Светлана
Конспект урока по литературному чтению «Исследуем научные и художественные тексты. Дж. Родари «Отчего идет дождь»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследуем научные и художественные тексты Дж. Родари «Отчего идет дождь», сказка «Путешествие капельки».
Цели: Сформировать понятие научной и художественной литературы, их различие.
Развивать умение различать специфику художественного текста и научного,умение аргументировать свою точку зрения, своё отношение к прочитанному.
Воспитывать интерес к изучению явлений природы, чтению научно-художественной литературы.
Публикация «Конспект урока по литературному чтению „Исследуем научные и художественные тексты, Дж, Родари „Отчего идет дождь“» размещена в разделах
- Джанни Родари и «Чиполлино»
- Дождь, дождик, тучи
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литературное чтение
- Погода и природные явления
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Задачи: Учить читать детей вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз, обосновывая использование разной интонации, темпа, логического ударения. Определять эмоциональный настрой произведений, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, образов.
Ход урока:
1. Организационный момент.
-Сегодня на уроке мы будем :
НАБЛЮДАТЬ
ЗАМЕЧАТЬ
РАЗМЫШЛЯТЬ
ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ
Пожелаем друг другу успешной работы.
Звучит музыка. Сядьте поудобнее и прослушайте фрагмент записи.
-Почему урок я начинаю с нее? (ответы детей) А можете уже сейчас сформулировать тему нашего урока? А какие поставим цели на урок?
УЧИТЬСЯ…
УЗНАТЬ…
ПРОНАБЛЮДАТЬ…
ПОРАБОТАТЬ…
У нас интерес к ДОЖДЮ возник давно. Его часто не любят, презирают, ругают, однако, все равно ждут, как манну небесную. Ведь он не только спасает человечество от засухи, дарит прохладу в жаркий день и свежесть всему миру. Дождь способен изменить окружающий мир до неузнаваемости. СеГОДНЯ мы посмотрим, как живет слово дождь в языке. Готовы начать?
- Что такое дождь? (ответы детей)
- Где можно найти точное определение этому слову? ( ответы детей: в словаре)
Один ученик зачитывает. 1. Атмосферные осадки в виде водяных капель, струй. атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель жидкости со среднимдиаметром от 0,5 до 6-7 мм[1][2].
• 2. перен. О чём-н. падающем во множестве. Искры сыплются дождём. Д. конфетти.
• • Звёздный (метеорный) ~ появление в ночном небе множества падающих звёзд (метеоров).
Мы прочитали определение дождя оно какое по стилю речи? Художественное или научное? Почему?
- Проведем разминку со словом дождь.
- Подберите к слову дождь родственные слова (ответы детей)
Дождь – дождевой дождевик дождевичок дождливый дождливостьдождливенький
дождливенько дождище дождина дождик -дождичек, дождинка дождитьзадождить
бездождие дождевание дождеприемник дождемер
ДОЖДЕМЕР (плювиометр, прибор, используемый для измерения количестваОСАДКОВ (дождя и др.). Существуют различные разновидности дождемеров,включая некоторые самозаписывающие виды. Большинство дождемеров состоитиз цилиндра, имеющего высоту, достаточную для того, чтобы предотвратитьпопадание внутрь брызг воды. Внутри цилиндра находится воронка, котораясобирает воду в специальную емкость. Собранную воду затем выливают в мерныйстакан для измерения общего количества осадков, обычно в миллиметрах или вдюймах.
Дождевание
способ полива с. -х. культур, при котором вода разбрызгивается в виде дождя над поверхностью почвы и растениями.
Дождеприёмник
Дождеприемник – это элемент дренажной системы, предназначенный для точечного водосбора поверхностных ливневых и талых вод. Дождеприемники применяются в точечной системе водоотвода и в комплексе с ливневой канализацией.
Бездожие - Засуха — продолжительный (от нескольких недель до двух-трёх месяцев) период устойчивой погоды с высокими для данной местности температурами воздуха когда возникает угнетение и гибель культурных растений.
ЗАДОЖДИТЬ —залить дождем. Поля задождило вовсе.
- Подберите к слову дождь действия предмета. Льет, поливает, может грянуть, брызнуть, испугать, капает, идёт, моросит, стучит по крыше, барабанит,
МОРОСИТЬ —идти мелкому дождю.
- Подберите к слову дождь признаки предмета. Какой может быть дождь? Грибной дождь, Звёздный дождь, Свинцовый,. дождь — о выпущенных из оружия в пулях, слепой, рыбный,
-Вам интересно почему рыбный?
В мире существуют дожди из лягушек, змей и даже птиц! Например, в Йоро, что находится в Гондурасе, на протяжении ста лет выпадает дождь из рыб. Каждый год в промежутке между маем и июлем, жители пристально вглядываются в небо, ведь там должна появиться огромная черная туча. После чего поднимется сильный ветер, и на город обрушится трехчасовой дождь. Вот и пришло время собирать "урожай". На земле бьется огромное количество живой рыбы. Довольным гондурасцам остается лишь собрать и приготовить, свалившееся с небес, лакомство. "Улова" так много, что жители Йоро начали устраивать рыбный фестиваль. Объяснение кроется в ветре, который поднимает рыбу из Карибского моря на несколько километров вверх и приносит жителям городка вместе с осадками.
На протяжении нескольких месяцев 2001 года в индийском штате Керала шел разноцветный, преимущественно красный дождь. Примечательно, что деревья и трава оставались сухими. Он пачкал одежду, оставляя следы, похожие на кровь. В результате власти Индии организовали расследование. В официальном заключении говорилось, что частицы, которые окрасили дождевую воду ни что иное, как споры водорослей, распространенных в данной местности.
Истории известны дожди из апельсинов (Неаполь, 1833 год, желтые, которые состоят из цветочной пыли (Кабардино-Балкария, 2009 год, черные с примесями вулканической пыли (Монреаль,1819 год). Существуют также "молочные" дожди. Причиной является меловая пыль, которая и окрашивает капли дождя в цвет молока.
Подберите к слову дождь синонимы. (ливень, ситничек, косохлест, подстега, чичер, лепня, хижа, проливень, дряпня, слякоть
Интересно, что наши предки могли по-разному называть дождь. Если посмотреть в самую глубину этих названий, можно разгадать и отношение древних славян к дождю. Например, самый мелкий дождик называли «ситничком». Наверное, им представлялось, что дождевые капли словно просеивались в небе через сито. Такой дождик был мягким, легким, поэтому и назывался ласково. Дождик еще меньше ситничка называли «морось» или «бус» ( сравните: бусы, бусинки).
«Косохлестом» или «подстегой» именовался сильный косой дождь, хлесткий, метавшийся в разные стороны, подстегиваемый ветром. «Чичер», «лепня», «дряпня», «хижа» – все это названия дождя, который идет вперемешку со снегом. Не очень-то приятно оказаться на улице в такую погоду, соответственно и названия у этой «непогоды» неблагозвучные.
Подберите к слову дождь антонимы. Дождь – ведро, зной, стужа
ВЕДРО, арх. ведрие, ведренье ср. краснопогодье; ясная, тихая, сухая и вообще хорошая погода; без дождя.
- А теперь попробуйте объяснить следующие фразеологизмы, устойчивые выражения в речи.
- Льет дождь как из ведра. Проливной, сильный дождь.
-Что означает после дождичка в четверг? После дождичка в четверг — никогда.
Фразеологизм “Золотой дождь”
Выражение пришло из греческих мифов о Зевсе, который пленился красотой Данаи, дочери аргосского царя, и явился к ней в виде золотого дождя.
Это выражение, ставшее крылатым, употребляется в значении: богатство, неожиданное обогащение.
- Молодцы, хорошо поработали со словом. Ну а теперь можно проверить домашнее задание. Послушаем двух ребят выразительное чтение стихотворения. А потом дадим рецензию на их ответ. Отметим все достоинства и может быть недостатки.
- Мы так много уже сказали о дожде. А отчего идет дождь?
Как бы объяснили это явление вы, ребята?
Работа с рассказом Дж. Родари «Отчего идет дождь?»
- А вы знаете такого автора как Джанни Родари? Что вы о нем знаете?
Джанни (Джованни) Родари родился 23 октября 1920 года в небольшом городе Оменья на севере Италии. Отца Джанни звали Джузеппе, он был булочником — держал крохотную пекарню и магазин при ней: «Хлебобулочные изделия и продовольственные товары». Мать работала служанкой в богатом доме. Родари получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах местных сельских школ.
В 1970 г. писатель получил престижную премию Ганса Христиана Андерсена, которая помогла ему приобрести всемирную известность.
Им написаны замечательные книги-сказки, стихи, повести. Повесть-сказка «Приключения Чиполлино» сделала имя Джанни Родари известным всему миру.
- Прочитаем, как это объяснил отчего идет дождь Дж. Родари (чтение учащимися вслух). И попробуем ответить на вопрос: Можно ли поместить этот рассказ в энциклопедию или в учебник окружающего мира? Ну и поработаем карандашом, отметим непонятные слова и выражения.
Словарная работа: преспокойно-очень спокойно, крохотные-очень маленькие, улизнуть от ветра-убежать, из засады-из укрытия.
- Как описал это явление природы Дж. Родари : как ученый или как писатель?
Работа с текстом в разноуровневых группах. А сейчас мы поработаем в группах и попробуем доказать, что рассказ не совсем научный, хотя в нем есть точная информация.
Групповые задания.
1 группа. Ответить на вопрос: «Отчего идет дождь?» словами текста.
2 группа. Найти в рассказе научные слова, подчеркнуть простым карандашом.
3 группа. Найти разговорные слова, подчеркнуть их цветным карандашом.
4 группа. Используя только научные слова текста, составить объяснение: «Отчего идет дождь?».
Выслушиваются мнения групп.
Так сделаем вывод, рассказ «Отчего идёт дождь?» - художественный, или научный?
(художественный – писатель выражает свое отношение, сравнения, разговорные слова).
Дождевые облака обычно образуются на высоте 1000-1200 метров над землей. Если с этой высоты упадет тело весом и размером с дождевую каплю, то при ускорении свободного падения скорость ее у земной поверхности достигнет где-то 558 км/ч. Такой летний дождик стал бы настоящей катастрофой – капли, падающие на землю с такой скоростью, уничтожали бы все на своем пути. Подобный ливень мог бы разрушить целый город. Тем не менее, этого не происходит. И все благодаря овальной форме капель. Именно овальной, а не форме слезы. Последняя, видимо, появилась благодаря особенностям нашего зрения, которое видит летящую каплю немного размазанной, отсюда и кажущееся сходство со слезой. Разумеется, скорость падения также зависит от размера и, соответственно, от веса капли. Но дождевые капли редко бывают больше 5 мм – они разбиваются потоком воздуха.
- Какой был текст, который я прочитала вам? (Ответы детей).
- А наши ребята дома сочиняли сказки о путешествии капельки. И сейчас мы послушаем некоторые из них.
Ну и в заключении нашего урока подведем итог в виде синквейна. Составим в группах синквейн на тему дождь.
Итог урока -синквейн. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
1. ДОЖДЬ
2. (2- а прилагательных по теме)___
3. (3-и действия)___
4. (фраза из 4 слов выражающая отношение к теме)___
5. (одно слово синоним – ОТНОШЕНИЕ К ТЕМЕ)___
Пример: Весна
Яркая и волнующая
Возрождает, расцветает. Вдохновляет.
Что есть прекрасней, чем природы пробужденье…
Жизнь.
Домашнее задание. На выбор:
Вспомните интересные истории из своей жизни, связанные с дождём. Выберите самую интересную, чтобы рассказать её всем.
Подобрать и записать пословицы и поговорки о дожде, уметь их объяснить.
Подведем итог урока. Справились ли мы с поставленными целями на урок. Ну и у вас на партах лежат волшебные капельки. Давайте оценим свою работу на уроке.
Зеленая – активны на уроке.
Желтая – что-то немного не получилось.
Красная – было очень трудно работать.
Синяя – вспомните урок, если вы услышали новую информацию, которая вас удивила и поразила.