Лидия Яшина
Модель познания родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №24 «Аленький цветочек» г. Новошахтинск
Модель познания родного края
Основные темы познания по возрастным группам
Младшая Средняя Старшая Подготовительная
группа группа группа группа
«Я и моя семья» «Родной «Население» «Население и его
город» «Растения и культура»
животные»
Воспитатель Яшина Л. В.
ДОНСКАЯ ПРИРОДА.
МЫ – ЖИТЕЛИ КРАСНАЯ КНИГА И
ДОНСКОГО КРАЯ ОХРАНА ПРИРОДЫ.
ЧЕЛОВЕК ЧАСТЬ БОГАТСТВА
Темочки:
ПРИРОДЫ ПРИРОДЫ КРАЯ
ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ СТЕПЬ КОВЫЛЬНАЯ
ГОРОДОВ И СЁЛ
СУРОК, БАЙБАК,
ЛАСКА, ГРАЧ, СУСЛИК, ДРОФА,
ДОМОВАЯ МЫШЬ, СТЕПНОЙ ОРЁЛ,
ЛАСТОЧКА, СТЕПНОЙ ЗАЯЦ,
ВОРОБЕЙ, ПЕРЕПЕЛ, ГАДЮКА,
СКВОРЕЦ, ЯЩЕРИЦА
ГАЛКА,
ЛЕС И ЕГО ОБИТАТЕЛИ
РЕКА ДОН И ЕЁ
ОБИТАТЕЛИ ЁЖ, ЛОСЬ, КАБАН, ДЯТЕЛ,
ХОРЬ, КОСУЛЯ, ДРОЗД,
УЖ КТО ЖИВЁТ НА СОЛОВЕЙ, ИВОЛГА,
ЧЁМГА БОЛОТЕ ВОРОНА, СОРОКА
РЫБЕЦ
ЦАПЛЯ, ГУСЬ, КАМЫШОВКА,
БОЛОТНАЯ ЧЕРЕПАХА,
ЛЯГУШКА, ТРИТОН
Раздел Тема Цель Задачи Мотив Краткое содержание Материал Предполагаемый результат
1 2 3 4 5 6 7 8
Природа донского края Карта Ростовской области
Знакомство с картами и как ими пользоваться. Познакомить с картой России, Ростовской области, Новошахтинска. Помочь детям осознать себя жителями большой страны и своей маленькой Родины – Донского края, города Новошахтинска.
Дать представление о том, что мы – жители Новошахтинска. Новошахтинск находится в Ростовской области. Ростов-на-Дону – главный город области. Река Дон - главная река. Ростовская область – часть России, донской край – наша Родина. Воспитать у детей любовь к родному краю; любознательность. Собираемся в гости к деду Щукарю В детский сад приходит по почте большой конверт. В нём письмо от деда Щукаря и карты. Не цветная карта-схема растительности и географическая карта Ростовской области. Пакет с письмом и картами; России в цвете и Ростовской области чёрно-белая; оборудование для рисования. Иметь представление о пользе карт, как ими пользоваться.
Раздел Тема Цель Задачи Мотив Краткое содержание Материал Предполагаемый
результат
1 2 3 4 5 6 7 8
Природа донского края Донские казаки Знакомство с коренными жителями Донского края Дать представление о том, что человек – часть природы. Познакомить с коренным населением Донского края, (казаками, с их бытом, жилищем, способами добывания пищи (хлеб, рыбная ловля, охота, животноводство). Дать понять детям, что нет и не может быть плохих и хороших растений, животных и ландшафтов. Всё существующее равно необходимо, в единой системе жизни. Всё взаимосвязано. Мы едем в гости к деду Щукарю
1. Напомнить детям кто такой казак. Казак – вольный человек, удалец.
2. Предложить детям подумать о том, как можно добраться в гости (пешком, а если
далеко (автобус, машина). На чём ещё можно (поезд, самолёт, пароход). Нарисуйте, на чём бы вы хотели отправиться в путешествие.
3. Делают автобус из стульчиков и с песней едут в гости.
4. Встречает дед Щукарь, приглашает в курень, в горницу. Объясняет детям значение слов.
5. рассказать историю возникновения казачества. Давным - давно жили - были богатые люди, которых называли помещиками и бедные крестьяне, которые работали на этих помещиков. Помещики плохо с ними обращались, и бедные крестьяне убегали от них далеко, на берега реки Дон и строили там свои дома. По берегам реки шумели леса, простирались луга и просторы степи. Дед Щукарь рассказывает – чем занимались казаки (охраняли страну от набегов, как добывали пищу. Предлагает делать выводы: лес – охота, поле – землепашество, река – рыбная ловля. Помогает детям понять зависимость жизни людей от природы. Рассказывает сказку «Мужик и сова». Звучат казачьи песни. Дети прощаются, обещают приехать ещё. Иллюстрации и картины, показывающие внешний вид и быт казаков, сказка «Мужик и сова» используется фланелеграф, предметы быта, записи с казачьими песнями. У детей радостное настроение от встречи с новым, неизвестным; желание узнать о донских казаках, их быте; взаимосвязи человека и природы. Осознать себя как частицу общества. Приобщение к казачьим песням, желание подпевать
Раздел Тема Цель Задачи Мотив Краткое содержание Материал Предполагаемый результат
1 2 3 4 5 6 7 8
Природа донского края Река Дон и её обитатели. Знакомство с рекою Дон. Дать детям представление о том, какую роль играет река в жизни человека. Познакомить с правилами поведения на воде, около воды. Познакомить с растительным миром и речными обитателями (лещ, тарань, чехонь, рыбец, способами размножения, внешним видом. Закрепить представление о рыбе как о продукте питания человека. Закрепить знания о том, что Дон – главная река Ростовской области. Отправляемся в путешествие по реке Дон. 1. Дед Щукарь говорит, что поскольку мы живём в донском краю, он хотел бы пригласить на реку Дон. На чём отправляются путешествовать по реке? Предлагает детям сделать лодочку из бумаги.
2. Дед Щукарь объясняет правила поведения на воде.
3. Все вместе садятся на лодку и плывут по Дону.
4. Предлагает заглянуть в глубину. Световой эффект с помощью фонаря. Рассматривают дно, водоросли. Каких рыб можно встретить в реке Дон?
5. Моделирование размножения рыб.
6. Зачем нужна рыба человеку?
7. Дед Щукарь объясняет, почему нельзя ловить мальков, как поступить, если всё-таки поймали малька.
8. Игра «Поймай рыбку».
9. Дети вместе с дедом рассуждают о том, что нужно рыбам для жизни. Выстраивают пирамиду из карточек. (Игра «Пирамида)
10. Почему про реку говорят: «Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит». Дети закрепляют знания о круговороте воды в природе. Работа с детьми в уголке природы.
11. Дед Щукарь показывает картинки аквариумных рыб. Где они живут? Могут ли они жить в реке?
12. на память дед Щукарь дарит детям аквариумную рыбку (меченосец) и силуэты рыб.
Световой
эффект – фонарь с плафоном (на плафоне прорези). Лодка из картона или обоев, карты – знаки с правилами (игра «Пирамида», силуэты рыб, стихи, загадки о рыбах, схема круговорота воды в природе.
Освоение детьми знаний, умений и навыков правил поведения на реке. Понимать зависимость жизни живого существа от ряда условий. Желание больше узнать о природе родного края.
Раздел Тема Цель Задачи Мотив Краткое содержание Материал Предполагаемый результат
1 2 3 4 5 6 7 8
Природа Донского края Животные и птицы городов и сёл Знакомство с животными и птицами.
Познакомить детей с животными и птицами живущими возле жилища человека: скворец, ласточка, горлица, воробей, грач, голубь, домовая мышь, ласка. Внешний вид и среда обитания, гнездо, нора, зимовка, вред и польза. Формирование правильного отношения к природе, желание заботиться о живых существах. Дед Щукарь знакомит детей со своими дикими соседями. 1. Дети снова отправляются в гости к деду Щукарю. Выбирают на чём они поедут в этот раз.
2. Едут поездом. Звучит грамзапись песни Глинки. Воспитатель предлагает вслушаться в стук колёс, который слышится в песне.
3. Воспитатель обращает внимание на пейзаж за окном. Иллюстрации на стене.
4. Встречает дед Щукарь. Говорит, что он хотел бы познакомить детей со своими соседями. На стене сделан пейзаж: курень, около него виден огород, рядом берёзка. Вдалеке видна река, лес, луг, степь. На берёзке скворечник, рядом скворец (силуэты птиц, под крышей гнездо ласточки, на чердаке – горлица. В небе, на ветках берёзы, на плетне силуэты ласточки, воробья, галки; на огороде – грача. Около куреня сидит мышь, возле плетня прячется ласка.
5. Дед Щукарь рассказывает об особенностях внешнего вида, кроме тех, кого дети узнают сами. О том чем питаются, где строят гнёзда, как зимуют, как размножаются. Моделирование размножения птиц и животных.
6. Воспитатель предлагает детям нарисовать портреты птиц и животных, живущих рядом с человеком.
7. Дарят портреты деду Щукарю, мотив – ласточки не зимуют, улетают в тёплые края, портрет чтобы вспомнить зимой.
Грамзапись, иллюстрации с пейзажами, силуэты птиц и животных. Оборудование для рисования. Стихи и загадки о птицах. Карты – схемы. Чувство сопереживания к братьям нашим меньшим, желание больше узнать о жизни птиц и животных. Освоение детьми знаний о природе и правила поведения в природе.
Раздел Тема Цель Задачи Мотив Краткое содержание Материал Предполагаемый результат
1 2 3 4 5 6 7 8
Природа Донского края Кто живёт на болоте Знакомство с обитателями болот Знакомство с внешним видом, условиями жизни чомги, серой цапли, выхухоли, выдры, андатры. Учить устанавливать зависимость внешнего вида от среды обитания. Вырабатывать у детей гуманное отношение к живому. Закреплять правила поведения в природе. Воспитывать и развивать наблюдательность, внимание, интерес к природе. В гостях у серой цапли 1. когда дети вновь приезжают к деду Щукарю, он показывает им перо: «Вы знаете чьё это перо? Это перо серой цапли и она приглашает нас в гости. Вы знаете где живёт цапля? Помните, когда мы плыли, мы видели заросли какой-то странной пушистой высокой травы? Вы знаете что там? Там болото и там живёт моя знакомая цапля. Давайте пойдём к ней».
2. Дед Щукарь рассказывает о болоте, как надо вести себя там, что делать, если кто-то провалится в болото.
3. Дети тренируются в прыжках через кочки, переходят по бревну через долото.
4. Дед Щукарь знакомит с внешним видом обитателей болот: выхухоли, выдры, андатры и как они строят свои гнёзда.
5. Как вы думаете, почему у животных и птиц такая окраска? Зачем это нужно?
6. Дед спрашивает детей, как они будут вести себя отправляясь в лес, на болото, на реку?
7. Помните, я вам присылал две карты? Одна раскрашена разными цветами, а вторая чёрно-белая. Вы сегодня побывали на болоте, давайте отметим его на карте.
8. На память серая цапля дарит вам вот эти пёрышки.
Перо, карта, спортивное оборудование (обручи, бревно). Оборудование для рисования. Силуэты птиц, животных для дополнения развиваемой темы, грамзаписи. Интерес к природе и живым существам. Освоение знаний о природе, навыков поведения в природе. Создание радостного настроения, умения устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы. Умение воспринимать музыкальное произведение.
Раздел Тема Цель Задачи Мотив Краткое содержание Материал Предполагаемый результат
1 2 3 4 5 6 7 8
Природа Донского края Луг и его обитатели Знакомство с растениями и животными луга Учить любоваться красотой природы, обогатить речь детей образными выражениями, вызвать у них желание рассматривать картины о природе. Учить узнавать по внешнему виду: тимофеевку, мятлик, вику (мышиный горошек, клевер, жёлтую трясогузку, чибиса, ужа, мышь-малютку и водяную крысу, шмеля и бабочек, пчёл. Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. Хотим узнать, что такое луг и кто там живёт 1. Дед Щукарь показывает детям пейзаж. Посмотрите, какие яркие краски использовал художник, что он здесь нарисовал. Как хорошо оказаться в таком красивом месте, а вы бы хотели полежать на траве? Дети давайте мы нарисуем травку.
2. Дети вместе рисуют на большом листе. Какая у нас трава получилась сочная, яркая.
3. Прилетает бабочка, ищет цветок чтобы сесть. Что она ищет, зачем? Дед спрашивает, что надо сделать для бабочки, как ей помочь? Нарисовать цветы.
4. Дети рисуют цветы, к ним прилетели пчёлы и шмели. Дед говорит: «М нарисовали траву, цветы, пчёл, шмелей. А вы знаете, что у нас получилось? Луг. Кто прилетел на луг, зачем?
5. Что надо сделать, чтобы наш лужок стал ещё радостнее и веселее? Нарисовать солнце.
6. Давайте присядем на траву, погреемся на солнышке, полюбуемся на цветы. Обращает внимание, что погреться выбрались уж, и мышка, прилетели птицы. Он знакомит детей с внешним видом животных и птиц.
7. Дед обращает внимание, что вокруг много цветов, а как цветы выросли? Модель роста растений.
8. Что нужно растениям для роста – тепло, свет, вода. А что надо животным, птицам, насекомым? Игра «Пирамида» - взаимосвязь животных и насекомых.
9. Дети дарят деду Щукарю нарисованный луг. Дед Щукарь детям гербарий луговых растений.
10. Дети раскрашивают карту, рисуют луга.
Знаки с правилами поведения на природе, оборудование для рисования, бабочка для каждого ребёнка, силуэты птиц и животных. Игра «Пирамида» - гербарий луговых растений. Грамзапись Чайковского «Песнь косаря» Создание психологического и эмоционального комфорта, чувство сопереживания. Освоение детьми знаний о природе. Желание больше узнать о природе родного края. Умение воспринимать музыкальное произведение.
Раздел Тема Цель Задачи Мотив Краткое содержание Материал Предполагаемый результат
1 2 3 4 5 6 7 8
Природа Донского края Лес на Дону и его обитатели Знакомство с растениями, животными, птицами леса. Учить детей понимать красоту природы, обогатить речь детей образными выражениями, вызвать у них желание рассматривать картины о природе. Учить узнавать по внешнему виду, повадкам обитателей леса. Учить устанавливать взаимосвязь внешнего вида со средой обитания. Закрепить знания о роли растений в жизни человека. Учить правилам поведения в лесу. Прогулка в лес 1. Дед Щукарь приглашает детей в лес. Лес далеко, можно заблудиться, поэтому пойдём по карте. По пути дети преодолевают препятствия: лужа, канава, трасса, бугор, поваленное дерево.
2. По дороге встречают ежа, лося, косулю, кабана, хоря – животные рассказывают о себе (взрослые в костюмах).
3. Приходят на поляну, присаживаются и слушают пение птиц. Дед Щукарь загадывает загадки о птицах.
4. Предлагает посмотреть вокруг, что дети видят. Чего в лесу много? Деревьев. Каких деревьев?
5. Вместе с дедом Щукарём дети рассуждают о пользе деревьев.
6. Дед Щукарь приглашает собрать листья, веточки, кусочки коры - для гербария и поделок.
7. По возвращению в детский сад дети раскрашивают на карте лес, оформляют гербарий.
8. дети рисуют о том, что видели в лесу, дарят на память деду Щукарю. Модель роста растений – дерево, карта. Монографическая карта, стихи о лесе, его обитателях, гербарий. Физ. оборудование - шнуры, скамейки, обручи, следы. Оборудование для рисования. Грамзапись Чайковского «Времена года». Освоение детьми правил поведения в природе, желание больше узнать. Умение воспринимать музыкальное произведение, живопись. Создание психологического и эмоционального комфорта. Чувствовать себя первооткрывателями. Открытие нового в знакомом и знакомое в новом. Проникнуться красотой природы, близости всему живому.
Раздел Тема Цель Задачи Мотив Краткое содержание Материал Предполагаемый результат
1 2 3 4 5 6 7 8
Природа Донского края Степь ковыльная Познакомить детей с обитателями степи Дать представление о зависимости от среды обитания образа жизни животных и птиц, как животные и птицы приспосабливаются к природным условиям. Познакомить с обитателями степи : степным сурком (байбак, сусликом, зайцем – русаком, степным орлом, жаворонком, прыткой ящерицей, полозом, гадюкой. Воспитывать сострадание ко всему живому. Закрепить правила поведения в природе. Познакомиться со степью, как с основным видом ландшафта Ростовской области. Как меняется цвет степи в зависимости от времени года. Желание узнать о жилище животных степи 1. Дети приезжают в гости к деду Щукарю, он сидит на завалинке пьёт чай. Он здоровается и предлагает выпить по чашке чая. Обычный ли чай? Как, вы догадались? (запах, цвет). А кто догадался, из чего чай? (чебурок). Правильно, это растение называется чебрец, а в народе его называют чебурком.
2. Где растёт чебурок? Давайте отправимся в степь. Дед Щукарь рассказывает, что большую площадь Ростовской области занимают степи. По степи гуляет ветер и выдувает земли. Поэтому люди стали сажать защитные лесополосы – лесопосадки.
3. Дед Щукарь знакомит детей с растениями, животным миром, птицами. Рассказывает об особенностях жизни животных и птиц в степи.
4. Не только животным миром славится степь, но и своими красками. Весной степь – зелёная, яркая; летом – жёлтая ; осенью – серо-коричневая, а зимой – белая. Дед Щукарь просит детей объяснить, от чего зависит цвет степи.
5. Дед дарит лекарственные травы.
6. Приехав домой, дети рисуют степь на карте. Пейзажи, видеозапись, чай из лекарственных трав, гербарий степных трав, силуэты птиц. Оборудование для рисования. Создание у детей радостного настроения, формирование общения друг с другом, освоение детьми знаний о природе и правил поведения в природе. Чувство сопереживания, желание узнать больше о природе родного края.
Раздел Тема Цель Задачи Мотив Краткое содержание Материал Предполагаемый результат
1 2 3 4 5 6 7 8
Природа Донского края Красная книга и охрана природы Знакомство с красной книгой Объяснить детям, что такое «Красная книга», зачем она нужна. Учить понимать взаимосвязи существующие в природы. Осознать влияние деятельности человека на природу. Воспитывать чувство сострадания. Развивать любознательность. Сохранить богатства родной природы 1. От деда Щукаря снова приносят посылку, в ней книга. На титульном листе красного цвета написано «Красная книга». Дети рассматривают иллюстрации, узнают знакомые растения, называют птиц, животных.
2. Воспитатель объясняет, почему книга называется «Красная». Красный цвет – цвет тревоги. Растения, животные, птицы, рыбы, которые занесены в эту книгу – исчезают. И в этом в основном виноваты люди. Они загрязняют реки, вырубают леса, убивают птиц, животных, рвут растения, ловят насекомых.
3. Добрые люди решили встать на защиту природы. Прежде всего запретили убивать редких животных и птиц, ловить насекомых. Создали заповедники, заказники для животных и птиц. В эти заповедники завезли вновь животных и птиц из других регионов, сажают деревья, потому что деревья играют в природе очень большую роль. Они защищают поля от ветров, уносящих прочь сухую почву. Листья выделяют кислород, птицы и животные устраивают на деревьях своё жилище, корни впитывают влагу и закрепляют почву, не давая ей разрушаться, охраняют реки от высыхания. Воспитатель предлагает детям схему значения дерева в природе.
4. Как мы можем помочь взрослым, сохранить природу? (посадить деревья).
5. Показать саженец детям, рассмотреть строение дерева. Все вместе идут сажать дерево на участок. Красная книга с иллюстрациями растений, животных, птиц, рыб, подлежащих охране. Саженец. Желание возродить растительный и животный мир родного края. Осознание себя как способного сохранить природу родного края. Создание психологического и эмоционального комфорта. Умение рассказывать по схеме.