Лбова Инна Витальевна
Консультация для родителей «Адаптация детей с РАС»
▼ Скачать + Заказать документы
АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАС.
Период адаптации к детскому саду – обычно достаточно сложный этап в жизни любого малыша и его семьи, а для ребенка с РАС и его родителей особенно. С одной стороны, ребенку с расстройством аутистического спектра (РАС) достаточно тяжело настроиться на жизнь в детском коллективе, с другой – не имея положительного опыта пребывания в нем, он не сможет приобрести нужные навыки коммуникации, понимать и учитывать в своих действиях желания и интересы других людей.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация детей с РАС“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Очень часто дети с аутизмом, поступая в детский сад, испытывают трудности с адаптацией. Они бывают связаны с проблемой отрыва от мамы, сменой привычной обстановки, освоением режимных моментов в саду, вхождением в группу других малышей.
Важно знать, с какими проблемами обычно сталкиваются дети с аутизмом в садике, и к чему стоит быть готовым. Все распространенные проблемы происходят из-за характерных особенностей поведения малышей с таким диагнозом. И вот наиболее распространенные:
СЛОЖНОСТИ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СВЕРСТНИКАМИ
Всем нам хорошо известно, что дети-аутисты живут в собственном мире. Это проявляется в низкой коммуникабельности, когда ребенок старается всеми силами избегать общения со сверстниками. При этом подобная замкнутость может проявляться по-разному и порождать нежелательное поведение. К примеру, есть вероятность сильных приступов агрессии в отношении ребенка, который попытался вступить в контакт.
ПРОБЛЕМЫ С ОБЩЕНИЕМ
Истоки проблемы лежат в нарушении речи. Этот симптом характерен для большинства случаев аутизма. У детей речь может формироваться с заметным отставанием от сверстников или же не формироваться вовсе. Встречаются и такие проявления, как рассказ о себе в первом или третьем лице, вокальные тики, использование повторяющихся цитат, которые были услышаны по телевизору.
Детям с РАС заметно сложнее адаптироваться в незнакомом коллективе, потому что их попросту никто не понимает. Ситуация усугубляется по мере взросления.
ОГРАНИЧЕННОСТЬ ИНТЕРЕСОВ
Если мы обратим внимание на поведение обычных детей в садике, то сможем заметить, как быстро они переключаются между разными занятиями и игрушками. Для аутистов более характерно пристрастие к одному занятию, одной игрушке. Сами игры при этом оказываются однообразными. К примеру, ему доставляет удовольствие сортировка и группировка разных предметов по схожим признакам. Но именно в игровой форме происходит детская социализация, освоение новых навыков.
Еще одно проявление – сильный страх. Он потенциально может буквально сковывать движения. Иногда формируется фобия детского сада.
Не способствует поиску новых друзей в группе и еще один распространенный симптом аутизма – кратковременный/скользящий зрительный контакт. В большинстве случаев у детей довольно скудные эмоциональные проявления – они мало улыбаются, сохраняют статичное выражение лица вне зависимости от ситуации. Некоторым кажется, что аутист на своей волне, не хочет общаться или ведет себя высокомерно.
Иногда есть и обратные случаи, когда в силу особенностей психики мимика становится слишком разнообразной вплоть до неадекватности ее применения.
ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ ДЕЙСТВИЯ
Использование повторяющихся действий, которые в научной среде также называют стереотипиями – это очень частый спутник аутизма. Обычно это касается движений, к примеру, сгибания пальцев.
По мере взросления стереотипов становится заметно больше. Они могут трансформироваться в ритуалы – человек постоянно делает одно и то же.
Иногда стереотипии усложняют жизнь в детском саду. К примеру, если у ребенка есть привычка включать и выключать свет, есть одно и тоже, что осложняет пребывание ребенка с РАС в обычном детском саду.
ПРОБЛЕМЫ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ
Для аутистов часто бывает характерным неравномерное умственное развитие или отсталость. Это проявляется в целом спектре проблем – сложности в сосредоточении на определенном предмете, целеполагании. Ребенок не может концентрироваться на предмете, плохо работает с ассоциациями, которые имеют крайне большое значение для подготовки к школе.
НАРУШЕННОЕ ЧУВСТВО САМОСОХРАНЕНИЯ
Хотя в детском саду малыши постоянно находятся под присмотром, это может стать настоящей проблемой. Нередко взрослые не понимают особенностей поведения ребенка, не могут найти к нему подход. В таких условиях малыш может неадекватно среагировать на внешние раздражители, повести себя опасно для собственного здоровья или других детей.
СЛОЖНОСТИ С ПОХОДКОЙ И КООРДИНАЦИЕЙ ДВИЖЕНИЙ
Так как двигательные стереотипы у аутистов могут сильно отличаться от сверстников. При этом остается актуальной проблема недоразвитости некоторых движений, плохой координации, стереотипии.
КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ У ДЕТЕЙ-АУТИСТОВ В САДИКЕ?
В первую очередь, стоит заняться правильной предварительной подготовкой. Она должна проводиться специалистами, которые по профилю деятельности работают с детьми-аутистами. У нас в группе с детьми работают коррекционные специалисты: логопеды, дефектологи, воспитатели, которые отлично понимают все особенности поведения, знают как работать с детьми с овз и проводят работу, направленную на улучшение состояния ребенка.
Большое значение имеет и создание в семье правильной атмосферы. Стоит понимать, к чему нужно быть готовым при посещении детского сада. При этом не нужно опускать руки – сегодня тема хорошо изучена и есть масса способов эффективного решения проблемы. Не стоит думать о том, что аутизм ставит крест на возможности посещения детсада