Наталья Ярухина
Конспект занятия «Звуки [з], [з’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для развития звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
• уточнить правильное произношение звуков [з], [з‘], упражнять в правильном, отчетливом произнесении звука [з], [з‘] (изолированного, в словах, фразах);
• учить произносить звук [з], [з‘] твердо и мягко, изолированно (в слогах, словах и фразах);
• учить различать на слух слова, начинающиеся на звуки [з], [з‘];
Развивающие:
• расширять кругозор детей;
Публикация «Конспект занятия „Звуки [з], [з’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
• способствовать развитию фонематического восприятия, упражняя детей в умении определять наличие звука в словах и при работе со словами, отличающимися в произношении одним звуком;
• обогащать словарный запас, активизировать словарь;
• развивать артикуляционный аппарат;
• закреплять умение регулировать речевое дыхание, формировать правильный длительный выдох, силу голоса, темп речи;
• развивать слуховое внимание, связную речь;
Воспитательные:
• воспитывать звуковую культуру речи, культуру общения;
• формировать интерес к непосредственно образовательной деятельности;
• совершенствовать умение вести шутливый ролевой диалог.
• способствовать развитию памяти, воображению, речи.
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа:
Составление сказок;
Игра «Зайчик» (назови ласково);
Игры с мозаикой;
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»;
Просмотр мультфильма «Маша и Медведь».
Методы и приемы:
1. Игровые: игровая ситуация, игровой материал, физкультминутка, дидактические игры и упражнения, воображаемая ситуация.
2. Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, вопросы, индивидуальные и хоровые повторения, поощрение, заучивание наизусть, д/игры с наглядным материалом.
3. Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок, показ.
4. Практические: подражательные упражнения, игры.
Оборудование и материалы:
• Игрушки Маша и Медведь, Зайчик;
• Мультимидийный проектор;
• Заколка для волос;
• Игра «Мозаика»;
• Бубен;
• Солнышко и лучики.
Ход:
1 этап – мотивационно-ориентировочный
- Ребята, сегодня в нашу группу пришло письмо.
- Интересно, от кого оно может быть? Давайте откроем конверт и прочитаем. «Дорогие дети, пишет вам Маша и Медведь. Мы приглашаем Вас в гости. Очень мне хочется с вами поиграть».
- Согласны, поехать? Только в гости без подарков не ходят, возьмём с собой подарки для Машеньки и Медведя?
2 этап – поисковый
- На чём мы можем поехать? (ответы детей) (На машине, автобусе, велосипеде, поезде)
- А, давайте, поедем на поезде!
- Кажется, я уже слышу стук его колёс.
Воспитанники вместе с воспитателем, имитируя движение поезда, под песенку «Мы едем, едем, едем» С. Михалкова, отправляются в путь (делается круг по залу).
3 этап – практический
Первая остановка.
«Поезд» останавливается около мультимедийного проектора, где полукругом расставлены стульчики.
- Внимание, внимание наша первая остановка - станция «Сказочная».
-Как вы думаете, что это за станция такая? Что или кто, здесь могут жить? (Сказки)
- Правильно, здесь живут сказки. И одну из них, я вам сейчас расскажу, а вы эту сказку слушайте очень внимательно. Называется она «Дашенька и комар». Жила – была девочка Даша. И вот однажды пошла она в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, увидела комара. Даша с ним поздоровалась, а комар ей в ответ зажужжал: «з - з - з - з».
Девочка спросила, как у него дела, а комар опять: «з – з – з - з». Даша тоже ему сказала «з – з – з - з» и комар улетел, жужжа на лету «з – з - з - з».
Даша не испугалась комара, а весело зашагала по лесу, повторяя, как жужжит комар: «з - з - з - з».
- Вот такая сказка, а теперь, вспомните, как жужжал комар в лесу.
- Вспомнили? Давайте, все вместе хором скажем, как жужжал комар (з – з – з – з – з)
- А задание будет такое, сейчас «волшебный» экран будет показывать картинки разных насекомых, а вы когда увидите комара, жужжите как он. Например: бабочка, кузнечик, комар (з – з – з - з), стрекоза, жук, паук, комар (з – з – з - з).
Молодцы, все справились с заданием и все хорошо выучили песенку комара.
Физкультминутка «Бегу - мычу, присяду - молчу».
- Даша очень любит бегать, прыгать и играть с кошечкой. А вы, любите играть (Да)
- Поиграем? Если я скажу слово «бегу», вы бегаете и произносите звук «з». Как только услышите звук бубна, присаживаетесь на корточки и замолкаете. (Дети играют в игру 2-3 раза, звук произносят твердо - мягко).
- Но, кажется, наш поезд зовёт нас в путь, скорей усаживайтесь по вагонам и поехали!
Вторая остановка.
Станция «Загадкино».
- Как Вы думаете, что мы будем делать на этой станции? (Отгадывать загадки)
- Правильно, отгадывать загадки. Но отгадки у этих загадок непростые, в них всех спрятана песенка комара и вы обязательно, отгадывая загадку должны выделить эту песенку голосом.
Загадки
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета!
(Заяц)
Черная собачка,
Свернувшись, лежит,
Не лает, не кусает!
И в дом не пускает!
(Замок)
Я видел свой портрет,
Отошел, портрета – нет!
(Зеркало)
К лесу передом стоит
И кривой трубой дымит.
Там Яга-лесная бабка-
На печи зевает сладко.
(Избушка на курьих ножках)
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула.
(Зайчишку)
- Молодцы, все загадки отгадали, но, а теперь в путь!
По ходу движения «поезда» воспитатель образовывает круг.
Третья остановка.
- Следующая станция называется «Ласковая», а называется она так, потому что все слова здесь нужно произносить ласково. Видите мальчика на картинке? А что это у него в руках? Правильно, зайчик. А хотите поиграть в игру «Зайчик»? А правила такие: пока играет музыка, вы передаете, друг другу зайчика, как только музыка закончилась, нужно держать зайчика в руках, послушать слово, которое я скажу, и сказать это слово ласково.
Слова со звуком «з» : заколка, зайка, звезда, земляника, зуб, зебра, роза, коза, сказка, мозаика, грузовик, кузов, гроза, глаз, воз, арбуз, и т. д.
- Молодцы, понравилась игра? (Да)
- А теперь в путь, Маша и Медведь уже наверно заждались нас.
«В гостях у Маши и Медведя»
- Маша! Миша! – зовут Машу и Медведя дети.
В руках у воспитателя появляется игрушка – Маша и Медведь (можно заранее спрятать Машу и Медведя и вместе с детьми найти их. Разыгрывается шутливый диалог. Роль Маши и Медведя у воспитателя.
-Аюшки. Кто же это нас зовёт, да это же мои замечательные знакомые дети из средней группы приехали. Рады, рады, проходите, усаживайтесь.
-Маша и Медведь, а мы к Вам не с пустыми руками приехали, а с подарками.
-Подарки мы люблю!
-Маша, вот тебе заколка. Миша, а тебе Миша мы привезли игру - мозаику!
-Спасибо ребята, только, что это такое – мозаика? (Спросил Медведь)
-Не знаешь, что такое мозаика? А давай, у детей спросим об этом.
- Ребята, что такое мозаика? (Мозайка эта такая игра, которой можно составлять разные узоры)
-Большое спасибо. Хорошая игра, интересная, будем с Машей ей играть,
-Ой, спасибо и за то, что в гости приехали и за подарки тоже. А на чём же вы к нам приехали и что по дороге делали? Может, останавливались где?
- Мы проехали три станции. Ребята, как первая называлась? (Сказочная)
- Что мы на ней делали? (Слушали сказку «Даша и комар», выучили песенку комара)
-Ой, ой, я тоже знаю песенку комара, вот послушайте ц-ц-ц. Правильно? (Нет)
-А как правильно? (з – з – з - з)
- Спасибо ребята! Теперь и мы с Мишей будем знать песенку комара!
- Вторая станция была «Загадкино», что мы делали ребята? (Отгадывали загадки)
- Ну а третья станция называлась как? (Ласковая)
-Все верно! Молодцы ребята.
- Ну а теперь нам пора прощаться с Машей и Медведем (Пока Маша, пока Миша)
- Ребята, ну а нам пора домой, в детский сад!
Воспитанники вместе с воспитателем, имитируя движение поезда, под песенку «Мы едем, едем, едем» С. Михалкова, отправляются в путь (делается круг по залу).
4 этап – рефлексивно- оценочный
- Ребята Вам понравилось занятие? (Да)
- Возьмите лучики, кому понравилось занятие, отнесите свой лучик к солнышку, которое улыбается! А кому не понравилось, отнесите свой лучик, к солнышку, которое грустит!