Анна Калачина
Знакомство с экологией родного края посредством художественного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Калачина А. П.
МАДОУ «Детский сад №80» (г. о. Саранск)
В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее и сильнее. Не следует забывать о том, что начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения, поэтому, экологическое образование сегодня стало неотъемлемой составной частью содержания дошкольного образования. Можно, сказать, что нашим детям повезло родится в Республике Мордовии, потому что мы проживаем в одном из экологически чистом и благоприятном регионе. Но, если мы хотим сохранить и приумножить это богатство, то о природе мы должны заботится с малых лет, с рождения, как мать заботится о ребенке, так и ребенок с малых лет должен научится беречь мир вокруг себя, чтобы оставить его для потомков. Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, начинает выделять себя из окружающей среды. Важно на этом этапе пробудить в ребенке чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды. Наблюдая за воспитанниками, стало заметно, как дети могут, проходя мимо дерева, сломать веточку, сорвать понравившийся ему цветок, посадить в карман или коробку жука, чтобы отнести его домой, не задумываясь о последствиях. Именно поэтому появилась большая необходимость того, чтобы донести до ребенка важность и значение окружающего нас мира. Не секрет, что природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! И чтобы сохранить эти яркие детские впечатления от происходящего вокруг нас, решено было развивать экологические представления детей посредством художественного творчества, это позволяет обогащать знания детей с родным краем посредством художественного творчества. Экологическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста наиболее успешно и продуктивно будет проходить в условиях полного личностного самовыражения, через художественное творчество. Приобретая навыки художественной работы в области декоративно-прикладного, в том числе народного искусства, у детей развиваются познавательные способности, фантазия, воображение, эмоциональная отзывчивость по отношению к эстетическим явлениям в жизни, таким образом, у детей проявляется любовь к природе.
Публикация «Знакомство с экологией родного края посредством художественного творчества» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Экологическое воспитание и обучение детей дошкольного возраста наиболее успешно и продуктивно будет проходить в условиях полного личностного самовыражения, через художественное творчество. Формировать у детей познавательный интерес к природе Республики Мордовия, экологического сознания и организации творческой деятельности нам поможет интегрированный метод обучения, а именно взаимосвязь с искусством. Этот метод позволит ребенку открыть душевный мир и овладеть простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами, самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования, такие как:
Техника тычка – этот метод будет больше интересен самым маленьким художникам. Ведь здесь практически все, что нужно делать – это точечно наносить краску с помощью специального предмета, прорисовывать, таким образом жителей лесов, знакомить с жителями водоемов, флоры и фауны нашей РМ.
Рисование ватными палочками этот метод можно так же назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Рисование с помощью ватных палочек – это весьма необычная техника, интересная не только младшим школьникам, но и малышам, которые только начинаю знакомятся с различными инструментами для живописи.
Работа со световыми столами для рисования. Здесь дети не только учатся рисовать, но и снимают психоэмоциональное напряжения.
Работа с кинетическим песком. Здесь при работе мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта». Так же в играх с кинетическим песком интенсивно развиваются все познавательные функции такие как восприятие, внимание, память, мышление, а так же речь и моторика.
Работа с художественным войлоком предоставляет безграничные возможности для создания разнообразных поделок. Занятие с войлоком способствует развитию творческих способностей и расслаблению. В технике выкладывания картин из войлока, дети учились выкладывать картины природы, животных, насекомых из шерсти, занятие увлекательное и новое для детей.
Аппликация из круп и семян. Не что не может сравниться с природным материалом. Соприкасаясь с природой, мы становимся добрее. И эта доброта нас вдохновляет на творчество, давая простор фантазий. Используя такой не обычный, но «повседневный» в нашей жизни материал, можно создать настоящей шедевр.
На основании цели были сформулированы следующие задачи:
Систематизировать знания об окружающем мире. Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия. Развивать поисково-исследовательскую деятельность детей. Развивать творческие способности детей. Развивать мелкую и общую моторику, посредством использования разнообразных техник и материалов. Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение. Обеспечить единство воздействия детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического развития воспитанников.
Участники стали дети, родители, педагогический коллектив, детская городская библиотека им. Н. А. Некрасова, Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И. Д. Воронина.
Работа состоит из трё х этапов:1 этап – подготовительный, 2 этап – основной,
3 этап – заключительный
Первый этап подготовительный включает в себя 4 блога.
1. Блок: «Мордовия родина моя», здесь дети знакомятся с природой Мордовии её уникальностью, заповедниками, инфраструктурой промышленностью нашего города.
2. Блок: «Растения Мордовии», здесь дети знакомятся с растительным миром Мордовии, с растениями, занесенными в Красную книгу Мордовии.
3. Блок: «Животные нашего края». Дети получат представления о животных нашего края, их приспособлении к среде обитания, о животных, занесенных в Красную книгу Мордовии.
4. Блок: «Насекомые нашего края» здесь расширяем знания детей о жизни насекомых. Учиться выделять отличительные и общие признаки насекомых.
2 этап статьи – основной
Цель данного этапа: активное участие детей родителей, педагогов ДОУ во всех мероприятиях по экологическому воспитанию.
Участие в совместной деятельности вызвало большой интерес родителей. С целью усиления мотивации к участию в проекте были проведены консультации:
- «Воспитание любви к природе у детей»,
- «Прогулка в природу»,
- организована совместная экскурсия в Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И. Д. Воронина, детскую городскую библиотеку им. Н. А. Некрасова.
- участие в акциях «Зеленая весна».
-участие в акции «Бумажный бум» по сбору макулатуры
- проведение НООД «Времена года»
Цель: Расширять и уточнять представления детей о временах года.
-изготовление игр своими руками на экологическую тему
3 этап статьи – заключительный
Цель данного этапа: повышение уровня знаний по экологии у детей; совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме статьи; создание на территории МАДОУ № 80 экологически благоприятной среды, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
развития дошкольников.
- Анализ уровня обогащения предметно – развивающей среды в группах, в детском саду и на территории ДОУ.
На сегодняшний момент работа не закончена, но анализ результатов повторного мониторинга позволяет сделать ряд положительных выводов.
У детей в целом сформирован познавательный интерес к природе родного края. Дети могут не только назвать достопримечательности родного города, но и рассказать о них, опираясь, во многом, на личный опыт.
Возрос интерес, у детей, так же и у родителей к проблеме охраны природных объектов. Обогатился словарный запас детей. Речь стала более правильной, выразительной, эмоциональной.
В заключение можно сказать, что целенаправленная и системная работа по знакомству с экологией родного края посредством художественного творчества является благоприятным средством, которое способствует становление начал экологической культуры у детей. Реализация данного проекта продолжается.
Литература
1. Красная книга Республики Мордовия. В 2 т. / Сост. Силаева Т. Б. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003. — Т. 1: Редкие виды растений, лишайников и грибов. — 288 с.
2. Красная книга Республики Мордовия. В 2 т. / Сост. Астрадамов В. И. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. — Т. 2: Животные. — 336 с
3. Экологическая оценка реакционного потенциала лесных территорий республики Мордовия. О. Ю. Тарасова, кандидат сельскохозяйственных наук доцент кафедры экологии и природопользования ГОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарева» - Саранск, 2011. С. 22.
4 .Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды в Республике Мордовия в 2011 году / Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия; редкол. : В. Т. Шумкин, В. М. Максимкин, А. Н. Макейчев, И. А. Новиков и др. - Саранск, 2012. 160 с.
5. Республика Мордовии, Заповедники Мордовии https://ru.wikipedia.org