Лысенкова Ирина
Конспект занятия по декоративному рисованию «Золотая хохлома» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по декоративному рисованию «Золотая хохлома». Подготовительная к школе группа.
Цель: Расширяя знания о народном искусстве, создавать выразительный образ хохломского узора на ложке, применяя характерную технику и цветовую гамму; выполнять работу поэтапно; соотнося форму и содержание изображения ; включать в описание узора правильное изображение элементов хохломской росписи (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, травка);
Публикация «Конспект занятия по декоративному рисованию „Золотая хохлома“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать знакомить детей с народным искусством, уточнять представления о хохломском промысле, цветовой гамме, способах выполнения узора, использование приемов рисования способом «тычка», концом кисти, с легким нажимом на кисть.
• Учить украшать узором ложку в определенной последовательности (кайма, ветка, ягоды, листья, завитки, «травка»)
• Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи при высказывании своей точки зрения
• Обогащение словаря братина, ендова, ковш).
Развивающие
• Способствовать формированию у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к декоративному искусству.
• Развивать ритмичность в выполнении росписи, творческую активность, самостоятельность
• Развивать творческое воображение детей, воплощая собственный замысел при составлении узоров из ягод, листьев, завитков на круглой форме.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров, умение доводить начатое дело до конца.
Методы и приемы:
Наглядные:
Рассматривание предметов в начале деятельности, использование образцов
(посуда: братина, ендова, ковш).
Показ воспитателем приемов работы; частичный показ совместно с приемом пояснения, направленный на детей не усвоивших технику рисования завитков, ягод, листьев. (низкий уровень)
Анализ детских работ.
Словесные:
Беседа в начале занятия (рассказ о ранее воспринятых образах - предметы хохломской росписи)
Использование образов художественной литературы, стихотворение «Золотая Хохлома» Г. Гулыга
Объяснение, пояснение (рассматривание образцов, выделение специфических элементов).
Вопросы поискового характера, выявление причинно-следственных связей (высокий уровень)
Поощрение детей
Практические: Упражнение детей в технических умениях, характерных для хохломской росписи (листья, завиток, травка).
Эвристический:
Самостоятельное определение детьми, исходя из имеющихся материалов, приемов рисования (ягод- методом тычка) (высокий уровень)
Игровые:
Дети становятся «мастерами» художественных промыслов
Материалы: Хохломские изделия. Таблицы с изображением элементов хохломской росписи. Аудиозапись Нижегородские ложкари. Бумажные силуэты ложек по 2-3 на каждого ребенка, гуашь, тонкие кисти, палитры, салфетки, баночки с водой, стойка с леской в три ряда.
Предварительная работа: наблюдение в природе за растениями, характерными явлениями и изменениями, посещение музея по декоративному творчеству, рассматривание иллюстраций по декоративному искусству :набор открыток для ознакомления детей с различными видами росписи, альбомы для детского художественного творчества с разными видами декоративной росписи и последовательностью исполнения элементов росписи. Чтение художественной литературы Г. Гулыга «Пестрый хоровод», «Золотая Хохлома» ,Л. Яхтин «Веселое слово Хохлома», произведения УНТВ,Бианки «Лесная газета»,М Пришвин «Кладовая солнца».
Проведение развлечений: Нижегородская ярмарка, «Вечер загадок и отгадок» Беседы о народных промыслах, игровые упражнения «Теплый – холодный», обследование предметов по форме и размеру,дидактические игры «Сложи узор», «Составь по описанию» «Подбери элементы к узору» и т. д.
Слушание музыкальных произведений А. Вивальди «Времена года», «Веселые ложкари», «Ярмарка». Игра в оркестре на ложках.
Ход занятия
Часть 1 Воспитатель организовывает экскурсию в музей детского сада.
Для детей представлены подлинные изделия хохломского промысла.
Воспитатель: Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами. Рассказ воспитателя о промысле с показом изделий. Описание назначения предметов посуды: братина, ендова, ковш.
Чтение стихотворения «Золотая Хохлома» Г. Гулыга
Как волшебница Жар-птица не выходит из ума
Чародейка, мастерица, Золотая хохлома!
И богата, и красива, гостю рада от души-
Кубки, чаши и ковши!
И чего здесь только нет: гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета и ромашки луговин.
Все вобрала, словно память: зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент древнесуздальской парчи!
Воспитатель:
- Ребята, а как вы думаете, почему эти изделия называют «Золотая хохлома»? Ответы детей (В хохломской росписи много золотого, желтого цвета)
-Как называется роспись, которой украшены изделия, представленные на выставке? Ответ детей (Хохломская роспись)
-Где производят эти изделия?
Ответ детей (в городе Семенов Нижегородской области)
- Из чего сделаны хохломские изделия? Ответ детей (Из дерева)
- Из каких растительных элементов состоит хохломской узор? Ответ детей (травка,ягода,завиток,листья)
Воспитатель предлагает выбрать любое изделие понравившееся ребенку и составить описательный рассказ.
Предлагает детям назвать знакомые элементы хохломской росписи, описав цветовую палитру
Часть 2
Воспитатель приглашает детей в мастерскую и предлагает самим стать мастерами.
Воспитатель:
-В нашей мастерской много силуэтов ложек: красного, черного и желтого цвета. По такому фону хохломские мастера расписывают свои изделия.
В зависимости от цвета ложек вы сами найдете краски для рисования каймы и узора.
На ложках форма веточки совсем другая, чем та, которую мы рисовали раньше на других изделиях.
- Какой формы веточка на ложках?
(Ответ детей : - Веточка на ложках закругленной формы)
- Какие элементы изображают хохломские художники на ложках?
(Ответ детей : - Хохломские художники изображают элементы малины, клубники, крыжовника)
- Предлагаю Вам ребята рассмотреть эти элементы
(Воспитатель помещает перед детьми таблицу с изображением этих ягод)
Воспитатель:
-Вы узнали где малина? Где крыжовник?
-Как вы узнали (в. у.) Ответ детей
- А какие еще элементы есть в узорах на ложках?
(Ответ детей : - Листья, завитки, травка)
- С чего вы начнете рисовать?
(Ответ детей :-С каймы)
-Как вы думаете, каким приемом изобразим ягоды
(Ответ детей : -Ватной палочкой способом тычка, листья смородины (концом кисти,травинки (с легким нажимом на кисть)
Продуктивная деятельность детей
В ходе работы воспитатель задает вопросы о том, с какими ягодами будет узор на ложке, каким цветом ребенок нарисует листья, ягоды и другие элементы узора.
Часть3
(Педагогом подготовлена стойка с натянутыми лесками, прищепками). В конце занятия воспитатель предлагает организовать выставку изделий разместив ложки в три ряда. На верхний ряд ребята разместят лучшие, на их взгляд работы, на среднюю работы похуже, и на нижнюю леску работы, которые, на их взгляд, не получились. Затем коллективно обсуждают свои работы, давая объективную оценку себе и работам товарищей.
(Ребенок, выбравший лучшую из своих ложек, показывает её всем и рассказывает о ней: какого она цвета, какими красками нарисован узор, какие ягоды в узоре, какого цвета кайма и кончик ручки, чем эта ложка лучше других его изделий).