Татьяна Дерягина
Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Свойства воздуха
Познавательно-исследовательская деятельность.
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через
организацию совместной деятельности.
Задачи: 1. Способствовать познавательно – исследовательской
деятельности детей через элементарное экспериментирование :
умение проводить опыты, высказывать свои предположения,
демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Публикация «Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
2. Создать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность. Формировать у детей доброжелательного отношения друг другу.
3. Развивать целостного восприятие, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Предварительная работа: Наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, ,беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Наглядный материал: Оборудование для проведения опытов: стаканы с водой, трубочки на каждого ребенка, полиэтиленовые пакеты, воздушные шары по количеству детей, игрушка резиновая, веер,цветная бумага.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: невидимый прозрачный, «опыты», ученый, легкий, колебание, глухой.
Организационный момент.
Мы по воздуху летим,
На воздушном шаре,
Все увидеть мы хотим,
Головою повертим,
А потом присядем.
Заходит в группу Лисенок с воздушными шарами в руке.
Лисенок: Здравствуйте, ребята!
Где это я оказался? Дети: В детском саду.
Лисенок: Я только что был в гостях у Совы,
и она подарила мне вот эти воздушные шары (Задумчиво) И почему- то она сказала, что они удивительные? Ничего не понимаю, что в них может быть удивительного, обычные воздушные шары.
Воспитатель: Лисенок, не кажется тебе, что воздушные шары могут о чем-то тебе рассказать?
Лисенок: Нет, не кажется шары не умеют говорить. Воспитатель: А ты знаешь, почему они так называются? Лисенок: Нет объясните пожалуйста ребята. Дети: Потому что внутри шарика есть воздух. Воспитатель: Повтори Игнат.
Лисенок: А что такое воздух? Дети: Воздух это жизнь. Воздух это энергия. Воспитатель предлагает сесть на ковер и приглашает Лисенка к ним присоединиться. Лисенок: Ребята, а для чего нам нужен воздух? Дети: Воздух нужен чтоб, дышать. Воспитатель: Лисенок тебе сейчас ребята загадку, а ты попробуй отгадать. Через нос проходит в грудь, И обратно держит путь. Он невидимый, но все же, Без него мы жить не можем. Лисенок: Это воздух. Но почему я его не вижу, не слышу и не чувствую. Дети: Потому что воздух невидим, прозрачный, бесцветный. Воспитатель: Лисенок мы тебя приглашаем в свою лабораторию.
Где мы будем учиться проводить самостоятельные, исследования то есть опыты так же как это делают взрослые ученые. Приглашаю всех сесть за столы.
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, полиэтиленовый пакет.
Посмотрите, что в нем?
Дети: Пакет пустой.
Воспитатель: Теперь мы наберем в пакет воздух и завязываем пакет
- Что произошло с пакетом Урана?
- Пакет изменил свою форму, он полон воздуха, стал упругим, выпуклым, твердым. Воспитатель: Почему пакет стал упругим?
Дети: Воздух занял все место в мешочке.
Воспитатель: Теперь развяжите пакет и выпустите из него воздух.
- Что изменилось с пакетом Бадма?
-Пакет стал пустым. Воспитатель: Интересно почему Дан-Хаяа?
- Потому что вышел из пакета воздух. Воспитатель: Почему воздуха не было видно Аймира?
- Потому что воздух прозрачный, бесцветный и невидим. Повтори Санчай. Воспитатель: Вы ребята правы воздух прозрачный, невидим, а чтобы его, увидеть надо поймать. И мы смогли это сделать.
Вывод: Значит, воздух есть вокруг нас.
Воспитатель: А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думайте? Дети: Внутри нас есть воздух. Воспитатель: Давайте проверим ребята. Подуйте в трубочку, опущенную с водой. И, посмотрим, что произойдет.
Лисенок: Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Лисенок: А как они там оказались Бадма? В стакане же вода только была. Бадма: Пузырьки это воздух, который мы выдыхаем.
Воспитатель: Пузырьки это воздух, который внутри нас.
Мы дуем, в трубочку и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть снова, мы вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Физмиутка: Подуем на правое плечо, подуем на левое плечо,
На солнце горячо, пекло дневною порою.
Подуем и на грудь мы.
И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака.
И остановимся пока.
Воспитатель: Ребята, что будет, если в воду бросить бумагу?
Дети: Бумага размокнет.
Воспитатель: А можно ли опустить стакан в воду и не намачить салфетку. Дети: Можно. Воспитатель: Давайте проверим. Возьмем тазик с водой и обычный стеклянный стакан, прикрепим ко дну кусочек салфетки и быстро перевернем стакан вверх дном, опустим его полностью в воду достаем, салфетка на дне сухая.
- Почему вода не на мочила салфетку Урана?
-В стакане был воздух, и он не дал возможности воде намочить бумагу. Воспитатель: Проверим действительно, был воздух в стакане.
Снова опустим стакан в воду и чуть приподнимаем один его край.
-Что произошло ребята?
Дети: На поверхность воды вышел большой пузырь. Воспитатель: Это вышел воздух. Оказывается воздух это не пустота.
Воспитатель: Вот так Лисенок мы смогли увидеть воздух.
А сможем ли мы его почувствовать дети?
Дети: Сможем. Воспитатель: Для того, что бы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем, лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. (Звучит тихая музыка)
Воспитатель: А теперь помашем веером. Что вы чувствуете?
Дети: Мы чувствуем ветерок.
Воспитатель: Правильно, мы чувствуем ветерок. Ветер это воздух.
А еще как можно почувствовать воздух?
Дети: Подуть на ладошку.
Физминутка: Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер,
Пусть прохладою повеет.
Воспитатель: Лисенок, как ты думаешь, сможем ли мы услышать воздух? Лисенок: Я думаю, что нет, ведь мы его даже не видим.
Воспитатель: А вот можно услышать.
Ребята, как же возникает звук? Дети: Можно взять свистульку и посвистеть.
Воспитатель: Посмотрите у меня в руках свистулька.
-Через нее можно пустить быструю струю воздуха?
Дети: Можно. Воспитатель: Что мы слышим? Дети: Слышим звук. Воспитатель: На самом деле звук, возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед. Это называется колебание. Произнесите колебание.
Воспитатель: Так же мы можем другим способом услышать звук воздуха. Возьмем резиновую игрушку и прислушаемся. Что выходит из резиновой игрушки Самира? Из резиновой игрушки выходит воздух и издает глухой звук. Повтори Доржу.
Воспитатель: Если не было воздуха, все живое бы погибло на нашей Земле. Воздух нужно беречь, ни в коем случае нельзя его загрязнять.
Воспитатель: Ну что Лисенок! Теперь ты знаешь почему шарики удивительные. Лисенок: Теперь я знаю, что внутри шариков есть воздух. А еще шариками можно играть.
Воспитатель: А еще наши дети могут превратить шарики в игрушку.
Мы воздушные шарики превратим в веселые рожицы.
Нужно будет взять фломастеры и аккуратно нарисовать
глаза, нос и рот. Но есть одно условие. Нужно одному держать шарик, а другому рисовать глаза, нос и рот. Можно это делать по очереди. Договоритесь между собой о том, как вы будете работать в паре.
Самостоятельная деятельность с воздушными шариками. (Звучит спокойная музыка)
Воспитатель: Ну что Лисенок тебе понравилось у нас в гостях?
Лисенок: Да, я узнал много нового о воздухе.
Воспитатель: А вам наши уважаемые зрители понравилось у нас в гостях?
Лисенок :Ребята пойдемте поиграем в наши веселые воздушные шары!