Лариса Иконникова
Основная образовательная программа. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Основная образовательная программа дошкольного образования КГКУЗ "Красноярский краевой специализированный дом ребенка № 4" (часть 2 Содержательный раздел)
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях.
2.1.1. Социально-коммуникативное развитие.
Публикация «Основная образовательная программа, Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Программно-методическое обеспечение
Боброва Т. А Работа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ, ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013г.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности с детьми 2-3 лет Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016г.
Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности с детьми 3-4 лет Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016г.
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением (младшая группа) Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2014 .
Коноваленко С. В. Развитие коммуникативных способностей Детство-пресс, 2011г.
Карпухина Н. А. Программная разработка образовательных областей «Коммуникация»,
«Социализация», «Познание», «Физическая культура» в первой младшей группе.
Воронеж 2013г.
Козлова С. А. Я – человек Программа социального развития ребенка Издательство Школьная пресса 2013г.
Марцинковская Т. Д. Коррекционные игры и занятия для детей с трудностями в общении Москва 2014 г.
Николаев Н. Развивающие игры для детей 2 – 4 лет Ростов-на-Дону «Феникс» 2016 г.
Теплюк С. Н. Ребенок третьего года жизни Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016г.
2.1.2. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Программно-методическое обеспечение
Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет.
Педагогическое общество России г. Москва 2012г.
Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет Творческий центр СФЕРА Москва 2013г.
Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет Творческий центр СФЕРА Москва 2014г.
Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный эколог» Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016г
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений у детей 2-3 лет Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016г.
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016г.
Павлова Н. Л., Волосова Е. Б., Пилюгина Э. Г. Раннее детство: Познавательное развитие
Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2012г.
Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до 3 лет. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2012г.
Петрова И. В. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста Творческий центр СФЕРА Москва 2012 г.
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду с детьми 2-3 лет Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016г.
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду с детьми 3-4 лет Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016г.
Теплюк С. Н. Игры-занятия на прогулке с малышами Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016г.
Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста Издательство Детство-Пресс Санкт-Петербург 2013г.
К. Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольниковИздательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2017г.
2.1.3. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Программно-методическое обеспечение
Васькова О. Ф., Политыкина А. А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста - СПб: Детство-пресс, 2011г.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду с детьми 2-3 лет Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016г.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду с детьми 3-4 лет Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016г.
Павлова Л. Н. Раннее детство: Развитие речи и мышления (с детьми от 1 до 3 лет) Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2010г.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь Издательство Лань Санкт-Петербург 2002г.
Комплексно-тематическое планирование
(Приложение 2).
2.1.4. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Программно-методическое обеспечение
Арсеневская О. Н., Лунева Т. А. Музыкальные занятия. Группа раннего возраста Младшая группа Издательство Учитель. Волгоград 2016г.
Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Занятия, игры, упражнения Издательство Учитель. Волгоград 2014г.
Баряева Л. Б. Вечканова И. Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками. Издательство КАРО Санкт-Петербург 2009г.
Бабинова Н. В. Музыкальные занятия с детьми раннего возраста Детство-Пресс 2015г.
Барсукова Н. Г. Музыка в детском саду: планирование, тематические и комплексные занятия Издательство Учитель. Волгоград 2013г.
Бутенко Э. В., Якименко Н. А. Музыкальные игры и развлечения для детей 2-3 лет Издательство СФЕРА 2013г.
Выродова И. А. Музыка в системе ранней помощи: новые педагогические технологии издательский дом Карапуз 2013г.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество с детьми 2-7 лет Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016г.
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. С детьми 3-4 лет Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016г.
Колдина Д. Н. Рисование с детьми 2-3 лет Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2015г.
Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 2-3 лет Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2015г.
Колдина Д. Н. Лепка с детьми 2-3 лет Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2015г.
Лыкова И. А. Конструирование в детском саду (вторая младшая группа) издательский дом Цветной мир 2015г.
Методический журнал для музыкальных руководителей «Музыкальная палитра» гл. редактор Бурениа А. И. 2013-2016г.
Методический журнал для музыкальных руководителей «Музыкальный руководитель» гл. редактор Корябина Т. Б. 2013-2016г.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений :
1. Методическая разработка: Система работы по музыкальному развитию и воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста (Приложение 3).
Разработана на основе программы «Ладушки» И. Каплунова, И. Новосельцева
2.1.5. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей : двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Программно-методическое обеспечение
Анисимова М. С., Хабарова Т. В Двигательная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста, ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012г.
Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ Москва 2006г.
Анферова В. И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4 лет Творческий центр СФЕРА Москва 2012г.
Кириллова Ю. А. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе -СПб: Детство-пресс, 2006г.
Луконина Н. Н., Чадова Л. Е. Физкультурные праздники в детском саду Айрис-пресс Москва 2011г.
Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду с детьми 3-4 лет. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2016г.
Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр с детьми 2-7 лет. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2014г.
Система работы по физическому развитию
(Приложение 4).
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных и интересов.
Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка) :
• в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
• в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр., общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
• для детей дошкольного возраста (3 года - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Виды детской деятельности и формы их организации
Образовательные области Приоритетный вид детской деятельности Формы организации детских видов деятельности
Физическое развитие Двигательная Утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами (в т. ч. народные, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале и др.
Социально-
коммуникативное развитие
Игровая
Игровые ситуации с правилами, дидактические, подвижные, народные, шансовые игры.
творческие игры: сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные.
Коммуникативная Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные, режиссерские игры, речевые тренинги и др.
Трудовая
Индивидуальные и подгрупповые поручения, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) труд и др.
Познавательное развитие Познавательно- исследовательская
Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические, конструктивные игры и др.
Речевое развитие
Речевая деятельность
Беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные, режиссерские игры, речевые тренинги и др.
Чтение (восприятие) художественной литературы Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и пр.)
Художественно- эстетическое
Продуктивная (изобразительная)
Конструирование Мастерские по изготовлению продуктов детского творчества, творческие проекты эстетического содержания, и др.
Музыкально – художественная деятельность
Слушание и исполнение музыкальных произведений, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические и подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале и др.
Организация кружковой работы
(Приложение № 5)
Современные методики и технологии в работе с детьми
Социально-коммуникативное Педагогика сотрудничества, социо-игровые подходы, групповая коммуникация «Круг»
Познавательное Опытно-экспериментальная технология, метод проектов, личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания, ИКТ технологии, игровые технологии, педагогика сотрудничества
Речевое ИКТ технологии, мнемотехника, логоритмика.
Художественно-эстетическое Художественное экспериментирование, здоровьеразвивающие технологии : элементы музыкотерапии, танцетерапии, сказкатерапии.
Физическое Медико-профилактические здоровьесберегающие технологии, физкультурно-оздоровительные здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.