Анна Старикова
Конспект занятия «Звук [Р] и буква «Р» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
Подготовка к обучению грамоте (старшая группа)
Цель: Познакомить с согласным звуком «Р», познакомить с печатным написанием буквы «Р», учить определять звук в словах, обучать детей интонационному выделению звука в слове, умению определять звук (в начале слова, в середине слова и конце, дать понятие, что звук «р» согласный звук, развивать умение отличать гласные звуки от согласных, развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях.
Публикация «Конспект занятия „Звук [Р] и буква „Р“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Материал: Кукла «Волшебник», (лист с буквой «Р», лист с картинками и слогами, печатные карточки с буквами р,а,м,а, картинки с изображением различных предметов, карточка-схема для определения звука, карточки цветные, карандаши: (синий, красный, простой, тетрадь, иллюстрация в формате А3 «Плащ волшебника» фишки: «звёздочки красного и синего цвета».
Ход ООД
1 часть.
Сюрпризный момент. Под музыкальное сопровождение появляется добрый волшебник.
Волшебник. Здравствуйте дети. Ответ детей.
Волшебник. Азбука спрятала волшебную палочку и без неё я не могу творить чудеса. А спрятала она её под буквой которая очень сердится и рычит.
Воспитатель. Ребята, как быть, поможем волшебнику найти волшебную палочку? Ответ детей. Да.
Воспитатель. Ребята, я, кажется знаю, что это за буква, эта буква называется «Р». Посмотрите, как она выглядит. Длинная ножка и сверху вниз до середины ножки полуовал.
Воспитатель. Но просто так сердитая буква палочку не вернёт.
Воспитатель. Но может мы, с буквой поиграем, многое о ней узнаем, возможно, она подобреет и вернёт палочку волшебнику.
Воспитатель. Но прежде чем, дети мы начнём с вами играть, нам нужно подготовить язычок.
Артикуляционная гимнастика.
Воспитатель. Дети садитесь удобнее, возьмите зеркало, поднесите его поближе ко рту и вместе со мной выполните несколько упражнений.
Упражнение 1. «Дятел» (улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка постучать о бугорки нёба, за верхними зубами и произнести звук д-д-д).
Упражнение 2.«Маляр» (кончиком языка, проводим по нёбу вперёд и назад).
Упражнение 3. «Часики» (улыбнуться, высунуть кончик языка, двигаем его вправо, влево).
Воспитатель. Дети произнесите звук «Р». Рот слегка нужно приоткрыть и кончиком языка как будто вибрируем по нёбу, произносим его. Воспитатель, дети какой это звук (гласный или согласный и почему). Ответ детей, (согласный, потому - что его нельзя пропеть и во рту встречается препятствие - язык).
Воспитатель. Задание 1.
«Весёлые стихи».
1. На неё не крикнешь: «Брысь!»-
Рассердиться может рысь.
2. Всех на свете радуя,
Встала в небе радуга.
3. Говорила сорока сороке:
«я как рыба молчу на уроке».
Вопрос. Какой звук здесь встречается чаще всего, в каких словах он живёт?
Задание 2. «Выдели звук в слове по картинке».
Воспитатель. Дети у вас на столе лежит картинка, возьмите её, рассмотрите, что на ней изображено и произнесите слово так, чтобы хорошо было слышно звук «Р» в слове.
Задание 3. Игра «Кто больше?» (дети должны назвать слова со звуком «Р», в начале слова, как можно больше).
Воспитатель. БУКВА «Р» приготовила для вас задание в волшебном конверте, что это за задание?
Задание 4. «Где находиться звук в словах» в начале слова, посередине слова, в конце слова. (работа детей с карточкам-схемам) с иллюстрациями (ворона, мотор, рак). Воспитатель приглашает поочерёдно детей к доске, для выполнения задания, остальные дети выкладывают схему карточку, самостоятельно и проверяют ответ.
Физминутка. «Кто внимательный?»
Дети стоят возле стульев. Воспитатель. Если вы услышите в слове, которое я произнесу звук «р» поднимите руки вверх, если нет в слове звука «р», стоите без движений.
5. Игра «Какой звук я называю?» на различение гласных и согласных звуков.
6. Чтение слогов, слова. РА, РО, РУ, РЫ, РЭ, РАМА (воспитатель ведёт указкой по таблице со слогами и словом, дети должны их произнести поочерёдно и вместе).
Задание 7. Предложить детям прочитать на доске слово рама, ответить на вопрос. 1. Сколько букв в слове. 2. Какой первый звук в слове. 3. Сколько звуков в слове, 4. Сколько слогов в слове. 5. Какой слог первый, 6. Какой слог второй. 7. Сколько гласных звуков. 8. Сколько согласных звуков.
Пальчиковая гимнастика
Этот пальчик маленький
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький,
Этот пальчик большачок,
А все вместе кулачок.
Воспитатель. А что это за сундучок? В нём спрятана палочка волшебника. Значит букве «Р» понравилось, как вы с ней играли, она решила вернуть её хозяину. Волшебник благодарит детей.
2 часть. Работа в тетрадях. Обозначить в слогах РА, РО,РУ,РЫ,РЭ гласный и согласный звук цветом (синий, красный квадрат в размер клеточки).
Итог. 1. Кому помогли? 2. С какой буквой и звуком мы познакомились? 3. Какие задания выполняли?
Рефлексия. Дети на мольберте изображён плащ волшебника. Если кому понравилось знакомство с буквой и звуком «Р» украсьте плащ волшебника ярко красными звёздочками, кому было грустно и не интересно, возьмите звёздочки синего цвета, это будет обозначать что с буквой и звуком нам нужно ещё поиграть.