наталья кипайкина
Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по автоматизации звука [Ц] у детей 4–7 лет
Тема: «Звук Ц» («Автоматизация звука Ц в прямых слогах, словах и предложениях с прямыми слогами»)
Цель: Автоматизация звука Ц в прямых слогах, словах и предложениях, содержащих прямые слоги.
Задачи:
1. Тренировать правильное произношение изолированного звука Ц, а так же произношение прямых слогов, слов и предложений, содержащих прямые слоги ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ, ЦИ ЦЕ и др.
2. Тренировать детей в подборе родственных слов;
3. Тренировать детей в составлении простых предложений;
Публикация «Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по автоматизации звука [Ц] у детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
5. Развивать фонематический слух ;
6. Тренировать детей в согласовании числительных с существительными;
7. Развивать навыки звукового анализа и синтеза прямого слога (ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ);
8. Развивать память, мышление;
9. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Оборудование:; набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Ц; карточки для характеристики звука Ц, дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; мяч, набор для составления схемы предложения, игрушка или картинка ЦЫПЛЕНОК ЦЫПА.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
Образовательная область Вид деятельности Содержание деятельности
Речевое развитие Речевая деятельность 1. Организационный момент
Логопед : Малыш, послушай, и скажи, какое слово тут лишнее:
КУРИЦА, УТКА, ЦЫПЛЕНОК, ГУСЬ
Логопед : Молодец! ЦЫПЛЕНОК – это птенец, а все остальные взрослые домашние птицы. К нам в гости сегодня пришел ЦЫПЛЕНОК, его зовут ЦЫПА. Позови его вот так : ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП.
Какой звук спрятался в начале этих слов: ЦЫПЛЕНОК, ЦЫПА, ЦЫП-ЦЫП (звук Ц). Сегодня мы будем выполнять задания нашего гостя и работать со звуком Ц.
Физическое развитие
Речевое развитие Двигательная деятельность
Речевая деятельность 2. Пальчиковая гимнастика
Логопед : Давай сыграем в пальчиковую игру «Цыплята»
Раз, два, три, четыре пять
Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.
Будем мы цыплят считать
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Раз – цыпленок на крыльце,
Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.
Два – еще сидит в яйце,
Три – цыпленок самый смелый,
А четыре – самый белый,
Пятый — маленький цыпленок,
загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу
Кушать захотел спросонок
стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони
Физическое развитие Двигательная деятельность 3. Артикуляционная гимнастика
Логопед : Покажи ЦЫПЛЕНКУ ЦЫПЕ, как ты умеешь делать артикуляционную гимнастику.
Комплекс упражнений на свистящие звуки.
Речевое развитие Речевая деятельность 4. Изолированное проговаривание звука.
Логопед : ЦЫПЛЕНОК ЦЫПА хочет загадать тебе загадку:
Все глядят на середину
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали.
Вы, конечно, там бывали!
(ЦИРК)
Логопед : Правильно. А какой первый звук в этом слове? (ЗВУК Ц) А какие еще слова со звуком Ц ты услышал в загадке? (ТАНЦОВЩИЦА, СИНИЦА).
Давай проговорим несколько раз Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц.
Речевое развитие Речевая деятельность 5. Анализ артикуляции звука
Логопед : Как мы произносим звук Ц?
- Губы улыбаются
- Зубки заборчиком
- Язычок горочкой
-Кончик языка упирается в нижние зубки
- Выпускаем резкую воздушную струю ТСССССССС
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Ц и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Ц.
Речевое развитие Речевая деятельность 6. Характеристика звука
Логопед : Какой звук Ц?
Звук Ц – согласный, всегда твердый, глухой, обозначается синей фишкой. (по схеме для характеристики звуков) .
7. Связь звука с буквой.
Звук Ц обозначается буквой Ц. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).
Физическое развитие Двигательная деятельность 8. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед : ЦЫПЛЕНОК ЦЫПА хочет сыграть с тобой в мяч. Он будет говорить начало слова, и бросать тебе мяч. А ты говоришь окончание слова на ЦА, и все слово целиком, и возвращаешь мяч обратно.
ЯЙ - …ЦА (ЯЙЦА)
УЛИ- …ЦА (УЛИЦА)
МЕЛЬНИ…ЦА (МЕЛЬНИЦА)
ВОДИ-…ЦА (ВОДИЦА)
ПЕВИ- …ЦА (ПЕВИЦА)
ТЕПЛИ-…ЦА (ТЕПЛИЦА)
ГРАНИ - …ЦА (ГРАНИЦА)
БОЛЬНИ-…ЦА (БОЛЬНИЦА)
ПШЕНИ - …ЦА (ПШЕНИЦА)
РУКАВИ-…ЦА (РУКАВИЦА)
КУРИ - …ЦА (КУРИЦА)
КОЛЬ - …ЦА (КОЛЬЦА)
КОЖИ. ,ЦА (КОЖИЦА)
ПЯТНИ - …ЦА (ПЯТНИЦА)
УМНИ - …ЦА (УМНИЦА)
ЛУКОВИ - …ЦА (ЛУКОВИЦА)
ПУГОВИ - …ЦА (ПУГОВИЦА)
Социально-коммуникативное развитие Игровая деятельность 9. Развитие фонематического слуха
Логопед : ЦЫПЛЕНОК ЦЫПА предлагает поиграть в игру «Где звук спрятался?» - определить место звука Ц в словах :
ЦАПЛЯ, ОГУРЕЦ, ЯЙЦО, ЦЫПЛЕНОК, ОЦЕНКА, ПЕРЕЦ, ЦЫГАН, МОЛОДЕЦ, ПЫЛЬЦА.
10. Автоматизация звука в слогах
Логопед : Давай сыграем в Игру «Научим попугая говорить» - повтори слоги за ЦЫПЛЕНКОМ ЦЫПОЙ:
ЦА-ЦО-ЦЫ-ЦЕ
ЦО-ЦЫ-ЦЕ-ЦА
ЦЫ-ЦЕ-ЦА-ЦО
ЦЕ-ЦА-ЦО-ЦЫ
ЦА-ЦА-ЦА – это овца.
ЦУ-ЦУ-ЦУ – веду овцу.
ЦЕ-ЦЕ-ЦЕ – не подходи к овце.
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – нет овцы.
Познавательное развитие Умственная деятельность 11. Звуковой анализ/синтез
Звуковой анализ слога ЦА (ЦЫ, ЦУ)
Какой первый звук в слоге ЦА (Ц, какой он (согласный, всегда твердый).
Какой второй звук в слоге ЦА (А, какой он (гласный).
Положи слог ЦА квадратами (синий, красный, положи поверх квадратов буквы.
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие Игровая деятельность, речевая деятельность 12. Автоматизация звука в словах
Логопед : Игра «Повтори за мной» - повторить слова вслед за ЦЫПЛЕНКОМ ЦЫПОЙ слова:
ОВЦА,ЦАПЛЯ, ПЫЛЬЦА, ЛИЦО, ЯЙЦО, КОЛЬЦО, ЦЫГАН, ОТЦЫ, БОЙЦЫ, КОНЦЫ, ПЛОВЦЫ, ПЕВЦЫ, БОРЦЫ, ОГУРЦЫ, ДВОРЦЫ, ГОНЦЫ, МОЛОДЦЫ, КУЗНЕЦЫ, ПРОДАВЦЫ, ЦИРК, ЦИФРА, ЦИРКУЛЬ, ЦЕХ, ЦЕЛЬ, ЦЕПЬ, ЦЕНТР, ОЦЕНКА, РЕЦЕПТ, ОФИЦЕР, ЗАЦЕПКА.
13. Автоматизация звука в предложениях и текстах
Логопед : Послушай стихотворение о ЦЫПЛЕНКЕ ЦЫПЕ, положи синюю фишку каждый раз, как услышишь слово со звуком Ц.
Из колодца принесла курица водицы,
И цыплята всей семьей побежали мыться («мыца»)
Только ЦЫП стоит в сторонке, не желает мыться,
Потому что, как огня, он воды боится. («боица»)
8 фишек. Давай выучим это стихотворение.
Речевое развитие Игровая деятельность 14. Игры на развитие ЛГСР и связной речи
Логопед : ЦЫПЛЕНОК ЦЫПА просит, чтобы ты вспомнил, про что он загадал тебе загадку? (ПРО ЦИРК).
Давай подберем к этому слову родственные слова? (ЦИРК, ЦИРКАЧ, ЦИРКОВОЙ АРТИСТ, ЦИРКАЧИ, ЦИРКИ)
Давай сыграем в игру «1-2-5-9»
ОДИН ЦИРК, ДВА ЦИРКА, ПЯТЬ ЦИРКОВ, ДЕВЯТЬ ЦИРКОВ.
Составь предложение со словом ЦИРК.
Давай составим схему этого предложения.
Познавательное развитие Игровая деятельность Познавательная деятельность 15. Игры на развитие ВПФ
Логопед : Давай сыграем в Игру «Запомни-повтори»
ЦЫПЛЕНОК ЦЫПА предлагает сыграть еще в одну игру – он назовет несколько слов, а ты должен будешь запомнить эти слова, и повторить в том же порядке.
ЦАПЛЯ – ЦИФРА – ЦИРК – ЦЫПЛЕНОК – ЦЕНА
ОВЦА – КОЛЬЦО – ОЦЕНКА – ПЯТНИЦА – АКАЦИЯ
Речевое развитие Речевая деятельность 16. Итог НОД
Логопед : Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (ЗВУК Ц)
Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, СВИСТЯЩИЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ)
Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости?
Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Речевая деятельность Изо-деятельность 17. Домашнее задание
ЦЫПЛЕНОК ЦЫПА хочет, чтобы ты выучил дома стихотворение про него (см. пункт 13) и нарисовал к нему рисунок.
Социально-коммуникативное развитие Трудовая деятельность 18. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД