Приложение МААМ

Среда «Фиолетовый лес» как средство формирования речевых умений у детей дошкольного возраста

Гаркавенко Миля Александровна
Среда «Фиолетовый лес» как средство формирования речевых умений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье идет речь о предметно – пространственной среде «Фиолетовый лес» в основе этой игровой технологии лежат партнерские отношения между взрослым и ребенком. Ребенок погружается в непринужденную, творческую атмосферу, которая дает чувство внешней безопасности, ведь он получает возможность творить согласно своим задумкам, не подчиняясь образцу. Так же приведены примеры игр, которые можно использовать в собственной работе.

Публикация «Среда „Фиолетовый лес“ как средство формирования речевых умений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: фиолетовый лес; сказочное пространство; взаимодействие; сверстники; отношения; социализация.

Важнейшая характеристика созревания человека – формирование речи, как одного целого из главных свойств. Развитие речи очень важно начать с самых первых дней жизни ребенка и постепенно усложнять задачи, в соответствии с особенностями его развития. Речь – не только средство коммуникации, но и способ развития мышления, овладения новыми знаниями и умениями. Но ребенок не рождается с готовой сложившейся речью: она формируется в процессе его жизни в обществе.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамматика – это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речи действия (словообразование, словоизменение, синтаксическая структура предложения).

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средстве общения.

С помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. Путешествие по Фиолетовому лесу происходит в реальном времени, т. к. в нем есть Полянка Золотых плодов, озеро Айс, Чудо - острова, страна Муравия и еще много всего интересного. Ребенок может путешествовать, перемещаться в этой среде, участвовать в создании сказочного пространства, тем самым поддерживая свой познавательный интерес, выполняя увлекательные задания жителей Фиолетового леса, эмоционально откликаясь на происходящее.

Одним из немаловажных аспектов использование среды «Фиолетовый лес» является возможность использования ее в разных видах детской деятельности, в частности:

• игровой деятельности;

• познавательно-исследовательской деятельности;

• коммуникативной деятельности;

• конструировании;

• двигательной деятельности;

Среду «Фиолетовый лес» можно использовать в свободной совместной деятельности взрослого и ребенка, в предварительно организованной педагогом самостоятельной деятельности детей.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений.

Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного восприятия, а именно развитию речи детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтоб через игру научить детей : правильно образовывать слова, например:

Игра «Назови ласково». Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. Мяч – мячик, кукла -, мишка -, матрешка -, Петрушка -, и т. д.

Игра «Подбери признак». Цель: учить согласовывать прилагательное с существительным. Кукла (какая) -, мяч (какой) - … и т. д.

Составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых понятий, например:

Игра «Назови одним словом». Цель: учит классифицировать предметы, пополнять словарный запас, развивает кругозор.

Игра «Назови три предмета». Цель: развивать умения классифицировать, расширять активный словарь, воспитывать терпеливость и выдержку.

Во время игры пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.

Словесные игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активацию словаря. Например:

Игра «Кто в домике живет?» закрепляет знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

Игра «Ладушки», «Коза рогатая» приучают детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопрос, заканчивать фразу.

Игра «Закончи предложение». Цель: закреплять умение детей составлять предложения, используя союз для, чтобы. Развивать воображение. Мама достала коробку с елочными игрушками для того, чтобы …. Девочки надели костюм снежинок для того что, чтобы….

Дидактическая игра с использование среды «Фиолетовый лес» должны содержать образец речевого поведения, способствовать формированию внимания к речи, а также условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересным персонажем или игрой. Вначале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания и т. д.

Использование среды «Фиолетовый лес» и дидактические игры в работе воспитателя способствуют развитию речевой активности детей. Учат дошкольников нестандартному мышлению.

Литература:

1. Волчина В. В. Учимся играя. – М., 2010

2. Воскобович В. В. Предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес» в рамках ФГОС ДО

3. Дыбина О. В. Моделирование предметно – пространственной среды в детском саду. М. , : ТЦ Сфера, 2017.

Публикации по теме:

Формирование речевых умений детей двух-трехлетнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки Хорошо развитая речь- залог успеха ребенка в будущем. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно.

Игровые занятия-квесты как средство развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста 1слайд. Игровая деятельность дает ребенку почувствовать себя равноправным членом общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных.

Консультация для воспитателей «Игра как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей» Одним из показателей полноценного и правильного развития дошкольника является умение взаимодействовать со сверстниками и старшими. Общительность,.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста как средство формирования коммуникативных умений» Игра – это не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Она оказывает значительное влияние на развитие ребёнка.

Мастер-класс «Кинетический песок как средство коррекции речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста с ТНР» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Сказка» комбинированного вида» Мастер – класс «Кинетический.

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста» Актуальность. Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни.

Развивающая среда как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста Развивающая среда как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Содержание 1. Введение 2. Содержание.

Ситуативные сказки как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 «Родничок» Доклад из опыта работы по теме: «Ситуативные сказка,.

Сказка как средство формирования речи детей среднего дошкольного возраста «Сказка как средство формирования речи детей среднего дошкольного возраста» В условиях современного дошкольного образования проблема фор-мирования.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Среда «Фиолетовый лес» как средство формирования речевых умений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 апреля 2019 в 19:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Среда «Фиолетовый лес» как средство формирования речевых умений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Гаркавенко Миля Александровна (УИ 290252) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД