Лейсан Валиуллина
«Звуки [М]-[М’]. Буква М». Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
"Звуки М-Мь. Буква М". Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе.
Цель: Акустико-артикуляционная характеристика звуков М, Мь. Выделение звука М из ряда согласных, слогов, начала слова. Формирование понятия и твёрдости и мягкости, глухости и звонкости звуков. Развитие фонематического восприятия. Чтение слогов с буквой М. Прописывание буквы М.
Темочки:
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные задачи: учить определять место звука в слове; закрепить умение давать характеристику согласного звука; закреплять умение дифференцировать звуки по мягкости и твердости.
Коррекционно- развивающие задачи: развивать фонематический слух; развивать коммуникативные навыки детей; развивать внимание, память.
Воспитательные задачи: воспитывать отзывчивость, чувство сопереживания; умение работать в коллективе; обеспечить развитие игровой деятельности.
Оборудование: сказочный персонаж Большой Ух, демонстрационный и раздаточный материал, индивидуальные схемы звуков, тетради, карандаши, фишки синего и зеленого цвета, счетные палочки.
Ход занятия
1. Организационной момент.
Дети встают в кругу с логопедом.
Логопед: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости? Кто это? Давайте узнаем, как его зовут?
Большой Ух: Ребята, здравствуйте! Меня зовут Большой Ух. Как вы думаете, почему меня так назвали?
Логопед: Ребята, как вы думаете?
Ответы детей.
Логопед: Дети, а у вас есть уши? Коснемся мочек ушей и потрем их (массаж). Для чего нужны уши? Уши нужны, чтобы слышать и слушать. А давайте узнаем, что думает Большой Ух.
Большой Ух: Уши нужны, чтобы слышать и слушать. А еще, дети, важно запоминать то, что вы услышите. Это бывает не просто. Я предлагаю вам отгадывать загадки.
Большой Ух: Слушайте внимательно!
Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, —
Сумку мы с собой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин,
И заходим в… (Магазин).
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной … (Медведь)
Без рук рисует,
Без зубов кусает,
Не огонь, а жжётся. (Мороз)
Сидит красна девица в темнице, а коса её на улице. (Морковь)
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают,
А достать не могут. (Месяц)
Под полом скребусь,
А кошки боюсь. (Мышка)
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый … (Мухомор)
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел)
Большой Ух: Умницы! Все правильно отгадали! А теперь, скажите, запомнили ли вы слова - отгадки?
Ответы детей.
2. Сообщение темы.
Логопед: Ребята, теперь прошу проследовать на свои места.
Учитель-логопед ещё раз произносит слова-отгадки. Дети определяют, что все слова начинаются на звук М (Мь).
Логопед: Произносите звук М. Губы у нас сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь: выходит через рот. Ребята, послушайте: если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными. Значит звук М какой? Правильно - согласный звук. Наши губы сомкнуты без напряжения. Воздушная струя идет через нос. Теперь приложите ладошку к горлышку. Там живет голос.
Если горлышко дрожит
Значит звонкий звук бежит.
Звук М - он звонкий, потому что в его произношении участвует голос. И обозначаем его колокольчиком. Колокольчик говорит, что звук М звонкий.
Звук М бывает твердым и мягким. Если звук М твердый обозначается синей фишкой, если мягкий – зеленой.
3. Игра «Твердый – мягкий».
Логопед: У вас на столах лежат фишки синего и зеленого цвета возьмите их. Сейчас мы поиграем в игру «Твердый –мягкий».
Задание: Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове М или Мь и показываете соответствующую фишку. (Картинки: мука, малыш, муха, машина, маки; мельница, семечки, домино, камин, витамины).
4. Физминутка.
«Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, –
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
5. Определение места звука М (Мь)в слове.
Логопед: Продолжаем, у вас на столах в конвертах лежат схемы для определения место звука в словах. Определение места звука М (Мь)в слове. Работа на доске и индивидуально со схемами слова.
Каждый ребёнок ещё раз называет картинку, выделяя голосом звук М или Мь и объясняет, где услышал заданный звук. (в начале, в середине, в конце слова). И выставляет фишки в нужном месте.
6. Знакомство с буквой М.
Логопед: Ребята, у каждого звука есть своя буква. Чем отличается звук от буквы нам скажет и покажет Большой Ух (звуки мы слышим (показывает, как слышит своими большими ушками, а буквы видим, читаем, пишем (снимает очки и показывает, как пишет).
Логопед: Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой М. (На доске демонстрационная буква М).
- Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).
- Напишите букву М в воздухе.
- Выложите букву М из счетных палочек.
7. Печать буквы М в тетради.
Логопед: Откройте тетради и напишите букву М.
Дети в индивидуальных тетрадях учатся писать букву М.
8. Окончание занятия. (Оценка работы детей).
Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказывать свои впечатления от занятия и работы на занятиях товарищей.