Наталья Чуличенко
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе «А. П. Чехов «Мальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
УМК «Школа России»
Тема урока : А. П. Чехов «Мальчики»
Место урока : это 14-й урок по разделу «Чудесный мир классики»
Тип урока : освоение нового материала
Продолжительность урока : 45 минут
Педагогические задачи:
создать условия для знакомства с произведением А. П. Чехова «Мальчики»;
Публикация «Конспект урока по литературному чтению в 4 классе „А, П, Чехов „Мальчики“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
совершенствовать умение выполнять анализ художественного произведения;
формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста;
отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения;
развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипацию (смысловую догадку) детей, произвольную память;
расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи;
воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с творчеством А. П. Чехова и содержанием его рассказа «Мальчики»; научатся: раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста, пересказывать основное содержание произведения, определять тему и главную мысль произведения
Метапредметные:
Познавательные:
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника);
выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные:
читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;
фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворен-ность/неудовлетворенность своей работой на уроке.
Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении
Личностные:оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей
Оборудование и материально-техническое оснащение: учебник литературного чтения для 4 класса, выставка книг А. П. Чехова, толковые словари Ожегова, карточки с деформированным планом, карточки с характеристикой главных героев, презентация, компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока
1. Приветствие.
Я очень рада
Войти в приветливый Наш класс
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Мы вместе сочиним урок!
2 .Проверка домашнего задания.
- Какое произведение вы читали дома? («Как мужик убрал камень»)
-Кто автор произведения? (Л. Н. Толстой)
-Какое это произведение по жанру? (Басня)
-В чем заключается главная мысль басни Толстого? (Важна не только сила, но и смекалка)
3. Речевая разминка.
- Прочитайте медленно отрывок из стихотворения З. Маркиной «Моя семья – надежный крепкий тыл».
Моя семья – надежный крепкий тыл.
Со мною мать, отец, сестрёнки, братья …
Здесь могут охладить ненужный пыл,
Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.
Дом пахнет пирогами и теплом,
Да лаской добрых рук любимой мамы.
И, если гроз и бед нагрянет гром,
Помогут пережить легко, без драмы.
Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди
Успехи будут, только постарайся.
Учись, трудись и с песнею иди,
А если виноват, пойми, раскайся.
- Как вы думаете, почему именно для речевой разминки я взяла стихотворение З. Маркиной?
- Так о чем же мы будем говорить, какие цели и задачи поставим.
(взаимоотношения в семье, характеризовать главных героев их поступки,
чему учит это произведение, работа над текстом)
4. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, мы продолжаем знакомиться с литературными произведениями.
- На каждом уроке вы их читали, анализировали, а какие писатели вам за-помнились?
- Писатели, о которых шла речь, относятся к классикам русской литературы, как вы понимаете эти слова?
- К классикам литературы относятся те писатели, которые внесли в развитие нашей русской литературы значимый вклад. Они написали превосходные произведения, которые читают люди не только в нашей стране, но и во всем мире.
- Обратите внимание на экран. Перед вами фамилии поэтов и писателей с пропущенными буквами (Тют. ев, Ф. т, Ми. алков, Т. лстой, Ершо.).
- Попробуем их восстановить. Вставим пропущенные буквы и узнаем фамилию писателя, с произведением которого мы будем работать.
- Итак, это фамилия… (Чехов)
5. Работа по теме урока.
Подготовленные учащиеся рассказывают сведения из биографии писателя.
XIX век подарил нам прекрасных писателей. Одним из них является А. П. Чехов. Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге, в семье мелкого торговца. Дед и отец Чехова были крепостными. Егор Чехов (дед) выкупился на волю за большие деньги, скопленные им за много лет.
В детстве Антон Чехов с раннего утра до позднего вечера работал в лавке, владельцем которой был его отец, Павел Егорович. Позже, когда он поступил в гимназию, заниматься приходилось только до обеда, а потом до позднего вечера он находился в лавке.
Неудивительно, что в младших классах Антон учился плохо и дважды оставался на второй год. Работать приходилось много и трудно.
Семи лет от роду Чехов был определен в греческую школу, где пробыл два года, а в 1869 году Чехов поступает в Таганрогскую гимназию. Когда Антону исполнилось шестнадцать лет, отец разорился и переехал в Москву. Антон остался один на три года в Таганроге заканчивать гимназию. Чтобы содержать себя, он давал уроки отстающим ученикам. Именно в этот период и проявился писательский талант Чехова. В 1879 году будущий писатель заканчивает гимназию и получает за хорошую учебу стипендию.
За свои 44 года Чеховым было написано много произведений. Его знают не только у нас, но и за границей. По его произведениям поставлены пьесы, сняты кинофильмы. Чехов не писал специально для детей, но много писал о детях. Например, «Ванька», «Каштанка».
-Что вы можете сказать о судьбе писателя? Какой была его жизнь (тяжёлой)
-Почему? (потому что ему приходилось трудиться в лавке отца, его отец былсуровым человеком и т. д.)
-Что было хорошего в его жизни? (был врачом, печатался в журналах, получил хорошее образование)
-Кем он стал? (писателем, врачом)
-А где учился писатель? (В гимназии)
-А в какой школе вы учитесь? (тоже в гимназии)
Выставка книг
-Рассмотрим и познакомимся с некоторыми книгами (Сборник рассказов «Мальчики», «Ванька», «Сборник повестей и рассказов»)
-Мы кратко познакомились с биографией писателя.
-Ребята, о чем будет произведение, с которым нам предстоит работать?
Словарная работа
- А. П. Чехов жил более ста лет назад. В тексте мы можем встретиться в тексте с устаревшими словами (архаизмами, с незнакомыми для нас словами.
Работа в группах
1 группа. Розвальни, бизон, москит, термит. (Пользуется словарём учебника, с. 220)
2группа. Башлык, пампасы, мустанги, плантация. (Словарь Ожегова)
3группа. Чечевица, самоеды, флигель, урядник. (Словарь Ожегова)
Проверка работ групп (Сопровождаю показом на слайдах.)
Розвальни, бизон, москит, термит.
розвальни – низкие и широкие сани;
бизон –дикий североамериканский бык;
москит-мелкое двукрылое кровососущее насекомое южных стран;
термит-насекомое жарких стран, вредитель древесины.
Башлык, пампасы, мустанги, плантация.
башлык – суконный тёплый головной убор, остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки;
пампасы – южноамериканские степи;
мустанги – одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий;
плантация – место, засаженное плодоносными растениями; где разводятся: сахарный тростник, кофе, табак, хлопчатая бумага.
Чечевица, самоеды (ненцы)
чечевица-бобовое растение
самоеды - северные народы, ненцы;
урядник – низкий чин уездной полиции;
флигель- пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.
-А ещё встретится слово Калифорния. Это полуостров в Северной Америке.
Вернемся к произведению, которое вы прочитали.
Пересказ текста (работа в парах)
- Предлагаю проверить, насколько внимательно и осознанно вы читали дом этот рассказ.
- Перед вами карточки с планом рассказа, просмотрите бегло, что вы заметили? (план деформирован)
- Ваша задача восстановить план.
Бурная встреча Володи
Маленький гость
Подготовка к Новому году
Странное поведение мальчиков
Сомнения Володи
Побег
Возвращение детей
6. Физминутка (гимнастика для глаз)
7. Работа по теме урока.
а) Общие вопросы
- Рассмотрите иллюстрации к рассказу «Мальчики» на с. 124, с. 131.
- О каких событиях они рассказывают? Свой ответ подтвердите текстом.
с. 124 – приезд мальчиков. (с. 123 «Володя уже стоял в сенях…
«Когда первый порыв)
с. 131- разговор Чечевицына, план побега. (с. 130 «Рано… Так одевайся)
б) Беседа.
- Что вы можете сказать о семье Королевых? (ответы с иллюстраций)
- Как родители и дети относились друг к другу? (из текста с. 123, с. 124 «Володечка…», с. 126 «Отец…», с. 127, с. 130 «Мне маму жалко…», «Господи…сохрани…» с. 132)
в) О чем мечтали мальчики?
- Опасное ли это было?
- Какой они представляли себе жизнь в Америке?
- Могли ли сбыться их мечты?
г) Попробуем дать характеристику главным героям (групповая работа). На партах лежат карточки, которые помогут вам дать характеристику героев.
КАРТОЧКИ:
- Назовите главных героев рассказа? (Володя Королёв, Чечевицын - его друг.)
1. Характеристика Чечевицына.
- Как появился Чечевицын в доме Королёвых?
- Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. (Стр. 124)
- Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? (Он для них показался загадочным, т. к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.)
- Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? (Важным, умным.)
- Как он себя называет? (МонтогимоЯстребинный Коготь)
- А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? (Не называют, т. к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.)
- С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? (С кашей из чечеви-цы, т. к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не МонтогимоЯстребинный Коготь.)
- Каким казался Чечевицын Кате и Соне? (Стр. 127)
- Почему он казался Кате и Соне героем? (Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.)
Вывод:Чечевицын– по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь
2. Характеристика Володи Королёва.
- А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв.
- Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? (Стр. 130)
- Как вы думаете, Володя трусил? (Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.)
- Давайте прочтё м диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос:
Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?
(Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.)
- Какими чертами характера обладал Володя? (Добрый, внимательный, заботливый)
- А сейчас давайте поговорим об их поступке.
- Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? (Мальчики собирались бежать в Америку.)
- Чтобы совершить побег, надо ли быть целеустремлённым человеком?
- Каких людей мы называем целеустремлёнными?
Вывод:Володя- речь и поведение Володи не соответствует портретной ха-рактеристике. Существует раздвоение между тем, какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям.
ВЫВОД: Они разные, но объединяет их мечта, любовь к путешествиям, желание узнать больше. А еще я думаю, что мальчики много читали.
д) Чтение по ролям.
- Чем закончился рассказ?
е) Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок?
8. Итог урока.
Чему нас учит рассказ А. П. Чехова «Мальчики»?
(Ставить перед собой цели реальные и выполнимые.
Беречь родителей и близких людей.
Не подвергать свою жизнь опасности.
Уметь отвечать за свои поступки.)
- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? От каких хотели бы изба-виться?
(положительные и отрицательные качества)
9. Выставление оценок. Домашнее задание
-Отметьте вашу работу на уроке в листах самооценки.
Для сильных – Подумать, как сложится будущее Володи и Чечевицына?
Для слабоуспевающих – подготовить краткий пересказ по плану