способностей детей.

2. Формирование начальных представлений об основных понятиях риторики повседневного и делового общения.

3. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи-диалогической и монологической форм).

4. Воспитание потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия

5. Ожидаемые результаты

- Сформированность у дошкольников культуры речи и определённого кругозора.

-Заинтересованность ребёнка к развитию речи и желание совершенствоваться в этом направлении.

- Желание и возможности детей для самореализации в речевой творческой и коллективной деятельности.

- «Искусное ораторство» (выступление ребенка на публике, ребенок- экскурсовод, ребенок- гид).

ЭТАПЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ.

Содержание работы по развитию риторических умений мы распределили

по четырем блокам:

1. Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных способностей).

2. Речевой этикет в разных ситуациях общения.

3. Развитие вербального и невербального средств общения.

4. Культура слушания.

Все подобранные нами игры-занятия и речевой материал, включенные в

каждый из этих блоков, предлагаются детям постепенно, многие игры основываются на содержании предыдущих, т. е. присутствует вариативность и усложнение одного и того же вида игры. Реализация содержания блоков происходит во взаимосвязи одного блока с другим в соответствии с перспективным планированием.

1 БЛОК

Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных

способностей).

Обучение риторике направлено на развитие коммуникативных компетенций

детей, их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий). Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, театрализованной деятельности, детской художественно-творческой деятельности.

Развитие коммуникативных умений :

- формирование качеств, необходимых для общения (симпатия, открытость,

доброжелательность);

- формирование умения слушать и слышать собеседника;

- овладение поведенческими умениями (выражение чувств, адресованность

высказываний);

- овладение приемами стабилизации поведения.

Развитие у дошкольников коммуникативных способностей мы организуем поэтапно.

1. Мотивация общения. «Я ХОЧУ!» ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ. На этом этапе мы организуем работу таким образом, чтобы у детей вызвать желание вступать в контакт с окружающими людьми.

Для этого широко используются театрализованная деятельность и

инсценирование, которые способствуют повышению уверенности в себе, учат умению фантазировать, развивают память и творческое воображение, а также, самое главное, учат выразительно передавать характер персонажей, провоцируют на активное включение в конкретную ситуацию.

Для желания вступать в контакт помогает разыгрывание ситуаций, которое

учит совместной деятельности в общении и взаимопониманию.

2. Знакомство с коммуникативными навыками. «Я ЗНАЮ!» КАК ОБЩАТЬСЯ СДРУГИМИ. Здесь организуется работа по обучению нормам и правилам, которые следует знать при общении с окружающими.

Для этого мы используем работу в парах, где дети могут защищать свою

точку зрения, она помогает взаимопониманию, развивает самостоятельность в высказываниях. Также использовали в работе по формированию коммуникативных навыков предлагаем различные игры и упражнения, которые показывают, что умение находить взаимопонимание в любой ситуации, развивают ассоциативную память. Очень часто на данном этапе включаем разыгрывание этюдов (основной метод на занятиях по обучению риторике, которые обеспечивают развитие выразительных движений, помогают познанию принятых в обществе правил и соответственно на них реагировать. В свою очередь, выразительные движения, учат детей сочетать

движения и речь, что помогает раскрепощению дошкольников.

3. Уровень овладения коммуникативными навыками. «Я УМЕЮ!»

ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ. Здесь происходит развитие умения организовывать общение: оно включает умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение решать конфликтные ситуации.

Чтобы более успешно развивать данные умения, в своей работе мы

используем метод наглядности (сюжетные картинки, опорные схемы,

пиктограммы, фотографии, картины художников, которые способствуют обогащению эмоциональной сферы, помогают установлению последовательности изложения сюжета или предмета. Также включаем различные речевые разминки, где развивается техника речи, дикция, темп, ритм, умение управлять своим голосом.

Речевые разминки включены в речевые ситуации, помогающие развитию умения рассуждать, различать индивидуальные особенности других детей и людей. Также овладение коммуникативными навыками происходит и в ходе наблюдения, которое помогает систематизировать знания, различать изменения.

2. БЛОК

Речевой этикет.

Развитие речевого этикета в себя включает:

- овладение набором устойчивых стереотипов в ситуациях (просьба, приглашение, разрешение, совет, отказ, приветствие, прощание, уточнение);

- формирование в речи знаков доброжелательности;

- формирование осознания тональности общения;

- осознание и использование в речи эмоциональных характеристик в виде

фразеологизмов.

Например:

а) знакомство: будем знакомы, разрешите представиться, мне хотелось бы, давайте

познакомимся;

б) прощание: всего доброго, всего хорошего, в добрый путь, до встречи;

в) поздравление, пожелание: примите поздравление, разрешите поздравить;

г) благодарность: спасибо за, благодарю за, я вам признательна;

д) извинение: извините за, прошу извинить, должен извиниться и т. д.

Обучение дошкольников речевому этикету проходит успешно через использование следующих методов и приемов:

- чтение художественной литературы и беседы по содержанию помогают понять поведенческие ситуации героев;

- использование особых ритуалов (приветствие и прощание, которые создают ощущение единства и взаимной поддержки всех членов группы;

- участие в разыгрывании мини – диалогов, помогающие понять, что слушать – значит принимать активное участие в диалоге, учить оценивать себя как слушателя, защищать свою точку зрения, развивать культуру речевого общения;

- свободное общение в процессе совместной деятельности учит вежливому

общению, помогает определить чувства говорящего, искренность;

- этюды благоприятно влияют на произношение фраз, несущих различную эмоциональную окраску,

-выбор уровня громкости, понимание, что громкость зависит от конкретной ситуации общения;

-видео – аудиоматериалы, помогающие определить установление

последовательности сюжета и поведение героев.

3. БЛОК.

Вербальное и невербальное общение

Обучение детей способам вербального и невербального общения включает в

себя:

- осознание различных способов адекватного проявления различных эмоций;

- умение выражать свои эмоции, одновременное освоение адекватных способов привлечения внимания к себе;

- снижение импульсивных эмоциональных реакций.

Например:

1) этюды на выражение различных эмоций;

2) мимика и пантомимика;

3) выразительные движения;

4) тренинги мышечного расслабления.

Данные методы и приемы учат распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса собеседника, помогают соотносить слова и движения, активизировать мыслительную деятельность, сделать занятие более эффективным и оживленным.

Большая роль отводится специальным приемам в данном блоке:

5) дыхательная гимнастика помогает регулировать речевое дыхание, правильно расходовать воздух при произнесении слова или фразы;

6) артикуляционная гимнастика, совершенствует речь, отрабатывает навыки четкого произношения.

4. БЛОК

Культура слушания

Под культурой слушания предполагается:

- умение поддерживать беседу, выражать радостное удовольствие, благодарность в ответ на заботу окружающих, внимание, вежливость к детям и взрослым (знакомым и незнакомым);

- замечать затруднения окружающих, выражать стремление помочь, не привлекать к себе излишнего внимания, поддерживать беседу, уважение к взрослым, терпимость к детям;

- радоваться успехам товарищей;

- терпеливо выслушивать говорящего;

- справедливо разрешать возникающие споры и конфликты.

Совместные детские импровизации, игры со словом и звуком являются

элементами художественного общения и для этого используются различные формы обучения детей:

- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры);

- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);

- этюды;

- импровизации, разыгрывание инсценировок и сказок;

- наблюдения, прогулки, экскурсии;

- рассматривание рисунков и фотографий;

- моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;

- анализ заданных ситуаций, которые помогают развитию культуры речевого

общения в разных позициях;

- свободное и тематическое рисование, помогающее передать характер, чувства

образа;

- лепка, конструирование предполагающие тактильное прочувствование образа;

- чтение художественных произведений;

- беседы, сочинение историй;

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и

невербальной);

- пальчиковая гимнастика, способствующая развитию мелкой моторики, в сочетании с речью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведённой нами работы по овладению конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, адаптации дошкольников в социуме посредством развития речевых умений и навыков, получены следующие результаты.

Дети чувствуют и ведут себя более раскованно, уверенно, свободно. Они значительно лучше строят предложения и целые фразы, успешно используют в речи различные выражения. В их речи прослеживается логика, яснее смысл высказываний. Одним из наиболее ярких показателей эффективности предмета риторики является объём слов, заключённых в высказывания и малая степень допуска ошибок. Речь становится более грамотной и убедительной. Практически у всех детей преодолён страх публичного выступления, они более активны и раскованы, уверенны в себе и легче идут на контакт. Специфика заданий риторического характера располагает к отсутствию страха у детей перед оппонентом или просто собеседником, что, естественно, накладывает отпечаток и на отношения с окружающими. Занятия не совсем обычны, это позволяет детям окунуться в атмосферу открытости, доверия и, следовательно, раскрепощённости.

Красочность и живость предмета увлекает детей в мир, где можно побыть, кем угодно без страха. Дети учатся свободно излагать свои мысли, они учатся говорить - а какой ещё предмет может позволить им это делать? А риторика заставляет говорить всех.

Мы считаем, что предмет риторика должен вводиться в образовательные

учреждения разного уровня. Каждый культурный человек должен уметь говорить хорошо и уметь говорить правильно, поэтому предмет риторика обязан вводиться в дошкольную программу и, особенно в программу общеобразовательных школ, ведь потенциал страны составляют все слои населения без исключения. Подводя итоги, скажем, что элементы риторики можно и нужно вводить в программу дошкольного обучения, чтобы вызвать у детей размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, чтобы способствовать духовному развитию подрастающего поколения.

Наше будущее и будущее наших детей зависит только от нас, а в первую очередь - от педагогов.

Главным условием для реализации программы является сам педагог – воспитатель. Он выступает в разных качествах: ритор, воспитатель, актер, сказочник и др. Его живое слово, артистизм, умение наглядно показать речевое мастерство, создать атмосферу общения является примером для детей. Это дает возможность выявления и развития способностей и талантов у дошкольников.

Сначала создается атмосфера, благоприятная для творческой деятельности

Живое слово педагога, его художественный вкус, мастерское владение словом является примером для обучающихся.

Качество речи педагога:

- правильность (соответствие речи языковым нормам,

- точность (соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе,

- логичность (смысловые связи компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли,

- чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку,

- выразительность (особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания,

- богатство (умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации,

- уместность (употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения).

Публикации по теме:

Формирование речевых умений детей двух-трехлетнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки Хорошо развитая речь- залог успеха ребенка в будущем. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно.

Формирование умений и навыков по распознаванию геометрических фигурФормирование умений и навыков по распознаванию геометрических фигур ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ Дидактическая игра «Геометрическая компания» Ориентация в пространстве и координация движений на ее основе.

Картотека игр для застенчивых детей по развитию коммуникативных умений и навыков Кинолента (автор — М. Сигимова) Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: группа.

Основная образовательная программа. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка Основная образовательная программа дошкольного образования КГКУЗ "Красноярский краевой специализированный дом ребенка № 4" (часть 2 Содержательный.

Подвижные игры в воспитании жизненно важных умений и навыковПодвижные игры в воспитании жизненно важных умений и навыков Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных.

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме» Проект Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме». Визитка проекта. Образовательное учреждение:.

Программа самообразования на тему «Развитие певческих навыков детей посредством использования игровых методов и приёмов» Программа самообразования на тему: «Развитие певческих навыков детей посредством использования игровых методов и приёмов» (2018 – 2019.

Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности Развитие у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности. Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем.

Консультация «Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка» Людмила Николаевна Малахова, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, АПНОО «ДВЦНО» начальная школа – детский сад.

Среда «Фиолетовый лес» как средство формирования речевых умений у детей дошкольного возраста Аннотация. В статье идет речь о предметно – пространственной среде «Фиолетовый лес» в основе этой игровой технологии лежат партнерские отношения.

Автор публикации:
Адаптация ребёнка в социуме посредством развития речевых умений и навыков. Программа «Риторика для дошколят»
Опубликовано: 15 мая 2019 в 20:52
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация ребёнка в социуме посредством развития речевых умений и навыков. Программа «Риторика для дошколят»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Гаршина (УИ 62080) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД