Яцук Наталья
Конспект занятия «Звук и буква Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Звук [Ж]»
Программные задачи
Образовательная
1)уточнение и закрепление правильного произношения звука [Ж];
2) развитие фонематического слуха: выделение звука[ Ж] на слух среди слогов и слов;
3) расширение функции языкового анализа и синтеза, закрепление умения делить слова на слоги, определение места звука Ж в слове;
4) закрепление обозначения звука Ж символами;
5) знакомство с буквой Ж
Публикация «Конспект занятия „Звук и буква Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Развивающая
1) умение координировать речь с движением;
3) совершенствование психофизических функций: внимания и памяти;
4) развитие речевого дыхание, умение вырабатывать длительную воздушную струю.
Воспитательная
1) воспитание у детей речевого и слухового внимания.
Оборудование: игрушка БОЖЬЯ КОРОВКА, схема для характеристики звуков, «весёлые» язычки, карточки для определения места звука в слове, пирамидка с карманчиками, коробочка, картинки: жук, жаба, ножи, лыжи, пиджак, журнал, одежда, художник, журавли, медвежата.
Ход занятия:
1. Орг. момент – (Позвонить в звонок)
Уже звонок нам дал сигнал
Поработать час настал
Поэтому время не теряем
Работу скорее начинаем.
Воспитатель. - Чтобы глаза засияли огоньком и все у нас на занятии удалось, давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Отгадывание детьми изучаемого звука [Ж] по чистоговорке.
Воспитатель:
-- Сядет тот, кто послушает внимательно и подскажет мне последний слог чистоговорки.
Жа-жа-жа есть иголки у е (жа)
Жа-жа-жа - видели у (жа)
Жу-жу-жу - на ежа гля (жу).
Жу-жу-жу как-то уж пришёл к е (жу)
Жи-жи-жи мне ежаток пока (жи)
Же-же-же спят ежата у. (же)
Жа-жа-жа уж уходит от е. (жа)
Воспитатель: «Какой звук чаще других вы слышали в этих чистоговорках?» (звук [Ж]).
2. Произнесение звука [Ж]
Воспитатель: «Когда мы произносим звук [Ж], кончик языка поднимается за верхние зубы, зубы почти сжаты, между ними только узенькая щёлочка».
Произнесите звук [Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж]
Воспитатель : «Ребята, пока вы жужжали, к вам на звук прилетел жук – Божья Коровка. Она захотела с вами поговорить. А как разговаривают жуки?» (жужжат)
«Давайте поговорим с Божьей Kоровкой, а она посмотрит, умеете ли вы так же хорошо жужжать, как жуки» (Дети произносят [ж-ж-ж-ж-ж], а логопед следит за артикуляцией)
«Молодцы, ребята, Божьей Коровке понравилось, как вы разговариваете на языке жуков, но она ничего не знает о звуке [Ж]. какой он? Давайте ей расскажем».
3. Характеристика звука [Ж] по схеме
Воспитатель: «Произнесите ещё раз звук [Ж] и подумайте, язык и губы мешают воздуху свободно выходить изо рта?
– Звук [Ж] гласный или согласный?
– Звонкий или глухой? Почему?» ( Дети дают ответ: [Ж] – согласный звук, т. к. воздух встречает преграду на пути: язык, зубы, губы. [Ж] произносим с включением голоса, поэтому он звонкий)
4. Выделение звука [Ж] на слух из слогов и слов
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы всё знаете о звуке [Ж]. А сейчас Божья Коровка посмотрит, умеете ли вы слышать звук [Ж] в слогах и словах. Она принесла для вас весёлые жабьи язычки. Вы видели, как жаба ловит мошек? Она открывает рот, мгновенно высовывает свой длинный язык и им ловит мошек. И вы с помощь таких язычков будете ловить звук [Ж] в слогах и словах, которые я буду говорить. Язык высовывать только на звук [Ж]!»
Среди слогов:
Са-шу-жаЖа-са-ша
Шо-жо-соЖо-со-шо
Со-жу-шаСы-жи-ши
Среди слов:
Сила-шила-жила уши-ужин-узы майка-зайка-лужайка
Вар-жар-дар жук-сук-лук луза-лужа-Луша
5. Игра «Волшебная коробочка» (работа с картинками)
Воспитатель: «Ребята, вы хорошо справились с заданием, и за это Божья Коровка захотела сделать вам подарок. Она принесла с собой волшебную коробочку. В ней лежат разные картинки. Божья Коровка хочет подарить вам картинки со словами на звук [Ж], но сама затрудняется это сделать. Выберите все картинки со звуком [ Ж] и определите его место в слове (где он находится? в начале, в середине или в конце слова)»
5. Физкультминутка
Я жук, я жук, Плавно размахивать руками,
Я здесь живу ритмично переступая ногами.
Я всё жужжу, жужжу Руки --рупором, «пожужжать».
Жужжу: ж-ж-ж-ж.
Кружу над лесом Поворот с вытянутыми руками,
И кружу… ладони на груди.
Или на листике сижу… Руки на бёдра, смелая осанка.
И не тужу я, не тужу Взмах руками,прыжок и руки в стороны.
Я – жук, и потому Руки рупором, «пожужжать».
Жужжу: ж-ж-ж…
Игра «Один-много»
6. Сели за столы. Работа в тетрадях. Упражнение для мелкой моторики пальцев рук:
Это кто к нам ползет
По дороге ловко?
Это маленький жучок
Божия коровка
А на крыльях у нее
Черные кружочки.
А на ножках у нее
Красные сапожки.
Прописать букву Ж.
10. Итог занятия
– Какой звук мы сегодня изучали?
– Можно его спеть?
– Какие слова со звуком [Ж] вы знаете?