МААМ-картинки

«Звуки [М]-[М’]. Буква М». Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе

Лейсан Валиуллина
«Звуки [М]-[М’]. Буква М». Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы

"Звуки М-Мь. Буква М". Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе.

Цель: Акустико-артикуляционная характеристика звуков М, Мь. Выделение звука М из ряда согласных, слогов, начала слова. Формирование понятия и твёрдости и мягкости, глухости и звонкости звуков. Развитие фонематического восприятия. Чтение слогов с буквой М. Прописывание буквы М.

Темочки:

Образовательные задачи: учить определять место звука в слове; закрепить умение давать характеристику согласного звука; закреплять умение дифференцировать звуки по мягкости и твердости.

Коррекционно- развивающие задачи: развивать фонематический слух; развивать коммуникативные навыки детей; развивать внимание, память.

Воспитательные задачи: воспитывать отзывчивость, чувство сопереживания; умение работать в коллективе; обеспечить развитие игровой деятельности.

Оборудование: сказочный персонаж Большой Ух, демонстрационный и раздаточный материал, индивидуальные схемы звуков, тетради, карандаши, фишки синего и зеленого цвета, счетные палочки.

Ход занятия

1. Организационной момент.

Дети встают в кругу с логопедом.

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости? Кто это? Давайте узнаем, как его зовут?

Большой Ух: Ребята, здравствуйте! Меня зовут Большой Ух. Как вы думаете, почему меня так назвали?

Логопед: Ребята, как вы думаете?

Ответы детей.

Логопед: Дети, а у вас есть уши? Коснемся мочек ушей и потрем их (массаж). Для чего нужны уши? Уши нужны, чтобы слышать и слушать. А давайте узнаем, что думает Большой Ух.

Большой Ух: Уши нужны, чтобы слышать и слушать. А еще, дети, важно запоминать то, что вы услышите. Это бывает не просто. Я предлагаю вам отгадывать загадки.

Большой Ух: Слушайте внимательно!

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить, —

Сумку мы с собой берем,

И на улицу идем,

Там проходим вдоль витрин,

И заходим в… (Магазин).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной … (Медведь)

Без рук рисует,

Без зубов кусает,

Не огонь, а жжётся. (Мороз)

Сидит красна девица в темнице, а коса её на улице. (Морковь)

У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут. (Месяц)

Под полом скребусь,

А кошки боюсь. (Мышка)

Возле леса на опушке,

Украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый … (Мухомор)

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил. (Мел)

Большой Ух: Умницы! Все правильно отгадали! А теперь, скажите, запомнили ли вы слова - отгадки?

Ответы детей.

2. Сообщение темы.

Логопед: Ребята, теперь прошу проследовать на свои места.

Учитель-логопед ещё раз произносит слова-отгадки. Дети определяют, что все слова начинаются на звук М (Мь).

Логопед: Произносите звук М. Губы у нас сомкнуты. Воздух не может пройти через рот. Губы построили преграду. Воздух нашел другой путь: выходит через рот. Ребята, послушайте: если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными. Значит звук М какой? Правильно - согласный звук. Наши губы сомкнуты без напряжения. Воздушная струя идет через нос. Теперь приложите ладошку к горлышку. Там живет голос.

Если горлышко дрожит

Значит звонкий звук бежит.

Звук М - он звонкий, потому что в его произношении участвует голос. И обозначаем его колокольчиком. Колокольчик говорит, что звук М звонкий.

Звук М бывает твердым и мягким. Если звук М твердый обозначается синей фишкой, если мягкий – зеленой.

3. Игра «Твердый – мягкий».

Логопед: У вас на столах лежат фишки синего и зеленого цвета возьмите их. Сейчас мы поиграем в игру «Твердый –мягкий».

Задание: Я буду называть слова, а вы внимательно слушаете, какой звук в слове М или Мь и показываете соответствующую фишку. (Картинки: мука, малыш, муха, машина, маки; мельница, семечки, домино, камин, витамины).

4. Физминутка.

«Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики, –

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

5. Определение места звука М (Мь)в слове.

Логопед: Продолжаем, у вас на столах в конвертах лежат схемы для определения место звука в словах. Определение места звука М (Мь)в слове. Работа на доске и индивидуально со схемами слова.

Каждый ребёнок ещё раз называет картинку, выделяя голосом звук М или Мь и объясняет, где услышал заданный звук. (в начале, в середине, в конце слова). И выставляет фишки в нужном месте.

6. Знакомство с буквой М.

Логопед: Ребята, у каждого звука есть своя буква. Чем отличается звук от буквы нам скажет и покажет Большой Ух (звуки мы слышим (показывает, как слышит своими большими ушками, а буквы видим, читаем, пишем (снимает очки и показывает, как пишет).

Логопед: Правильно, звуки мы слышим, а увидеть их нам помогают буквы. Звуки «М» и «Мь» мы будем обозначать буквой М. (На доске демонстрационная буква М).

- Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).

- Напишите букву М в воздухе.

- Выложите букву М из счетных палочек.

7. Печать буквы М в тетради.

Логопед: Откройте тетради и напишите букву М.

Дети в индивидуальных тетрадях учатся писать букву М.

8. Окончание занятия. (Оценка работы детей).

Логопед предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказывать свои впечатления от занятия и работы на занятиях товарищей.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группеКонспект занятия по обучению грамоте «Звуки [С], [С’]. Буква «С, с» в подготовительной группе «Конспект занятия по обучению грамоте Звуки [С], [С’].Буква Сс. В подготовительной группе». Образовательные задачи: Закрепить представление.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Звуки [М]-[М’]. Буква М». Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе
Опубликовано: 6 декабря 2024 в 00:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Звуки [М]-[М’]. Буква М». Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе» (включая файлы) размещена пользователем Лейсан Валиуллина (УИ 879316) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД