МААМ-картинки

Формирование речевых умений детей двух-трехлетнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки

Ольга Авдеенко
Формирование речевых умений детей двух-трехлетнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование речевых умений детей двух-трехлетнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки

Хорошо развитая речь- залог успеха ребенка в будущем.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Формирование устной монологической речи в раннем детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Формирование речевых умений детей 2-3 летнего возраста, является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Публикация «Формирование речевых умений детей двух-трехлетнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки» размещена в разделах

Основные задачи обучения родному языку, общепринятые в дошкольной педагогике: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства. Однако, на каждом возрастном этапе содержание речевой работы постепенно усложняется, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. Формирование связности речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание, являются одной из главных задач речевого воспитания детей. Проведя ряд наблюдений и исследований, можно сделать вывод, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше, значит, развитие мелкой моторики движений руки, благотворно влияет на формирование речевых умений ребенка. Так, на основе проведённой диагностики обследования большого количества детей, так же была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и формирование речевых умений, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевые умения находятся в пределах нормы. Доказано, что формирование речевых областей,совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми : и там, где формирование речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание и задержка развития моторной стороны речи. Речевое развитие детей, находится в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Хотелось бы, посоветовать педагогам, родителям, использовать естественные условия жизни и взаимоотношения с детьми во время игры, прогулки, кормления, укладывания спать, применять как можно чаще пальчиковые игры, песенки, потешки.

Актуальность темы в том, что вся история человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга и психику детей.

При проведении занятий по развитию речи возникла проблема:

недостаточность развития речи у детей раннего возраста. О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока - белобока» и др.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Игры имеют развивающее значение, так как дают малышу возможность «прочувствовать» свои пальцы, ладони, сформировать схему собственного тела. Соединение «слово – палец» наилучшим образом способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Фольклорные песенки и потешки благодаря своей напевности и мелодичности развивают у малыша чувство языка. На 2-3 году жизни у детей уже, как правило, сложились представления о предметах и их признаках. Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса его осознания. Усвоив обобщающее слово, обозначающее признак предмета, ребенок приобретает способность сравнивать предметы по качеству, а для этого ему необходимо развивать чувствительность пальцев, которая обеспечивает восприятие таких свойств предмета, как мягкость - твердость, форма, вес (легкий - тяжелый, температура (холодный -горячий -теплый, особенность поверхности (гладкий - шершавый). Узнавание ребенком предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения руки более точными. При систематической работе по развитию тактильного восприятия, значительно активизируются познавательные процессы ребенка, расширяется его активный и пассивный словарь. В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность, ибо процесс воспитания и обучения, требует постоянного совершенствования методов работы по формированию речи детей раннего возраста, которые в свою очередь способствуют общему развитию ребенка.

Изучая эту проблему, я увидела, что уровень речевого развития находится в прямой зависимости от особенностей развития мелкой моторики, которая станет значительно эффективнее, если каждый педагог:

-будет выявлять и раскрывать психолого - педагогические особенности детей 2-3 летнего возраста;

- будет изучать и анализировать проблему формирования речевых умений детей 2 - 3 летнего возраста и ее взаимосвязь с развитием мелкой моторики;

- будет осуществлять подбор целесообразных методов, форм и средств по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста;

- будет осуществлять отбор технологий и методик развитии речи;

-будет проводить диагностику нарушения речи;

-и разрабатывать комплекс занятий и рекомендаций для родителей, способствующих развитию движений рук и ручной умелости.

Если педагог будет действовать в своей исследовательской и практической работе системно, то результаты будут положительные.

Сегодня это доказали работы многих исследователей, педагогов, психологов, таких как В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова, Ж. Пиаже и др.

Анализируя результаты работы, по развитию мелкой моторики я увидела, что её развитие, является одним из важнейших условий полноценного формирования речи ребенка.

Список использованной литературы

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М., 2008. - 221 с

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 2009. - 93с.

3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер Н. Б. Венгер Э. Г. Пилюгина -М. : Просвещение, 2009. - 144 с.

4. Гатанова Н. В., Тунина Е. Г., Развиваю мелкую моторику. - Спб. : Питер, 2013. - с. 144. Т. Н. Ушакова и др., 2007. - с. 48.

5. Галигузова Л. Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет : методич. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / Л. Н. Галигузова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик. - М. : Просвещение, 2012. - 159 с.

6. Развивающие игры с малышами до трех лет/ Сост. Т. В. Галанова - Ярославль: Академия развития, 2008.- с. 103.

13. Кольцова М. М. Движение и развитие сенсорной речи / М. М. Кольцова. -М., 2015. - 210 с.

7. Карпова С. Н. Психология речевого развития ребенка (Текст) / С. Н. Карпова, Э. И. Труве. -Ростов - на - Дону,2008. - 158 с.

8. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику (Текст) /Н.

Кирпичникова // Дошкольное воспитание. -2009. -№ 2. - с. 76 - 78.

9. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. -М., 2008. - 400 с.

Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. - М. ,2008. - 468с.

10. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии

дошкольников (Текст) / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание - 2010. - № 1. -с. 60 - 64.

Публикации по теме:

Формирование двигательных умений и навыков детей дошкольного возраста Здоровье - это то, что даётся нам при рождении и сопровождает в течении жизни. Забота о своём здоровье - одна из важнейших вещей, которой.

Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений «Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством речевых игр и упражнений» Е. Н. Лукьянчикова, воспитатель.

Дипломная работа «Формирование умений словообразования у детей пятого года жизни посредством игровых технологий» Целью исследования является разработка и апробация системы работы по формированию умений словообразования у детей пятого года жизни средством.

Обобщение опыта работы по теме «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг» Актуальность, цели и задачи опыта работы. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут.

Опыт работы «Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 городского округа Вичуга..

Опыт работы Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических Введение Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии» План работы по самообразованию воспитателя старшей группы общеразвивающей направленности №11 «Василек» Тема: «Развитие мелкой моторики у.

План работы с детьми и родителями на 2018–2019 год по работе с мелкой моторикой для детей 2 и 3 лет План работы с детьми и родителями на 2018-2019 год месяц неделя Работа с детьми Работа с родителями занятие. Знакомство с ручкой и пальчиками.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Формирование основ безопасности детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работыФормирование основ безопасности детей дошкольного возраста посредством разнообразных форм работы Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевых умений детей двух-трехлетнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки
Опубликовано: 16 февраля 2019 в 15:39
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование речевых умений детей двух-трехлетнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Авдеенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД