Бесханум Исмаилова
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе «А. В. Жигулин О, Родина! В неярком блеске…»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…
Тип урока : постановка учебной задачи
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с основными сведениями биографии и творчества А. В. Жигулина, учить выделять главную мысль, подготавливать сообщения и проекты для выступления, обучать выразительному чтению стихотворений, проводить полный анализ произведения; воспитывать патриотизм, чувство патетики и гордости за свою Родину; развивать внимание, память, мышление, речь, обогащая её яркой образно-выразительной лексикой.
Публикация «Конспект урока по литературному чтению в 4 классе „А, В, Жигулин О, Родина! В неярком блеске…“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: уметь работать с учебником, читать вслух и про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение.
Метапредметные:
Познавательные: умеют анализировать лирический текст, находить опорные слова и средства художественной выразительности, видеть картины Родины.
Регулятивные: своевременно готовятся к уроку, умеют формулировать учебную задачу урока, принимают и сохраняют её на протяжении всего урока, читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно).
Коммуникативные: находят нужную информацию через интернет, беседу со взрослыми, учебные книги, словари; осознают правила взаимодействия в паре и группе, умеют защищать свой проект публично и артистично.
Личностные: ценят и уважают поэта, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово, любят свою большую и малую Родину, чтят память солдат, павших за своё Отечество, понимают социальную значимость урока.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: интерактивная доска (экран, компьютер, проектор; презентация.
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Психологическая установка на урок. Руки вверх к солнышку как можно выше и улыбаемся ему, руки в стороны к бескрайним просторам и безграничным возможностям. Чтение- прекрасный урок, много полезного в каждой из строк, они учат нас, мы учим их! И вновь Господин Урок чтения пришёл к нам со своими жизненно-необходимыми ценностями. А вот с какой именно ценностью вы узнаете, когда послушаете стихотворение (учитель читает стихотворение В. В. Высоцкого «Баллада о любви» под классическую музыку)
Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь —
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было — сорок сороков…
И чудаки — ещё такие есть! —
Вдыхают полной грудью эту смесь
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья.
Только чувству, словно кораблю,
Долго оставаться на плаву,
Прежде чем узнать, что «я люблю» —
То же, что «дышу» или «живу».
И вдоволь будет странствий и скитаний:
Страна Любви — великая страна!
И с рыцарей своих для испытаний
Всё строже станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна…
2. Актуализация опорных знаний.
- Итак,дети, как, по-вашему, какая ценность необходима вам на вашем жизненном пути?
(Любовь)
- А какая бывает любовь? К чему и к кому человек проявляет это чувство?
(Выслушиваются ответы детей)
- За что каждая мать любит своего ребёнка? И за что мы любим своих матерей?
-За то, что они просто есть!
-Так и любовь к Родине. Она есть. Родину никто из нас не выбирает, и любовь к ней начинает пробуждаться подобно тому, как растение тянется к солнцу, как ребёнок тянется к матери. Подрастая, ребёнок начинает испытывать любовь к родной улице, земле и друзьям.
-Ребята, а когда любишь, как относишься к объекту любви? (Выслушиваются ответы детей)
-Все вы должны быть одушевлены, движимы и руководствованы любовью к Отечеству, и вливать её в своё окружение, и быть примером в нём всему государству.
-А как вы проявляете свою любовь к Родине, и что вы делаете для её блага?
(Выслушиваются ответы детей)
3. Проверка домашнего задания.
- Дети, а с какими сюрпризами вы сегодня пришли к господину Уроку?
( Дети представляют сюрпризы: чтение наизусть стихотворения С. Дрожжина “Родине”, рисунки, сообщения, стихи собственного сочинения, пословицы и проекты)
Четверо заранее подготовленные ученики выступают со своими проектно-исследовательскими работами с презентациями, составленные по иллюстрациям из учебника.
1-я презентация- «Родина моя»
2-я презентация- «Блокада Ленинграда»
3-я презентация- «Герои-знаменосцы. Боевые награды»
4-я презентация- «Парад Победы»
4. Сообщение темы урока. Определение целей урока.
-Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы здесь видите? (Появляются слайды с изображением природы и фото поэта Анатолия Владимировича Жигулина)
-Ребята, как, по- вашему, какова взаимосвязь между картинками природы и этим человеком? (Этот человек любит природу)
-Да, правильно, молодцы! Зовут этого человека Анатолий Владимирович Жигулин.
-А значит, кому будет посвящен наш сегодняшний урок? Посмотрите внимательно на слайд. (Учащиеся выдвигают предположения.) (Жизни и творчеству А. В. Жигулина)
Знакомство с биографией А. В. Жигулина. (Учитель рассказывает о жизни и творчестве поэта по слайдам под тихую классическую музыку)
1 января 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии:
“Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба. Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.
Умер А. В. Жигулин в Москве 6 августа 2000 года.
Я узнал, увидел и принял в сердце многие дорогие мне обычаи и понятия, картины средней, степной России”
В 1949г. стихи молодого поэта появились в воронежских газетах. Но вскоре после этого он был осуждён по ложному обвинению как “враг народа”. И с 1949 по 1954 годы находился в заключении в Сибири - строил железную дорогу, работал на золотых и урановых рудниках. В 1954 Жигулин был освобожден по амнистии, а в 1956 полностью реабилитирован. В 1960 он закончил Воронежский лесотехнический институт. В 1959 вышла первая, тоненькая книжка стихов Жигулина “Огни моего города”, затем сборник “Костер-человек” (1961, а в 1963 увидела свет первая московская книга стихов “Рельсы”. В этом же году Жигулин поступил на Высшие литературные курсы и переселился в Москву став профессиональным литератором.
Образ России - один из главных в поэзии А. В. Жигулина. Он вместе с такими поэтами, как В. Н. Соколовым, Н. М. Рубцовым, помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувства горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей. В начале 90-х гг. А. В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время России”, где нашли отражение основные темы жигулинского творчества : ответственность перед прадедами за целостность Отечества, память о “колымском конвое”, любовь, неподвластная времени, защита исторической правды. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал картину разрушения родины.
5. Подготовка к восприятию произведения
- Ребята, свою неземную любовь и восхищение природой, а значит и Родиной, он передал в своих стихотворениях. Давайте посмотрим, как поэт Жигулин воспевает Родину в своём стихотворении, данном в нашем учебнике. Откройте учебник на странице 138. Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова.
• Мы познакомимся с.
• Мы узнаем.
• Мы вспомним.
• Мы будем уметь.
• Мы сможем поразмышлять.
– Да, сегодня на уроке будем учиться красивому, беглому, правильному и осознанному чтению, развивать свою эмоционально- насыщенную речь и умение выступать перед публикой с защитой своего проекта, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с произведением А. В. Жигулина “О, родина. ”
(Образцовое чтение текста учителем. В ходе чтения стихотворения, дети вооружаются карандашами и подчёркивают непонятные слова)
- Прочитайте стихотворение про себя и приготовьтесь к чтению вслух
6. Работа над содержанием стихотворения А. В. Жигулина “О, Родина. ”
Словарная работа. (Учителем подготовлена презентация со слайдами, где толкование слов показано наглядно картинками)
Трепетный - взволнованный, выражающий трепет.
Просёлок - грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.
Перелесок - небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.
Жнивьё - солома, оставшаяся на корню после жатвы.
7. Физкультминутка.
Дети, стоя, взявшись за руки и, раскачиваясь, поют под минусовку песню «Моя Россия»
Первичное чтение стихотворения.
Беседа по содержанию. Учитель проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– О чём это стихотворение? (О Родине, и о том, что ему очень дорого)
- Какое слово первое?
- Что значит «без памяти люблю»?
- Читая первую строфу, какая картина или образ Родины вам представился?
- Как назовёте свою первую картину?
- Прочитайте вторую строфу
- О чём говорится в ней?
- Что автор любит больше всего в этой строфе?
- О каком дыме идёт речь?
- Что ещё волнует автора?
- Почему ржавый крест?
- О каком холмике со звездой говорится в стихотворении?
- Прочитайте третью строфу
- Почему обиды и прощения пройдут?
- Что видит в свое Родине поэт?
- Какое чувство при чтении возникло : радость, восторг, сожаление, грусть?
- Ребята, а кто сможет нарисовать на мольберте ту картину Родины, которая вам представилась при чтении этого стихотворения? (Желающие ученики выходят и рисуют картину)
На доске появляется запись: Родина- пролески, перелески, всё, что просто есть, утешение, исцеление, беспамятная любовь.
8. Повторное чтение и анализ произведения.
Учитель организовывает повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Прочитайте первое четверостишие. Что здесь главное? Какая мысль? (Признание в любви к родине)
-Запомните, дети, каждый из вас должен сказать себе:«Мир начнётся с меня!»
– Перечитайте второе четверостишие. О чём здесь повествует Жигулин? (Он перечисляет всё, что ему дорого, что он вкладывает в смысл “родина”)
-- Ребята, героями не рождаются, но если у человека есть любимая Родина, родные, близкие и друзья он способен геройски защитить их.
– Прочитайте третье четверостишие. Какой смысл вложен в эти слова? (Поясняет, почему автор любит родимый край) Родная земля и в горсти мила.
–– Объясните, почему поэту дорога могила со звездой? (Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов. О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше)- Поклонение героям должно выразиться в том,что сами мы будем героически настроены. Всё в мире покроется пылью забвенья, лишь двое не знают ни смерти, ни тленья: лишь дело героя, да речь мудреца, проходят столетья не зная конца!
– Что автор находит, ощущает в родном краю? (Утешение – т. е. поэт успокаивается, и исцеление – т. е. душевное излечение)
– В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).- На удивление всем врагам поднимался,сплотившись, наш непоколебимый российский народ перед ними всё могущественней и величественней!
9. Работа в группах (3 группы. Каждая группа получает разные задания)
1-я группа. Найдите и выпишите из стихотворения все средства художественной выразительности ( Эпитеты: белоствольные рощи, синий дым, пустой дали, ржавый крест, низкий холмик, неяркий блеск.
Сравнение: “обиды и прощенья сгорят, как старое жнивьё”.)
2-я группа. Составьте синквейн со словом «Родина»
3-я группа. Что бы вы хотели увидеть в будущем России? Какие пожелания хотели бы вы выразить для своей малой Родины?
Дети, я хочу вам дать ещё одно дополнительное задание: Напишите, пожалуйста, что вас больше всего беспокоит по тому, что происходит в настоящее время в России? Что бы вам хотелось изменить?
10. Самостоятельная работа.
Дети по выбору учителя читают вслух стихотворение по парам, обращаясь друг к другу в виде игры «Ты мне, я тебе», для проверки осознанного чтения задают друг другу вопросы, а остальные читают про себя.
11. Домашняя работа.
– Найти и прочитать другие стихи А. Жигулина; подготовить выразительное чтение одного из них, рисунки по теме «Родина»
12. Рефлексия. Итог урока.
– С каким стихотворным произведением познакомились на уроке?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?
–Что нового дал вам этот урок?
– Что вам показалось самым интересным?
-- За что вы можете себя похвалить?
-- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените, пожалуйста, себя на ленте успеха по пятибалльной шкале. Стрелка на ней, как вам известно, означает, что ваши возможности безграничны и успех зависит от вас самих.
- Дети, а что вам хотелось бы сказать Господину Уроку
- Урок, ты не думай, что существуешь от звонка до звонка…Ты, может быть, совсем не кончаешься, потому что после звонка мы покидаем тебя с желанием поскорее встретиться, ты отправляешь нас домой с беспокойными мыслями. (Слова Ш. А. Амонашвили)
- А я вам, дорогие ребята, от лица Урока хочу сказать : Учитесь, ибо жизнь всегда вам будет напоминать о том, что любых знаний мало! Спасибо!