Татьяна Огаркова
Программа кружка «Страна красивой речи» с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.
Публикация «Программа кружка „Страна красивой речи“ с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т. д.
Рассказывая по игрушкам, дети учатся отбирать предметно - логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умение выстраивать композицию, связывать части в единый текст, изобразительно пользоваться языковыми средствами.
Широкое использование игрушек на занятиях по развитию связной речи с детьми будет способствовать более эффективному формированию у них полноценных высказываний.
Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний. Любое художественное произведение постигается двумя путями. Первый – путь переживания, эмоционального проникновения в его суть. Второй – мыслительный анализ прочитанного, выделение идей, событий.
Особое место в жизни ребенка занимает сказка, где соседствует добро и зло, верность и предательство, дружба и вражда. Разыгрывая сказку, дети как бы проживают её, принимая на себя определенную роль. Дети выражают свое эмоциональное отношение к героям сказок голосом, мимикой, посредством движений. Иными словами, как бы эмоционально проживают её. Однако подлинное проникновение в литературное произведение включает в себя и анализ основных событий, понимание связи между ними – задача не простая для маленького ребенка. Все мы знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Цель: Формирование связной речи детей дошкольного возраста через составления описательных рассказов.
Задачи:
- Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием.
- помогать составлять план рассказа и придерживаться его.
- развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему.
- учить детей давать описание внешнего вида игрушки, предмета, друг друга, себя;
- учить связно и последовательно рассказывать сказку без вопросов воспитателя, выразительно пересказывать текст;
- учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине; придумывать продолжение сюжета, название картины;
- учить детей придумывать сказку по вопросам воспитателя, по плану воспитателя;
- придумывать свое окончание знакомой сказки;
- развивать у детей фантазию.
-сформировать навыки описательной речи;
- учить составлять рассказ из личного опыта;
-расширять представление об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
-формировать приемы пересказа литературных произведений;
- познакомить с рассказыванием по картине и рассказыванием по серии сюжетных картин;
- развивать составление описательных рассказов об игрушках.
Принципы создания программы :
1. Доступность.
2. Систематичность и последовательность.
3. Нагляность.
Методы и приё мы:
- наглядные (показ, рассматривание предмета, картинки, игрушки и т. д.);
-практических (игры-драматизации, настольные инсценировки, дидактические игры, игры-занятия)
-словесные (которые связаны с художественным словом, метод рассказа воспитателя и метод беседы)
-игровые
Форма работы
Данная программа разработана на 1 год обучения детей 5-7 лет. Занятие проводится один раз в неделю, во вторую половину дня по 30 минут.
Материал и оборудование:
-дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки) ;
-сюжетные (образные) :куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт;
-готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
-сюжетные и предметные картинки.
Календарно-тематическое планирование
Месяц Тема Раздел Задачи
Сентябрь
1. Наши игрушки. Составление описательных рассказов об игрушках.
2. Как я провел лето. Составление рассказа по плану воспитателя.
3. «Берёзовая роща». И. Левитана. Рассматривание и рассказывание по картине.
4. Много у бабушки с нами хлопот. Составление рассказа из опыта.
Октябрь
1. И. Левитана «Золотая осень». Рассматривание и рассказывание по картине.
2. Семья. Составление рассказов из личного опыта.
3. В. Чаплина «Лес осенью».Пересказ рассказа.
4.«Дары природы».Составление рассказа на заданную тему.
ноябрь
1. «Ежик»Рассказывание по картине.
2. «Овощи и фрукты в магазине». Ролевая игра.
3. «Лиса и рак».Пересказ сказки.
4. «Маша обедает» С. Капутикян. Рассказывание на тему стихотворения.
Декабрь
1. «Игры зимой».Составление рассказа из личного опыта.
2. Е. Чарушина «Лисята» Пересказ рассказа.
3.«Приключения снежного колобка».Придумывание сказки.
4.«Новый год».Составление рассказа по сюжетной картинке.
Январь
1. «Новый год». Рассказывание из личного опыта.
2. Дикие птицы. Составление рассказа описания по плану воспитателя.
3. Поговорим с игрушками. Составление рассказ по набору игрушек.
4. Зимние забавы. Составление рассказа по картине.
Февраль
1. Мой любимец. Рассказывание из личного опыта.
2. Военная техника. Составление рассказа по набору игрушек.
3. «23 февраля».Составление рассказа по сюжетной картинке.
4. И. Шишкина «Зима».Рассматривание и рассказывание по картине.
Март
1. Букеты для мамы. Составление описательного рассказа.
2.«Здравствуй, мамочка моя!» Составление рассказа из личного опыта.
3.«Лошадь с жеребенком».Рассказывание по картине.
4. Ранняя весна. Составление рассказа из личного опыта.
Апрель
1. Угадай, кто это?Составление описательного рассказа о себе.
2. «День космонавтики».Составление рассказа по сюжетной картинке.
3. «Два жадных медвежонка».Придумывание нового конца сказки.
4.«Строим дом». Рассказывание по картине.
Май
1.«Перелётные птицы». Рассказывание по сюжетная картинке.
2. Как трудятся мои родители. Составление рассказа из личного опыта.
3.«Колосок».Пересказ украинской народной сказки.
4.«Весна».Составление творческого рассказа о весне.