Светлана Колтунова
Методическая разработка учителя-дефектолога «Звуки и буквы. Согласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Звуки и буквы. Согласные звуки»
Цель занятия: знакомство с согласными звуками знакомство с правилом употребления парных согласных звуков в середине слова.
Задачи:
• Повторить отличия согласных звуков от гласных.
• Повторить как проверять парные согласные в середине слова.
• Закреплять знания о ранее изученных орфограммах.
• Развивать внимание и логическое мышление, систематизировать изученный материал.
Публикация «Методическая разработка учителя-дефектолога „Звуки и буквы, Согласные звуки“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Темочки
• Формировать дружеские отношения в коллективе, заботиться о здоровье детей.
Ход занятия.
Организационный момент. Мотивация.
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и мысленно скажите: «Я внимателен, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе».
Я желаю вам успеха, а вы пожелайте мне удачи!
- Проверим свою осанку, стоят ли ноги на полу.
II. Повторение ранее изученного
На доске слова:
Ст. рик, св. стеть, стр. жи, с. стра.
- Прочитайте слова, записанные на доске. Прочитайте слова вслух.
- Как вы думаете, какое задание надо выполнить?
Предполагаемые ответы детей:
«вставить пропущенные буквы, выделить орфограмму, составить словосочетания…»
- Вам необходимо вставить пропущенную букву и поставить ударение. Один ученик работает у доски.
Открываем тетради, выполняем задание.
Каждому отвечающему задаются вопросы:
- Какую букву вставил?
- Почему?
-закрываем тетради.
III. Подготовка к восприятию нового материала. Определение темы занятия.
- Итак, с какими звуками мы сейчас работали? (гласными)
- Ребята, чем схожи все эти 4 слова по написанию (они начинаются с буквы «с»)
- Какие звуки обозначаются буквой «С»? (звуками [с], [с’])
- Давайте, выделим первый звук, в слове старик (дети хором произносят звук)
- Молодцы!
- Теперь выделите первый звук в слове сестра.
- Что происходит с воздушной струей при воспроизведении звука [с], [с’]? (она встречает преграду в виде зубов и языка); (при необходимости, можно еще раз произнести звуки).
- Если воздушная струя встречает преграду, то какие эти звуки? (согласные)
- Кто может определить тему урока? (тема урока – согласные звуки)
- Молодцы!
IV. Работа над новой темой
- Давайте дадим полную характеристику этим звукам.
- Дайте характеристику первому звуку в слове старик (В слове старик первый звук [с] – он согласный, твердый, глухой, парный) (отвечает один ученик)
- Молодец!
- Дайте характеристику первому звуку в слове сестра (В слове сестра первый звук [с’] – он согласный, мягкий, глухой, парный) (отвечает один ученик)
- Молодец!
- Как определить звук звонкий или глухой? (Согласные звуки состоят из шума и голоса, чтобы определить, надо закрыть уши, и если мы слышим только шум, значит он глухой, а если и шум и голос, то звонкий.) (если у ученика возникает затруднение, то помогают другие ученики, учитель только в конце корректирует ответ)
- Молодец!
- Перед какими гласными буквами, согласный звук будет всегда мягкий?
(е, ё, ю, я, и).
- Перед какими гласными буквами, согласный звук будет всегда твердый?
(а, о, у, ы, э)
- Как отличить мягкий согласный звук от твёрдого?
- Ребята еще напомню вам, что при произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука.
- Вспомните звуки, которые всегда мягкие (звуки : [й’], [ч’], [щ’]).
- Вспомните звуки, которые всегда твёрдые (звуки : [ж], [ш], [ц]).-
Работа с таблицей на фланелеграфе.
- Давайте эту таблицу внимательно рассмотрим и прочитаем. Сначала читаем твёрдые звуки хором :
«твё рдые звонкие: б,в, г, д, ж, з, л, м, н, р».
«Тёрдые, глухие: п,ф к,т, ш, х, с, ц».
- прочитайте мягкие звуки, хором
«мягкие-звонкие: б’ в’ г’ д’ ж’ з’ л’ н’ р’ й’»
«Мягкие-глухие: п‘ ф’ к’ т’ с’ х’»
- Молодцы ребята.
VI. Физминутка
Руки подняли и покачали- это деревья в лесу,
Руки нагнули, кисти встряхнули- ветер сбивает росу
В стороны руки, плавно помашем- это к нам птицы летят
Как они сядут тоже покажем
Крылья сложили назад
VII. Закрепление
- сейчас поиграем в игру "Назови первый звук"
VIII. Итоги.
-какие сегодня мы вспомнили звуки?
«Согласные»
- какие бывают согласные звуки?
«Твёрдые-мягкие, звонкие-глухие»
- как определить твёрдость или мягкость согласного звука?
«согласный звук будет всегда мягкий перед гласными буквами
е, ё, ю, я, и.
- согласный звук будет всегда твердый перед гласными
а, о, у, ы, э
- при произношении мягкого согласного звука язык более приподнимается к нёбу и сужает проход, по которому идёт воздух, чем при произношении твёрдого согласного звука.
- звуки, которые всегда мягкие [й’], [ч’], [щ’].
- звуки, которые всегда твёрдые [ж], [ш], [ц].
-как определить, что согласный звук глухой или звонкий?
«Согласные звуки состоят из шума и голоса, чтобы определить, надо закрыть уши, и если мы слышим только шум, значит он глухой, а если и шум и голос, то звонкий»
IX. Рефлексия
Возьмите карточку № 1 и прочитайте про себя
Ро / са
Р[ р] согл., тв. ,зв.
о [а] гл.
с [с] согл., тв., глух.
а [ а] гл.
4 буквы, 4 звука