Светлана Казакова
Конспект занятия «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Золотая Хохлома»
Цели: закрепить представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома)
Задачи: продолжать учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики и т. д.
Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.
- воспитывать интерес к рисованию, через использование нетрадиционных техник.
Публикация «Конспект занятия „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Предварительная работа:
• Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
• Чтение.
• Рассматривание альбомов декоративно – прикладного искусства: «Гжель», «Хохлома», «Городец», «Дымковская игрушка», «Филимоновская свистулька».
• Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства.
• Заучивание потешек, стихов о русских народных промыслах.
• Загадывание загадок.
Оборудование: Хохломские изделия; аудиозапись русской народной музыки; посылка, расписанная хохломской росписью; диск с презентацией «Золотая Хохлома»; сундучок; разрезные картинки «Народные промыслы» по количеству детей; цветные карандаши; заготовки – шаблоны хохломской посуды; кисти; тычки; гуашь; баночки с водой; влажные салфетки.
Ход занятия
В: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, возле двери нашей группы стояла посылка. (Показывает посылку и обращает внимание на крышку, расписанную хохломской росписью).
Как вы думаете, кто бы мог нам ее прислать? (Ответы детей). Я тоже думаю, что это хохломские мастера. А что вы знаете о хохломской росписи? Что ей расписывали? (Ответы детей). Какие элементы росписи вы знаете? (Ответы детей). Молодцы! А вы хотите посмотреть, что в посылке? (Открывает и достает диск).
Ребята, это не простая посылка, в ней видеоролик, который я вам предлагаю посмотреть.
Мультимедийная презентация «Золотая Хохлома».
В: Ребята, но хохломские мастера прислали нам не только диск, но и приглашение к ним в гости. Хотите в гости к хохломским мастерам? Что бы попасть к ним в гости, мы должны выполнить несколько заданий.
Воспитатель. Ребята, здесь очень узкая тропинка, поэтому выстраивайтесь друг за другом. (По команде воспитателя дети преодолевают воображаемые препятствия).
1. Дети идут змейкой по воображаемой тропинке, вокруг кусты, деревья. На тропинке впереди большие лужи (дети перешагивают через лужи).
2. Далее перед ними – ручей. Через него перекинут мостик с перилами (дети переходят по мостику, сохраняя равновесие).
3. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Перешли через болото.
4. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли (дети идут, высоко поднимая колени).
5. А теперь на пути ветки деревьев наклонились очень низко (дети идут в полуприседе).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас на пути какой-то сундучок. Давайте посмотрим, что в нем? (Воспитатель достает конверты с «разрезными картинками»). Это первое задание.
Игра: Собери картинку «Народные промыслы».
Задание. Собрать пазл из народных промыслов.
В: Молодцы! Все справились с заданием. Ну, вот мы и добрались до хохломских мастеров. И последнее задание, чтобы войти в мастерскую хохломских мастеров – умельцев, нужно прочесть стихи о народных промыслах.
(Дети читают стихи).
1. Филимоновская деревушка,
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушки
И расписывают до сих пор… (Стас)
2. Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Возле Вятки самой Дымково – поселок
Окаймлен лесами уголок веселый (Женя)
3. Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью творец. (Алина)
4. Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя. (Гриша)
5. Есть в Подмосковье такое местечко
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе,
Слышится эхо волшебных мелодий. (Настя)
6. И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней.
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель… (Вероника)
7. Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым
Земляника цветом алым. (Лена)
8. Засияла, поднялась
Сладким соком налилась.
А трава как бахрома,
Золотая Хохлома! (Арсений)
(Во время чтения стихов воспитатель надевает русский народный наряд).
Хозяюшка: Здравствуйте, дорогие гости!
Приглашает детей пройти на ярмарку.
— Вы бывали когда-нибудь на ярмарке? (звучат ответы детей)
— Что делают на ярмарке? (продают посуду, фрукты, украшение и многое другое).
-Еще на ярмарке показывают свое мастерство народные умельцы. У нас готова для ярмарки разная посуда: вазы, ковши, утятницы, солонки, чашки, разделочные доски и другие предметы. Они не расписаны, сегодня мы с вами побудем народными умельцами и всю посуду распишем хохломскими узорами. Прежде чем приступить к работе, воспитатель предлагает вспомнить особенности хохломской росписи.
Листья реют, не редея,
От дыхания земли.
Входят в царство Берендея,
В мир волшебной хохломы!
Эту красоту подарила нам земля Нижегородская!
-Вся посуда не простая, а словно золотая! С яркими узорами, ягодами и листочками!
— Из какого материала мастера делают посуду? (из дерева, из липы, из березы)
— А вы знаете, почему Хохлому называют золотой? (на всех изделиях присутствует золотой цвет : на одном предмете — это фон, на другом листья, ягоды, цветы в узорах).
— Какие цветы используют художники в росписи? (Красный, черный, желтый и может присутствовать зеленый).
— Какие цвета мастер использует для фона? (Красный, желтый, черный)
— Назовите элементы узора в хохломской росписи? (Завитки, травинки, капельки, сосульки, листочки, ягодки).
— А какие ягодки, рисуют мастера? (Малину, клубнику, рябинку, вишенки, крыжовник, бруснику).
А теперь пожалуйте в мою избу. У меня изба просторная, светлая, всем места хватит. Ребята, а вы хотите побыть хохломскими мастерами? (Ответы детей). Тогда выбирайте себе изделие (шаблон – заготовку, силуэт, которую вы хотите расписать.
— Что будите рисовать после? (завиток- главный элемент хохломской росписи, потому что на нем рисуют все остальные элементы)
-Что будем изображать на завитке сначала, что потом? ( сначала крупные элементы: листочки, ягодки, затем — мелкие элементы: капельки, травку, завитки).
Молодцы ребята, все знаете, как настоящие мастера. Для росписи изделий можно использовать как кисточки (для рисования завитков, травки, цветов, птиц, так и тычки (для рисования ягод). Помните, что работать нужно аккуратно.
Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»
Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни (дети смотрят на раскрытые ладошки и вертят ими).
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак (потирая кисти рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
А теперь мастера за работу вам пора. Начинайте украшать силуэты хохломскими узорами.
(Вовремя рисования тихо звучит русская народная мелодия.)
По окончании работы дети приносят расписанные изделия хозяюшке. Она хвалит детей за красиво расписанную посуду.
В: Ну вот ребята, нам пришла пора возвращаться в детский сад.