Наталья Трофимова
Звуковая культура речи «Дифференциация звуков [Ж] [Ш] в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Наталья Трофимова
«Звуковая культура речи:
дифференциация звуков [ж] [ш] в старшей группе".
Цель: Отчетливое произношение и дифференциация звуков «ж» и «ш» отдельно и в словах.
Задачи:
• Учить дифференцировать звуки «ж» и «ш» в словах, чистоговорках.
• Упражнять в отчетливом произношении слов со звуками «ж» и «ш», различать их на слух, находить в словах, стихах.
Публикация «Звуковая культура речи „Дифференциация звуков [Ж] [Ш] в старшей группе“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
• Развивать фонематический слух, интонационную выразительность речи, внимание.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимопомощь в работе парами.
Предварительная работа: Рассматривали картинки с предметами, в названии которых были звуки «ж» и «ш», повторяли скороговорки. Проводили дидактические игры «Поймай звук», с заменой звука «Третий лишний» (с другими звуками).
Ход деятельности:
Организую детей, предлагаю сегодня побывать в гостях у звуков. Дети рассаживаются на ковре перед экраном телевизора, за детьми полукругом стоят столы, с разложенным на них материалом.
- Дети, отгадайте загадку:
«Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук
Я не железный, я же … (жук)»».
(На экране телевизора появляется картинка с изображением жука).
- Дети, а вы слышали, как жук поет?
(Включается запись жужжание жука).
- Давайте вместе с жуком споем (используются руки полочкой перед грудью). Какой звук напоминает вам эта песенка жука? (жжжж….).
- Послушайте еще одну загадку:
«Змейка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот.
«Всех укусить готова я,
Потому что я (змея)»».
(На экране телевизора появляется картинка с изображением змеи).
- А песенку змеи хотите послушать?
(Включается запись шипение змеи).
- Давайте вместе со змеей споем ее песенку (используется рука – волнообразные движения).
- Какой звук вам напоминает песенка змеи? (шшш.).
- Поспорили жук со змеей чья песенка у них главнее, давайте поможем им разобраться в споре.
- Чем похожи звуки «ж» и «ш»? (они согласные).
- Чем отличаются друг от друга? (звук «ж» - звонкий, а звук «ш» - глухой).
- Приложите руку к горлу, произносите звук «ж», горлышко «дрожит», а теперь звук «ш», горлышко молчит.
- А теперь мы поиграем со звуками, посмотрите на экран телевизора на картинку
- Назовите предмет, в названии которого есть звук «ж» и в какой части слова он расположен.
(Аналогично со звуком «ш»).
- А вот еще игра «Третий лишний».
- Посмотрите на верхний ряд предметов на картинке, догадайтесь, какой предмет здесь лишний (по расположению звука «ж» или «ш» в слове).
Хвалю детей.
Предлагаю еще игру «Замени звук».
- Я буду читать слова со звуком «ш», а вы его замените на звук «ж».
Предлагаю детям встать и хором проговорить чистоговорки со звуком «ж» и «ш».
Предлагаю поиграть: мальчики будут жуки, а девочки ромашки. Жучок выбирает ромашку. (Под тихую музыку).
«На лужайке, на ромашке (кружатся парами)
Жук сидел в цветной рубашке (приседают)
Жу-жу-жу…
Я с ромашками дружу (встают»)
Тихо по ветру качаюсь (качаются в парах влево-вправо, руки лодочкой)
Низко-низко наклоняюсь (кланяются).
После игры дети садятся парами за столы.
- Дети, вы будете играть парами, а игра называется «Поймай звук».
- Я называю слово, если в нем слышится звук «ж» - поднимите картинку с жуком, а если «ш» - со змеей. Девочка поднимает картинку, а мальчик ей помогает.
(Слова: пышка, пижама, шкаф, мышь, машина, слон, флажок, журнал, шайба, лампа, жадина, мешок).
Еще игра: «Найди предметы с нужным звуком».
- Сначала девочка на листе бумаги обведет зеленым карандашом те картинки, в названии которых есть звук «ш», мальчик проверяет. Затем девочка передает лист мальчику и он обводит черным карандашом картинки, в названии которых есть звук «ж», а девочка проверяет.
И последняя игра «Разложи картинки».
- Вместе, парами, разложите правильно картинки. На карточку с изображением жука – картинки со звуком «ж», с изображением змеи – со звуком «ш».
Первые, кто выполнил, рассказывают о результате.
Хвалю всех детей.
Прошу подойти детей ко мне.
- Дети, как вы думаете, мы помогли жуку и змее разобраться в споре? Какой звук главнее? Вам понравились игры со звуками, какая больше? Где были затруднения?
- В следующий раз мы к другим звукам в гости отправимся.