Елена Кралевская
Проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме».
Визитка проекта.
Образовательное учреждение:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому развитию детей № 19 «Золотой петушок станицы Незлобной»
Автор:
Воспитатель Кралевская Елена Владимировна
Тема проекта:
Публикация «Проект „Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме“» размещена в разделах
«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме».
Типология проекта:
Информационный, межпредметный, групповой, краткосрочный
Категория воспитанников:
Дети старшего дошкольного возраста
Продолжительность проекта:
12 дней
Предметная область (и):
Образовательная область «Безопасность», «Здоровье», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Физическая культура»
Образовательные цели и задачи:
Формирование знаний детей о необходимости соблюдения осторожности и осмотрительности в общении с людьми · Учить пониманию, что может быть опасным в общении с другими людьми · Дать представления о возможных последствиях общения с незнакомыми людьми, в том числе и с другими детьми, прежде всего подростками, и о неприятностях, связанных с ними · Расширить объем необходимых правил безопасности дома и на улице · Расширить знания детей о способах безопасного поведения в обществе
Развивающие цели и задачи:
Развитие у старших дошкольников общеучебных навыков и компетенций · Развивать способность предвидения опасностей в общении с людьми · Развивать умение применять правила безопасного поведения на практике · Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности · Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки
Воспитательные цели и задачи:
Воспитание основ личной безопасности · Воспитание чувства осторожности в общении с незнакомыми людьми · Воспитывать качества личности (смелость, решительность, помогающие действовать в опасных ситуациях
Основополагающий вопрос:
Как чувствовать себя защищённым в современном мире?
Проблемный вопрос:
Как научиться безопасному поведению с незнакомыми людьми?
Аннотация проекта:
Самое ценное в нашей жизни — дети. Насилие над ребенком — наиболее ужасное преступление. Сегодня вопросы воспитания у детей навыков безопасного поведения, способности предвидеть опасные события и умения по возможности избегать их, а при необходимости действовать очень актуальны. Проект направлен на знакомство детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения в обществе и формирование у них потребности в их соблюдении. Структура проекта предполагает проведение ряда исследований по данному направлению в самостоятельной, совместной и учебной деятельности. Работа над проектом способствует повышению эффективности освоения детьми предметных знаний, формированию умений и компетенций. Проект реализуется в рамках комплексной программы «Истоки». Проект представлен в рамках Недели безопасности в детском саду. Проект будет полезен педагогам ДОУ, т. к. позволяет глубже, результативнее реализовать одно из направлений работы с дошкольниками по ОБЖ, а также содержит дидактические и методические материалы, презентации и публикации.
Подготовительный этап:
Цель: Определение проблемы, отвечающей потребностям детей и их родителей. Доведение до детей важности данной проблемы. Срок – 1 день.
Деятельность педагога:
Мотивация детей к участию в проекте. Выбор темы Проведение диагностики (знаний детей по данной теме) Обсуждение проблемной ситуации: ситуации встреч ребенка с незнакомыми людьми на улице и дома (звонок в дверь, предложение покататься на машине, залезть на крышу, угощение мороженым, просьба показать дорогу и др.); проблемный вопрос: «Как правильно поступить в таких ситуациях?».
Деятельность детей:
- хождение в проблему;
- поиск ответов на проблемный вопрос;
- высказывание своей точки зрения;
- обсуждение возникшей проблемы
Ожидаемые результаты:
1. Дети принимают проблему, понимают её значимость для их жизни и здоровья, высказывают о желании научиться правильно общаться с незнакомыми людьми.
2. Деление на подгруппы в соответствии с выделенными направлениями в ходе обсуждения
Проектировочный этап:
Цель: Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств и способов реализации проекта Срок – 1 день.
Деятельность педагога:
Организация деятельности по принятию проблемы Планирование стратегии деятельности по решению задач проекта Определение методов и форм работы Помощь в определении: с темой исследования, способом его проведения.
Деятельность детей:
Выбор темы исследования Деление на группы С помощью взрослого распределение задания, планирование работы Используя карточки- символы, определяют пути получения информации.
Ожидаемые результаты:
1. Обозначена схема действий
2. Определены темы детских исследований
3. Определены средства, способы достижения цели.
Практический этап:
Цель: Реализация проекта через организацию разных видов деятельности при дифференцированной помощи взрослого.
Срок – 8 дней.
Деятельность педагога:
Организация совместной деятельности по всем линиям развития ребенка Помощь в проведении индивидуальных и подгрупповых исследований Консультирование детей по мере необходимости Осуществление контроля за деятельностью детей Обогащение детей новыми знаниями в соответствии с запросами Продумывание совместно с детьми предстоящего представления продукта Привлечение родителей к проведению детских исследований и реализации проекта.
Деятельность детей:
Участие в: - организованной педагогом совместной деятельности по разным направлениям; - проведение индивидуальных и подгрупповых исследований с помощью воспитателя и родителей Активная самостоятельная и групповая работа Обращение за консультациями к педагогу Получение недостающих знаний в соответствии с целями исследований Оформление с помощью педагога, родителей презентации, альбома и т. д.
Ожидаемые результаты:
1. Дети понимают, что: может быть опасным в общении с другими людьми; что приятная внешность человека может не совпадать с добрыми намерениями.
2. Дети умеют: правильно вести себя в различных опасных ситуациях на улице и дома, когда они остаются одни; вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с диспетчерами «Службы спасения».
3. У детей развиты познава- тельная активность, творческие способности, коммуникативные навыки.
Заключительный этап проекта:
Цель: Представление коллективного и индивидуальных продуктов деятельности
Срок – 1 день
Деятельность педагога: Помощь детям в представлении готового продукта Организация участия детей в празднике «Ребенок и другие люди» Оформление папки-передвижки для родителей «Безопасность вашего ребенка»;
Деятельность детей: Участие в празднике «Ребенок и другие люди»;
Ожидаемые результаты: 1. Дети приобрели и усовершенствовали навыки безопасного поведения в социуме; умения планировать и осуществлять исследовательскую работу 2. Родители получили квалифицированные рекомендации по обучению ребёнка основам личной безопасности.
Проект
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в социуме».
Цель:
- Создавать условия для полноценного социального развития детей (предоставлять каждому из них возможность проявлять социальную мотивацию, самостоятельно выбирать адекватный ситуации стиль поведения, совершенствовать социальную компетентность и т. п.).
- Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании и т. п.
- Определять уровень развития каждого ребенка на основе специальных показателей (интерес к себе, интерес к «миру людей», к социальному окружению и т. п.).
Задачи:
1. Стимулировать развитие наблюдательности, интерес к познанию окружающей среды, к проблеме возникновения опасных ситуаций;
2. Формировать положительное отношение к правилам поведения дома, в общественных местах, природе, умение вести себя в сложных ситуациях, стремление прийти на помощь;
3. Формировать навыки безопасного поведения в различных ситуациях дома, на лице, в общественных местах, в природе;
4. Формировать умение сотрудничать со сверстниками, с родителями, содействовать сплочению детского коллектива в совместной деятельности;
5. Обогащать речь дошкольников с помощью произведений художественной литературы;
6. Воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью, природе, к окружающему миру;
7. Поощрять стремление принимать участие в мероприятиях, принимать на себя посильные поручения и добросовестно их выполнять.
Актуальность темы:
Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Нам кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение. Наша задача – развить у детей способность вступать в общение со знакомыми взрослыми; избирательность; умение чувствовать настроение близких людей; способность оказывать эмоциональную поддержку; научить регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил; наличие представлений о себе и своих возможностях.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. Иметь представление о родном городе; достопримечательностях, о известных людях, фольклоре, труде взрослых, их деловых и личных качествах, творчестве, о героях, о школе, библиотеке, школе искусств, доме школьников, спортивной школе, историко - краеведческом музее и т. д.
2. Бережно относится к памятникам природы, истории, культуры.
3. Знать дату своего рождения, свое отчество, дом, адрес, номер телефона; имена и отчества родителей. Знать герб, флаг, гимн России и Татарстана.
4 Умение вести себя в общественных местах, общаться со взрослыми; развивать умение контактировать с малознакомыми людьми, гостями; умение детей правильно разговаривать, в доброжелательной форме, отзываться на просьбу.
5. Гордится своим районом, городом, своей малой родиной.
6. Развивать умение детей правильно вести себя в разных опасных ситуациях, на улице и дома, когда они остаются одни.
7. Умение детей вовремя обратиться за помощью, вести ролевой диалог с диспетчером «Службы спасения».
8. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Разработка проекта:
1. Рассмотрить с детьми иллюстрации, книги, энциклопедии о безопасном поведении в обществе: «Чужой за дверью», «Чужой предлагает угощение», «Чужой предлагает покататься на машине», «Чужой предлагает посмотреть на котёнка или щенка в укром- ном месте» и т. д.
2. Вместе с ребёнком понаблюдать за поведением людей в ближайшем окружении (в деревне, на даче, во дворе дома) и замечайте опасные ситуации; решите проблемный вопрос «Почему эта ситуация может стать опасной?».
3. Игры: «Спасибо, не хочу!», «Скажи «нет»!», «Можно — нельзя», «Хорошо — плохо», «Узнай настроение человека по выражению его лица, позе, походке, голосу», настольно-печатную игру «Лото осторожностей».
4. Прочитать детям стихи, рассказы о правилах поведения детей в общении с незнакомыми людьми: А. Толстой. «Девочка и разбойники»; Г. Андерсен. «Снежная королева»; А. Пушкин. «Сказка о мёрт- вой царевне»; С. Аксаков. «Аленький цветочек»; А. Толстой. «Золотой ключик»; С. Маршак. «Сказка об умном мышонке», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев»; народные сказки «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»; Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени».
5. Рассказать ребёнку о правилах поведения в ситуациях: «Осторожно: незнакомец!», «Внима- ние — за тобой следит, наблюдает чужой человек!», «Осторожно: незнакомые места!» и др. Проиграйте такие ситуации с ребёнком по ролям. 6. Нарисуйте с ребёнком памятку «Как себя вести в общении с незнакомыми людьми». 7. Составьте с ребёнком рассказ «Происшествие в моём дворе».
Проблемные вопросы:
— обсуждение «Кому из взрослых можно доверять?», «Где можно и где нельзя играть?», «Лёд — не место для игр», «Как избежать пожара в новогодние праздники?»;
— моделирование ситуаций: «Незнакомец уговаривает пойти с ним покататься на машине, угощает мороженым»; «Во дворе
старшие приятели затеяли игру с огнём, приглашают посмотреть, что происходит на стройке, забраться на чердак и вылезти на крышу, поиграть в лифте», «Пожар на ёлке», «Старшие приятели требуют от тебя что-то им отдать, принести из дома.», «Звонок в дверь: незнакомец за дверью», «Ты потерялся в городе»;
— тренинг-беседа: «Умей позвать на помощь, привлечь внимание к беде!», «Ребёнок входит в лифт с незнакомым человеком»;
— обучение детей вызову служб спасения, ролевому диалогу по телефону, ориентированию по схемам «Мой двор», «Участок детского сада», «Улицы города»;
— обсуждение проблемных ситуаций в сказках; возможных ситуаций насильственного поведения со стороны взрослого;
— упражнения: обучение способам оказания помощи, звонок маме, обратись за помощью;
— конструирование элементов костюмов для службы спасения;
— этюды-имитации, психогимнастики: тушение пожара, регулировщик на посту, заблудился в лесу, потерялся;
— словесная игра «Кто больше знает пословиц и поговорок на тему «Береги себя»;
— экскурсии и целевые прогулки совместно с родителями «По родному городу»;
— виртуальные экскурсии;
— чтение сказок С. Дерябиной «Быть добру на земле»;
— экологические игры «Необычное путешествие», «Ядовитые растения рядом с нами»
— занятие по ознакомлению с окружающим «Службы 101, 102, 103. всегда на страже», «Безопасность в природе», «Осторожно: улица!» ;
— задания «Подай знак тревоги», «Потуши огонь», «Перенеси предметы»;
— фантазирование по мотивам сказки;
— беседа о труде спасателей, милиции, медиков;
— игры-имитации «Я — милиционер, спасатель, врач скорой помощи»;
Методы и формы организации работы:
Педагоги:
-изучение необходимой литературы;
-планирование проекта;
-подбор методов и приёмов;
-подготовка оборудования;
-разработка тематических заданий для работы.
Дети:
-рассматривание дидактических картин, иллюстраций на тему «Позаботься о своей безопасности!»;
-беседы: «Почему надо заботиться о своей безопасности?», «Будь осторожен», «Опасные ситуации на улице»;
-этическая беседа «Почему надо беречь своё здоровье и жизнь?»;
-экскурсии, целевые прогулки по близлежащей улице, по городу, в ближайшее природное сообщество.
Родители:
-беседы с детьми о важности безопасной жизнедеятельности;
-чтение детям художественной литературы о различных опасных ситуациях с детьми.
Заключительный этап проекта:
Цель: Представление коллективного и индивидуальных продуктов деятельности
Срок – 1 день
Деятельность педагога: Помощь детям в представлении готового продукта Организация участия детей в празднике «Ребенок и другие люди» Оформление папки-передвижки для родителей «Безопасность вашего ребенка»;
Деятельность детей: Участие в празднике «Ребенок и другие люди»;
Ожидаемые результаты: 1. Дети приобрели и усовершенствовали навыки безопасного поведения в социуме; умения планировать и осуществлять исследовательскую работу 2. Родители получили квалифицированные рекомендации по обучению ребёнка основам личной безопасности.
Заключение:
Обобщение полученных результатов Оформление методических и дидактических материалов Соединение отдельных исследований в общий проект Организация просмотра всех работ Организация обсуждения результатов Подведение итогов проделанной работы.
Участие в обсуждении результата проекта, хода работы и действий каждого Самооценка проведенной деятельности и ее результатов.
Ожидаемые результаты:
1. Определен вклад каждого ребенка о общее дело
2. Выяснены причины возникших трудностей и пути их преодолении.