Ольга Авдеенко
Формирование речевых умений детей двух-трехлетнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование речевых умений детей двух-трехлетнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки
Хорошо развитая речь- залог успеха ребенка в будущем.
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Формирование устной монологической речи в раннем детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Формирование речевых умений детей 2-3 летнего возраста, является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Публикация «Формирование речевых умений детей двух-трехлетнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки» размещена в разделах
Основные задачи обучения родному языку, общепринятые в дошкольной педагогике: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства. Однако, на каждом возрастном этапе содержание речевой работы постепенно усложняется, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. Формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание, являются одной из главных задач речевого воспитания детей. Проведя ряд наблюдений и исследований, можно сделать вывод, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше, значит, развитие мелкой моторики движений руки, благотворно влияет на формирование речевых умений ребенка. Так, на основе проведённой диагностики обследования большого количества детей, так же была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и формирование речевых умений, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевые умения находятся в пределах нормы. Доказано, что формирование речевых областей,совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми : и там, где формирование речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание и задержка развития моторной стороны речи. Речевое развитие детей, находится в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Хотелось бы, посоветовать педагогам, родителям, использовать естественные условия жизни и взаимоотношения с детьми во время игры, прогулки, кормления, укладывания спать, применять как можно чаще пальчиковые игры, песенки, потешки.
Актуальность темы в том, что вся история человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга и психику детей.
При проведении занятий по развитию речи возникла проблема:
недостаточность развития речи у детей раннего возраста. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока - белобока» и др.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышу возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у малыша чувство языка. На 2-3 году жизни у детей уже, как правило, сложились представления о предметах и их признаках. Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса его осознания. Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, ребенок приобретает способность сравнивать предметы по качеству, а для этого ему необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость - твердость, форма, вес (легкий - тяжелый, температура (холодный -горячий -теплый, особенность поверхности (гладкий - шершавый). Узнавание ребенком предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия, значительно активизируются познавательные процессы ребенка, расширяется его активный и пассивный словарь. В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность, ибо процесс воспитания и обучения, требует постоянного совершенствования методов работы по формированию речи детей раннего возраста, которые в свою очередь способствуют общему развитию ребенка.
Изучая эту проблему, я увидела, что уровень речевого развития находится в прямой зависимости от особенностей развития мелкой моторики, которая станет значительно эффективнее, если каждый педагог:
-будет выявлять и раскрывать психолого - педагогические особенности детей 2-3 летнего возраста;
- будет изучать и анализировать проблему формирования речевых умений детей 2 - 3 летнего возраста и ее взаимосвязь с развитием мелкой моторики;
- будет осуществлять подбор целесообразных методов, форм и средств по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста;
- будет осуществлять отбор технологий и методик развитии речи;
-будет проводить диагностику нарушения речи;
-и разрабатывать комплекс занятий и рекомендаций для родителей, способствующих развитию движений рук и ручной умелости.
Если педагог будет действовать в своей исследовательской и практической работе системно, то результаты будут положительные.
Сегодня это доказали работы многих исследователей, педагогов, психологов, таких как В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова, Ж. Пиаже и др.
Анализируя результаты работы, по развитию мелкой моторики я увидела, что её развитие, является одним из важнейших условий полноценного формирования речи ребенка.
Список использованной литературы
1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 2008. - 221 с
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2009. - 93с.
3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер Н. Б. Венгер Э. Г. Пилюгина -М. : Просвещение, 2009. - 144 с.
4. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г., Развиваю мелкую моторику. - Спб. : Питер, 2013. - с. 144. Т. Н. Ушакова и др., 2007. - с. 48.
5. Галигузова Л. Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет : методич. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик. - М. : Просвещение, 2012. - 159 с.
6. Развивающие игры с малышами до трех лет/ Сост. Т. В. Галанова - Ярославль: Академия развития, 2008.- с. 103.
13. Кольцова М. М. Движение и развитие сенсорной речи / М. М. Кольцова. -М., 2015. - 210 с.
7. Карпова С. Н. Психология речевого развития ребенка (Текст) / С. Н. Карпова, Э. И. Труве. -Ростов - на - Дону,2008. - 158 с.
8. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику (Текст) /Н.
Кирпичникова // Дошкольное воспитание. -2009. -№ 2. - с. 76 - 78.
9. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. -М., 2008. - 400 с.
Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М. ,2008. - 468с.
10. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии
дошкольников (Текст) / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание - 2010. - № 1. -с. 60 - 64.