Светлана Иванова
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
Иванова Светлана Вячеславовна, воспитатель
ГБДОУ детского сада № 11 Василеостровского района
Аннотация. В статье описывается опыт проведения информационного практико-ориентированного детско-родительского проекта по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Автор предлагает приемы формирования активной позиции родителей к процессу адаптации детей и преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду.
Публикация «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» размещена в разделах
Ключевые слова. Адаптация детей раннего возраста. Дезадаптация.
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад[2].
Морозова Елена Ивановна отмечала: «Можно с большей долей вероятности предполагать, что период адаптации не проходит бесследно даже при благоприятном его окончании, а оставляет след в нервно–психическом развитии ребенка» [12].
Основные изменения в период адаптации к детскому саду, к которым необходимо привыкнуть ребенку, это: отсутствие близких, родных людей; соблюдение режима дня; постоянный контакт со сверстниками и незнакомыми взрослыми. Это требует от ребенка разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. Для того, чтобы период адаптации к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, нужно в комплексе использовать различные адаптационные методики приемы [6].
В сентябре-октябре 2019 года в ГБДОУ детском саду №11 Василеостровского района был реализован детско-родительский проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». Переход ребенка из семьи в детский сад часто связан с необходимостью изменить целый ряд сложившихся привычек, перестроить ранее сформированные стереотипы (режим дня, способ кормления, приемы воспитания и др. – то есть нарушается система сложившихся условных рефлексов на различные моменты жизни ребенка). Ребенок будет обязательно адаптироваться в группе : он должен приспособиться к новым условиям, выработать отличные от привычных для себя форм поведения. Проект был направлен на решение данных проблем.
Целью проекта было оказать помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Основными задачами проекта стало:
1. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
2. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
3. Максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
В проекте приняло участие 25 семей, воспитанников группы раннего возраста. На начальном этапе проекта было проведено анкетирование родителей (анкета в приложении 1).
В процессе реализации проекта были проведены следующие мероприятия, оказывающие поддержку родителям по основным направлениям адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду.
1) Создана естественная стимулирующая среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность [9]. Определены способы согласованности действий родителей и воспитателей в адаптационный период. Организованы устойчивые ритуалы и традиции воспитательной работы, как одних из важных факторов ускорения приспособляемости ребёнка [7].
2) Отрицательное влияние на течение адаптации оказывают имеющиеся в семье нарушения режима сна, кормления, неправильная организация бодрствования, чтобы предотвратить возможные нарушения родителям была дана информация о режиме дня и рекомендации, как адаптировать ребенка к режиму дня детского сада [10]. Также родители получили консультации по темам: «Навыки самообслуживания», «Как одевать ребёнка дома и на улице». В родительских уголках были размещены консультации для родителей: «Что такое адаптация?», «Кому адаптироваться легче?», «Будьте терпимее к капризам», «Сказка в помощь» [4], «Спокойна мама — спокоен малыш!»
3) С целью профилактики нарушения аппетита было проведено сравнение питания дома и в саду на основе анкетирования родителей и даны рекомендации по питанию. Материал по организации правильно питания представлен в памятке (приложение 2).
4) В процессе адаптации важна также температура помещения. В детском саду температурный режим соответствует рекомендациям СанПиН 2.4.1.3049-13 [10]. При этом соблюдается обязательный режим проветривания помещений. Однако, часть родителей, опасаясь сквозняков не соблюдают режим проветривания, что губительно для детского иммунитета и может привести к быстрой утомляемости, частым простудным заболеваниям, ОРВИ, аллергиям.
Некоторые родители превышают температурный режим, что приводит к риску возникновения простудных заболеваний, проблемам со сном, снижению иммунитета, быстрой утомляемости.
Часто родители одевают своего ребёнка слишком тепло. Это снижает устойчивость организма дошкольника к простудным заболеваниям, нарушению механизмов терморегуляции, нарушением кожной чувствительности, кожными заболеваниями, и даже недоразвитию участков мозга, нуждающихся в стимуляции через кожные зоны, отставанию в психомоторном развитии, нарушениям формирования костно-мышечной и вегетососудистой систем. Профилактика данных нарушений на уровне детского сада очень важна. Поэтому особое внимание в нашем проекте мы уделили консультированию родителей по вопросам необходимости соблюдения температурного режима.
5) Важнейшим условием легкой адаптации является правильно выстроенное общение значимых взрослых с ребенком. В домашних условиях опыт ребенка все время обогащается новыми связями под руководством близкого взрослого. А в дошкольном учреждении своего любимого взрослого рядом с ребенком нет. Его не радует обилие игрушек, детей. Ребенок начинает страдать, так как нет главного взрослого, с которым он чувствует себя комфортно, т. е. нет точек соприкосновения с близкими. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п., общались со многими взрослыми, с разными детьми, у которых в соответствии с возрастом сформированы личностные качества – умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и сверстниками, положительно относиться к требованиям взрослого (идти спать, кушать, собирать игрушки, самостоятельно обслуживать себя (умение самостоятельно кушать, одеваться, раздеваться, проситься в туалет, легче привыкают к условиям детского сада, чем дети, которые общались только с одним взрослым. Для таких детей в период адаптации требуется строгое соблюдение режима дня, привычек. Несмотря на наличие предшествующего социального опыта, в первые дни пребывания в ДОУ эмоциональное состояние таких детей неуравновешенное (они тоже настороженны, следят за чужими взрослыми, нервозны в общении с ними, плохо засыпают, в первое время ведут себя вроде бы спокойно – сами берут за руку взрослого, рассматривают игрушки, охотно самостоятельно влезают на горку, но уже на третий день они отказываются идти в детский сад). Новизна впечатлений удерживает их только два дня. В целом дети из хороших условий семейного воспитания адаптируются за более короткий срок. Но, к сожалению, не всё и не всегда проходит гладко в период адаптации и имеет обратный эффект (дезадаптация) [2].
Первая, пожалуй, самая распространенная причина дезадаптации ребенка, неспособность семьи выстраивать адекватные детско-родительские отношения. Здесь можно указать самые частые случаи. Так, в последнее время все больше семей имеют только одного ребенка. При этом он очень опекаемый, воспитывается по типу «кумир семьи». Такой ребенок привык к излишнему вниманию, ситуация посещения детского сада становится для него достаточно травматичной. В семьях с опекающим стилем воспитания для ребенка нет запретов, он не понимает границ своих возможностей, не учится соотносить свои действия с другими людьми и т. д. Все это в итоге вызывает дискомфорт при посещении детского сада, ребенок становится агрессивным, эмоционально нестабильным. В этом случае требуется коррекция детско-родительских отношений в направлении осознания родителями факта все возрастающей самостоятельности ребенка, необходимости предъявлений к ребенку требований, а также разъяснений последствий опекающего стиля воспитания.
Довольно распространенными сегодня стали случаи, когда родитель обеспокоен фактом необходимости посещения детского сада больше, чем сам ребенок. В этом случае ребенок может быть вполне готов принять новые социальные условия, но стороны членов семьи это вызывает тревогу. Это относится к тревожно-мнительным родителям, которые, как правило, имеют только одного ребенка, часто это поздний ребенок. В данной ситуации родители сами психологически не готовы к тому, что ребенок приобретает некоторую независимость от их влияния, оставаясь в группе детского сада. Часто они сами не осознают того, что их действия не помогают ребенку привыкнуть к новым условиям, а наоборот, усложняют данный процесс. При этом эмоциональное напряжение и тревожность родителей передается ребенку. Таким образом, решение проблемы адаптации ребенка заключается в изменении детско-родительских отношений в сторону принятия факта отделения ребенка от семьи, также необходима коррекция эмоциональной сферы самих родителей.
Другой проблемой современных молодых семей является низкий педагогический потенциал. Это отражается в том, что у детей, приходящих в детский сад, плохо сформированы коммуникативные навыки. Например, на одной из консультаций мама девочки, которой было очень трудно привыкнуть к группе, говорила, что до детского сада они избегали общества, гуляли в тихих и спокойных местах, боясь, что шум и другие люди могут вызвать у девочки беспокойство. Другая мама объясняла изолированность ребенка от социальных контактов вне семьи заботой о здоровье ребенка (ребенок мог бы там заразиться). В таких случаях необходимо расширить представления семьи об особенностях общения ребенка в раннем и младшем дошкольном возрасте, о приемах и способах его развития, о необходимости широкого и разнообразного круга общения для социальной адаптации ребенка.
Несогласованность воспитательных воздействий различных членов семьи, непоследовательность в воспитательных воздействиях также является проявлением низкого педагогического потенциала семьи. Результатом такой воспитательной позиции будет эмоциональное напряжение ребенка, низкая самооценка, агрессивность и другие поведенческие нарушения. При чем часто родители могут осознавать, что их педагогические воздействия в семье не согласованы, но они не могут исправить это рассогласование и договориться между собой о взглядах на воспитание ребенка. За этим может скрываться конфликт между супругами, а каждый из родителей стремится «перетянуть» на свою сторону ребенка. В данном случае необходимо формировать мотивацию супругов на изменение взаимодействия друг с другом и работать уже в направлении гармонизации отношений супругов.
Таким образом, решение проблем данного круга заключается в психолого-педагогическом просвещении родителей по поводу возрастных особенностей и потребностей детей, особенностях взаимодействия с ними, создания соответствующих развивающих условий [1].
6) Отличие воспитательных приемов в детском саду и семье, может также стать причиной дезадаптации. Эта проблему чаще все поднимают родители, которые не могут найти общего языка со своим ребёнком и хотят повлиять на него. Хотя, конечно, некоторые, просто хотят пополнить свой багаж знаний для лучшего и правильного воспитания своих детей. Для этого необходимо понять: когда можно воздействовать на ребёнка, а когда ему это лишь во вред? [7]
Родители часто забывают, что слово родитель - не синоним словам: хозяин, командир, господин. Родитель это – друг, партнёр, старший брат, учитель, хороший начальник. Поведение родителя должно быть, в первую очередь, уважительным и, если родитель чего-то требует, то это лишь значит, что он убеждает в своей правоте, а затем контролирует процесс. Разница в том, что необходимо не заставлять, а заинтересовывать, а затем - убеждать. Ребёнок не должен беспрекословно подчиняться и выполнять все желания или требования взрослого, даже объективные. Убедить - значит, используя различные доводы и способы манипуляций, сделать так, чтобы ребёнок захотел сделать то, что хочет взрослый. В этом можно даже поучиться у самих детей, так как дети являются лучшими манипуляторами для своих родителей и, каждый ребёнок, изучив своего родителя, знает все его слабые места и интуитивно манипулирует ими, умело надавливая на них, добиваясь того, чего хочет [5].
В ходе реализации проекта на коммуникативных тренингах мы учились изучать своего ребёнка и воздействовать на него не силой, а умением убедить его в том, что это действительно ему во благо. Основные методы воздействия родителей стали собственный положительный пример родителей, умение вызвать интерес, мотивацию у ребёнка, освоили игру как способ мотивации, а также учились использовать похвалу и одобрение ребёнка. Самым трудным оказалось научится требовать и контролировать ребенка раннего возраста. Но так как в период адаптации очень важна помощь самого родителя, нам удалось убедить участников нашего проекта, что основной задачей родителей является помощь малышу в процессе адаптации к новым социальным условиям, что возможно потребует от них изменения своего поведения в отношении ребенка и друг друга.
7) Поддержка ребенка в процессе физиологических и психологических изменений, которые происходят в раннем возраста, чрезвычайно важна в период адаптации [8]. Процесс адаптации к детскому саду часто отягощается физиологическими и психологическими изменениями, которые являются одной из причин негативного отношения вновь поступивших детей в детский сад. Когда ребенок впервые переступает порог детского сада, у него наступает состояние страха, возникает психическая напряженность, что часто приводит к эмоциональному стрессу и даже к заболеванию. Ребенка, впервые пришедшего в группу, пугает внезапность изменения происходящего, неизвестность держит его в нервном напряжении, связи с родными неожиданно прерваны, его окружают совершенно чужие люди, незнакомая обстановка. У малыша срабатывает инстинкт самосохранения, и ребенок начинает активно обороняться доступными для него способами: он горько плачет, бунтует, отказываясь от помощи незнакомых людей, требует, чтобы рядом была мама, и даже иногда пытается убежать. Стойкий отрицательный эмоциональный настрой, отчаяние и обида, (не понимание почему мама его оставила) на протяжении нескольких часов в день настолько доминируют, что малыш забывает о еде и сне. Ребенка пугают попытки воспитателя хоть как-то успокоить его. Ребенок настолько возбужден, что, возвращаясь домой он очень часто не в состоянии успокоиться, во время сна вздрагивает, плачет, часто просыпается. Хрупкий организм не выдерживает нервных перегрузок, ребенок может заболеть.
У большинства детей период адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьезных нарушений поведения и общего состояния, связанных с особенностями адаптационного периода :
- изменяется эмоциональное состояние: появляется напряженность, беспокойство или заторможенность (ребенок много плачет, иногда стремиться к эмоциональному контакту со взрослым, но, в большинстве случаев, сторониться их и сверстников;
- нарушается аппетит и сон (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый, многие дети отказываются от еды);
-иногда наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков (дома просится на горшок - в саду этого не делает, дома есть самостоятельно – в детском саду отказывается даже брать в руки ложку);
- снижается интерес к игрушкам и ко всему окружающему;
- падает уровень речевой активности (ребёнок не желает ни с кем разговаривать, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом;
- ребенок подвергается риску инфекционных и вирусных заболеваний из-за контакта с другими детьми.
В период адаптации ослабевает иммунитет ребёнка, нарушается сопротивляемость организма, ребенок быстро заболевает. Дети обычно заболевают тем, к чему были склонны ранее (заболевания приобретают более сложные формы) [1].
Чтобы облегчить прохождение адаптации мы разработали рекомендации для родителей (Приложение 3).
Адаптация к новым условиям жизни для каждого ребенка неизбежна, т. к. изменяется социальная среда. При этом ребенок может проходит разные степени и фазы адаптации, с которыми мы познакомили родителей в ходе реализации проекта, а также рассказали им об основных критериях успешной адаптации : внутренний комфорт, внешняя адекватность поведения.
Задача педагогов детского сада удержать вновь поступившего ребенка на 1-ой (легкой) степени адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению ребёнка к новым условиям, позволяя формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Решить эту задачу невозможно без оказания родителям ребенка раннего возраста психолого-педагогической помощи, которая будет направлена на обеспечение единства семейного и общественного воспитания, профилактику дезадаптивных проявлений ребенка [2].
Подобная помощь в нашем проекте была осуществлена в различный формах:
1) родительское собрание «Адаптация детей младшего возраста к условиям ДОУ»;
2) анкетирование «Режим дня», «Здоровое питание - здоровый ребёнок»;
3) информационное сопровождение (папки передвижки, рекомендации для родителей, консультации для родителей, носящие рекомендательный характер);
4) индивидуальные и групповые консультации: «Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей», «Организация игровой деятельности», «Режим дня»;
5) рекомендации «Помощь ребёнку в период адаптации», «Сказка в помощь»
6) беседы с родителями «Проблемы адаптации», «Спокойна мама — спокоен малыш».
7) проведение совместных игровых мероприятий, мастер-классов, субботников, посвящённых Дню матери.
В заключении хочется отметить, что хотя длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, большинство детей (80%) благодаря проекту прошли легко адаптацию, а остальным 20% воспитанников, прошедшим адаптацию на среднем уровне, была оказана индивидуальная помощь в адаптационном периоде.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы: тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята и актуальных запросов родителей. В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом и повысился уровень педагогической компетентности родителей, что позволило создать благоприятный климат в детско-родительском сообществе группы.
Литература:
1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста /Н. М. Аксарина – М. : Просвещение, 1991. – 228 с.
2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ/Л. В. Белкина – Воронеж: Учитель, 2006
3. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад : Пособие для воспитателей дет сада/ - М. : Просвещение, 2003.-№3.
К. Л. Печора // Ребенок в детском саду. – 2002. - №4.
4. Калинина Т. В., Уривская Н. С. Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка // Молодой ученый. — 2016. — №5.
5. Лямина Г. М. Воспитание детей раннего возраста/ Г. М. Лямина – М. : Просвещение, 1974.
6. Павлова Л. Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Л. Н. Павлова – М., 1986.
7. Печора, К. Л. Некоторые педагогические подходы в воспитании детей /
8. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. -2003.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
10. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с редакцией от 27.08.2015 г.) :
Интернет источники:
11. [https://pedlib.ru/ ] ,
12. [https://rospotrebnadzor.ru/]
13. [https://fgos.ru/]
Приложение 1
Анкета для родителей
Уважаемые родители, в нашем детском саду проводится анкетирование. Просим вас ответить на следующие вопросы.
1. Соблюдаете ли Вы дома режима дня?
Да; нет
2. Во сколько обычно у Вашего ребёнка подъём?
7.00; 8.00; 9.00
3. Будете ли Вы придерживаться режима дня ДОУ дома?
Да; нет
4. Во сколько обычно Ваш ребёнок ложится спать?
21.00; 22.00; 23.00
5. Как Ваш ребёнок обычно засыпает?
Быстро; медленно (более 10 минут)
6. Есть ли в семье особенные ритуалы, для того, чтобы ребёнок заснул (колыбельные, чтение сказки и т. д.? ___
7. Укладываете ли Вы своего ребёнка дома на дневной сон?
Да; нет
8. Сколько обычно длится дневной сон ребёнка?
Менее часа; час; два часа.
Дополнения ___
9. Назовите любимые виды деятельности ребёнка, приносящие малышу удовольствие и радость: ___
10. Как родители и близкие называют ребёнка дома? ___
11. Как бы Вы охарактеризовали аппетит Вашего ребёнка?
Отличный; избирательный; плохой; дополнения ___
12. Согласны ли вы с тем, что питание ребёнка в ДОУ и семье должно сочетаться?
Да; нет, если нет, то почему___
13. Готовите ли вы дома блюда из меню детского сада? Какие?___
___
14. Какие навыки культуры питания вы прививаете ребёнку в семье?___
___
15. Как относится Ваш ребёнок к высаживанию на горшок?
Просится сам; не просится;
дополнения ___
16. Есть ли у Вашего ребёнка вредные привычки, если да, то какие?
Сосет палец и т. д.
напишите: ___
17. Привлекают ли Вашего ребёнка игрушки и предметы в незнакомой обстановке?
Да; нет; иногда
18. Умеет ли ребёнок играть самостоятельно?
да; нет
19. Как строятся взаимоотношения у Вашего ребёнка со взрослыми людьми?
легко контактирует; зависит от настроения; тяжело идет на контакт
20. Присутствует ли у Вашего ребёнка опыт разлуки с родителями?
Да; нет; легко расстаётся; тяжело расстаётся
Приложение 2
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. Знакомьтесь с меню, его ежедневно вывешивают в ДОУ;
Перед поступлением ребёнка в детский сад максимально приблизьте режим питания и состав рациона к условиям детского сада;
Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребёнок будет плохо завтракать в группе;
Вечером дома важно дать ребёнку именно те продукты и блюда, которые он не получил днем;
В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского еда.
Приложение 3
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ АДАПТИРОВАТЬСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
Не разговаривайте при ребёнке о проблемах, связанных с садиком.
Только полностью здорового ребёнка нужно отправлять в сад.
Дома ввести распорядок как при режиме дня в детском саду.
Дать крохе положительную установку о детском садике.
Уже дома нужно научить малыша обслуживать себя.
Не пугать ребёнка детским садиком (если ты плохо себя будешь вести, то пойдёшь в садик).
Спланировать отпуск таким образом, чтобы в первый месяц хождения в сад вы могли забирать его оттуда пораньше.
Постоянно напоминать ребёнку о своей безусловной любви к нему.
Семье детей раннего возраста необходимы знания о признаках окончания периода адаптации, это помогает снизить тревожность родителей.
К окончанию процесса адаптации нормализация идет по схеме:
- аппетит
- сон
- поведение.