Светлана Безрукова
НОД в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР по развитию произносительной системы «Звук [Ы] и буква «Ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква «Ы».
Цель: Научить различать и четко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить с новым звуком;
- учить дифференцировать заданный звук на слух;
- учить соединять звуки в слоги;
- усовершенствовать умение делать звуковой анализ односложных и двусложных слов;
- познакомить с буквой Ы;
- закрепить умение составлять предложения по сюжетным картинкам.
Публикация «НОД в подготовительной логопедической группе для детей с ТНР по развитию произносительной системы „Звук [Ы] и буква „Ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие :
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать зрительный и пространственный гнозис;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
- воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять задания по ним,
-воспитывать умение слушать друг друга;
Оборудование:
зеркала, звуковые флажки, счетные палочки и пуговицы для выкладывания буквы,
наборное полотно, картинки на звук [Ы],схемы слова, карандаши цветные, набор для игры «Ассоциации», д/игра «Четвёртый лишний», магнитная доска, индивидуальные карточки для закрепления материала, листочки, кубики с буквами.
Интегрируемые области: Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Ход НОД:
Ребята подойдите ко мне, встаньте в круг. Давайте сыграем.
(Игры с мячом «Один – много», «Назови ласково»)
Лексический материал теме «Домашние животные» :
Кот – коты, кошка – кошки, баран – бараны, свинья- свиньи, бык –быки, овца – овцы,
лошадь – лошади, корова – коровы, собака – собаки, коза – козы, козёл – козлы,
кролик – кролики.
Кот – котик, коза – козочка, баран – барашек, овца –овечка, козёл – козлик, бык – бычок, корова – коровка, свинья – свинка, кошка – кошечка, собака – собачка, лошадь – лошадка, жеребёнок – жеребёночек.
Лог: Молодцы! Сегодня к нам в гости пришёл Бычок, но это необыкновенное домашнее животное. Это Бычок–звуковичок. Он хочет пригласить нас снова в путешествие по стране «Звуков и букв».
Чтобы попасть в эту страну нужно перебраться через речку Читайку.
Для этого нужно найти камешки с буквами, прочитать их и выложить переправу. Возьмите тарелочку, сделайте носом короткий вдох, долгим выдохом через рот сдуйте осенний листочек.
Ответьте полным предложением, какую букву вы нашли? (дети отвечают)
Выложите кубики друг за другом так, чтобы получился мостик.
Вы прекрасно справились с заданием.
Вот мы и попали в страну «Звуков и букв».
Подойдите к доске, сейчас мы сможем узнать, для чего Бычок-звуковичок пригласил нас сюда.
Д/игра «Четвёртый лишний».
Назовите лишний предмет и запомните его название.
Сыр, тарелка, чашка, ложка.
Лиса, волк, бык, медведь.
Яблоко, груша, тыква, лимон.
Кит, тюлень, дельфин, золотая рыбка.
Какие предметы оказались лишними?
Какой звук есть во всех этих словах?
Какой звук хочет подарить нам Бычок?
Ребята, а что это за странный звук? (фонограмма мышиного писка)
Да это же друг Бычка – мышка.
Она тоже хочет с вами поиграть.
Возьмите свои зеркала, сядьте за стол.
Артикуляционная сказка от Мышки.
Мышка утром проснулась (окошечко, потянулась (солнышко, улыбнулась (улыбка,
встала, подошла к окну, открыла его, решила позавтракать, налила себе чаю (чашечка, испекла блинов (блинчик, поела варенья (вкусное варенье, почистила зубы (почистим зубки, прополоскала ротик и решила вскопать грядку лопатой (лопаточка). Вдруг увидела кошку (горка, испугалась, юркнула в норку, села у окна и вдали услышала вдали звук парохода : Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы.
Какой звук издаёт пароход?
Повторите его вместе со мной.
Тихо, громко.
Как вы думаете звук Ы какой?
Докажите это?
Одному ребёнку предлагается выложить на наборном полотне символы звука Ы.
Ребята возьмите ваши зеркала и положите их на место.
А теперь сыграем вместе с Бычком в игру «Поймай звук Ы»
Возьмите красные звуковые флажки и поднимите их вверх, если услышите звук Ы.
Логопед называет предметы, изображё нные на магнитной доске: рыба, коты, роза, молоко, мышь, крыса, сапоги, нос, дым, часы, бык, рысь, грибы, супы, каша, дом, столы, соты, забор.
Ребята подойдите к доске возьмите по картинке и разложите их под схемами слов в зависимости от положения звука Ы в слове (в начале, середине и в конце).
Проверим, всё ли так.
Молодцы, бычок с вами согласен!
Ребята, а под какой схемой нет ни одной картинки. Почему это случилось?
Правильно, звук Ы в русском языке никогда не стоит в начале слова.
Наш Бычок устал и приглашает Вас на весёлую гимнастику.
«У котёнка шёрстка, шёрстка…»
Посмотрите, что мышка принесла Вам в подарок? Это буква Ы.
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква «Ы»-
Все мы знать её должны.
Выложим букву Ы с помощью рук :
Указательный с большим
Мы в «кольцо» соединим,
Остальные пальцы прямо
Вверх направятся упрямо.
Правую ладонь ребром
Направим также вверх, увы!
Сейчас прочтём мы букву «Ы».
У вас на столе есть палочки и пуговицы, выложите букву Ы в подарок Бычку-звуковичку и мышке.
Для каждого из вас мышка приготовила небольшое задание и просит ей помочь.
Открываем конверты и выполняем своё задание.
Дети выполняют индивидуальные задания на карточках, затем все вместе проверяют правильность выполнения.
Молодцы, А что ещё вам приготовил Бычок?
Назовите предмет, изображённый на картинке, найдите на доске пару для вашей картинки и составьте предложение с этими словами.
Молодцы! Бычку очень понравилось с вами играть, а вам?
Расскажите ещё раз, с каким звуком Вас сегодня познакомили?
Что это за звук?
В какие игры вы сегодня поиграли? Какая игра вам понравилась больше всего?
Бычок прислал вам небольшой подарок. Это буква Ы. Положите букву в вашу кассу букв и слогов.