Елена Комарова
Конспект занятия «Звуки [Р]-[Р’], буква Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у детей навыки чёткого различения звуков Р, РЬ и применение правильного использования в устной и письменной речи.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- уточнение артикуляции и правильного произношения звуков Р,РЬ,
-дифференциация звуков Р,РЬ,
-развитие фонематического слуха и восприятия,
-развитие грамматического строя речи.
Коррекционно-образовательные:
-систематизировать знания детей о понятиях звук и буква,
-закрепление чтения слов, написания слов и предложений,
Темочки:
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- развитие внимания, мышления, памяти.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитание навыков речевого общения и взаимодействия друг с другом и со взрослым,
- формирование положительного отношения к образовательной деятельности,
-развитие умения самостоятельно контролировать речь и анализировать свою деятельность.
Оборудование: компьютер с подготовленным материалом, письмо от персонажа (Лунтик, карточка с буквой Р, разделённая на синюю и зелёную половину, мяч, символы для звукового анализа (подушка, камень,речевой материал для развития фонематического анализа и синтеза, изображения мальчика (Рома) и девочки (Рита, коробка с предметными картинками (пирамидка, грузовик, барабан, фонарик, рюкзак, матрёшка, лист А3, цветные карандаши, вата, домики с синей и зелёной крышей, доска, маркер.
I.Организационный момент.
Здравствуйте ребята! У меня есть для вас сюрприз (логопед включает видео с Лунтиком). Лунтик просит у детей помощи. Злой ветер забрал всех его друзей и унёс в другую страну. Вернуть их сможет после того, как Лунтик выполнит задания, но он не может с ними справиться и просит помощи у ребят.
Задания он написал в письме.
Логопед: «А вот письмо» (берёт письмо со стола и показывает детям).
II. Основная часть.
Работа со звуками Р,РЬ
Логопед: «Ребята, расскажите как мы воспринимаем звуки?»
Дети: «Звуки мы слышим и произносим»
Логопед: «Как вы думаете про какие звуки спрашивал злой ветер у Лунтика?» (показывает указкой на изображение Р, которая разделена на синюю и зелёную части)
Дети: «Про звуки Р,РЬ»
1. Логопед спрашивает сравнительную характеристику звуков Р,РЬ (Р-согласный, звонкий и твёрдый, (РЬ- согласный, звонкий и мягкий).
2 «Чистоговорки.»
Дети становятся вкруг. Логопед передаёт мяч и просит чё тко произнести чистоговорки:
Ра-ра- начинается игра Ри-ри-на ветках снегири
Ро-ро – у нас ведро Ре-ре- дом стоит на горе
Ар-ар- у меня шар Арь-арь-тут горит фонарь
Дети садятся на свои места
3 «Подушка-камень»
На парте у каждого ребёнка лежат карточки с изображением подушки и камня. Дети показывают эти символы, выделяя в словах звуки Р, РЬ: шары, ручка, речка, самовар, пряник, гречка, роза, рябина, репка.
4 «Что для Ромы, а что для Риты»
На панно стоят изображения мальчика Ромы и девочки Риты. Логопед достаёт коробку и говорит, что дети не могут поделить подарки, которые принёс им Дед Мороз. Необходимо разрешить спор.
Дети выходят к доске и начинают доставать по одной картинки с изображением пирамиды, матрёшки, грузовика, фонарика, барабана, рюкзака из коробки. Затем ставят картинки в панно, объясняя свой выбор.
5 Дыхательная гимнастика
Ребята, злой ветер на вас сердится, за то, что вы замечательно помогаете Лунтику. Он хотел засыпать нашу группу снегом и заморозить нас. Но милые снежинки решили с вами подружиться и поиграть. (логопед кладёт кусочек ватки на кончик носа, язык делает в форме «чашечки» и направляет воздушную струю вверх, чтобы вата поднялась вверх. Дети повторяют за логопедом.
6 «Нарисуем дом»
Детки, а если Лунтик захочет приехать к вам в гости,где же он будет жить.
Давайте все вместе нарисуем дом для него.
Ребята подходят к столу с листом А3 и карандашами. Стены дома рисует логопед, а остальные предметы дети, но в названиях которых есть звуки р,рь (труба, крыльцо, крыша, дверь, забор, берёза, розы, дорожка и т. д
III.Физкультминутка
«Имена»
Логопед называет имена. Все мальчики приседают, если услышали мужское имя, а все девочки приседают, услышав женское (Рома, Рита, Руслан, Роза, Родион, Римма).
Работа с буквой Р
1. Дети повторяют написания буквы Р, вспоминают стихотворение:
Буква Р- на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
В. Степанов
2. В тетрадях около синего домика печатают слова со звуком р, около зелёного со звуком рь. (роза, сыр, рыба, рис, рисунок).
3. Дети встают из-за парт и повторяют правило написания предложения с сопутствующими движениями:
Первое слово в предложении пишется с большой буквы. (тянутся на носочках вверх)
Слова пишутся раздельно (вытягивают руки в стороны).
В конце ставится точка (топают ногой).
4. Выкладывают из слов предложение: У лисы нора.
IV.Подведение итогов
Ну, что ребята справились мы с заданиями?
Какие были самые интересные?
Какие сложные?
Про какую букву узнал злой ветер?
Про какие звуки?
Проверим, вернул ли злой ветер друзей Лунтику? (логопед показывает на компьютере \слайд, где Лунтик благодарит ребят.)