Ольга Чумакова
План воспитательно-образовательной работы «Знакомство с народной культурой и традициями»
▼ Скачать + Заказать документы
План воспитательно-образовательной работы.
Тема проекта: «Знакомство с народной культурой и традициями. Цель: дать первоначальное представление о традициях и культуре, способствовать формированию художественных и творческих способностей. Знакомить детей с народным декоративно - прикладным искусством. Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере игрушки и предметов обихода. Итоговое мероприятие: выставка детского творчества.
Публикация «План воспитательно-образовательной работы „Знакомство с народной культурой и традициями“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
Дата:11.03.2024
Совместная образовательная деятельность Ц А Совместная и самостоятельная образовательная деятельность в режимных моментах Индивидуальная работа
Ознакомление с окружающим миром. «Широкая Масленица» Образовательные задачи: Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.
Используемый материал: Иллюстрации к празднику Масленица, иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников – И. Суриков «Взятие снежного городка», Н. Кустодиев «Масленица», Б. Кустодиев «Масляничное гуляние», К. Юон «Зима. Ростов Великий», «Весенний солнечный день» С. Михеев «Госпожа честная масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».
Источник: конспект Чумакова О. А.
Рисование. «Кукла - масленица» в подготовительной группе
Цель: учить детей создавать в рисунке образ куклы. Задачи: закреплять умение передавать форму, расположение частей фигуры человека, их относительную величину. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Упражнять в рисовании и закрашивании. Продолжать учить рассматривать рисунки, обосновывать свой выбор.
Оборудование и материалы: бумага, цветные карандаши, иллюстрации куклы – «Масленицы» Источник: конспект Чумакова О. А.
Музыкальное развитие по плану музыкального руководителя Жуковой И. Б. П Беседа: «Русские народные праздники»
Обобщить представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях нашего народа. Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры
Дидактическая игра «Выбери картинку» Среди различных сюжетных картинок выбрать те, которые относятся к празднованию Масленицы. Беседа с Даниилом, Лерой, Наташей о приметах весны (по картинкам) – развивать речевую активность, учить составлять предложения по картинкам.
М Дидактическое упражнение «Проведи матрёшку по дорожке». Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать мышление.
К Из бумаги «Масленица» - развивать мелкую моторику.
Р Драматизация русской народной сказки «Рукавичка». Задачи: учить озвучивать героев сказки, правильно воспроизводить текст.
Т Раскрашивание раскрасок «Блины» Цель: развивать фантазию, воображение детей.
С-Р
К
П КГН «Мое здоровье» Цель: закреплять знания о простых но полезных навыках (мытье рук и т. д.)
Сюжетно-ролевая игра «В семье Масленица». Цель:
Помочь детям придумать игровой сюжет, распределить роли, определить действия по роли, оговорить последовательность.
Прогулка (утро, вечер)
Совместная и самостоятельная деятельность Игровая деятельность Дидактическая игра «Весенние заклички». Задачи: познакомить детей с весенними закличками, которые использовал народ. Упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед с подгруппой детей.
Наблюдения/ познавательно-исследовательская, трудовая деятельность Наблюдение №
Трудовые поручения: уборка сухих веток. Цель: учить выполнять трудовые операции, воспитывать трудолюбие.
Двигательная деятельность Подвижная игра «Чьё звено быстрее соберётся». Задачи: способствовать совершенствованию выполнения детьми игровых действий, стимулировать проявление двигательных способностей. Подвижная игра «Ловишки с приседаниями».
Цель: учить соблюдать правила игры.
Взаимодействие с родителями Папка-передвижка «Широкая Масленица».
Дата:12.03.2024
Совместная образовательная деятельность Ц А Совместная и самостоятельная образовательная деятельность в режимных моментах Индивидуальная работа
ФЭМП: Занятие 3
Программное содержание: Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры.
Совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закреплять умение называть последовательно времена и месяцы года.
Демонстрационный материал. Мяч, мел, карточка с изображением квадрата, конверт, 2 полукруга, целый круг, карточки с арифметическими знаками.
Раздаточный материал. Карточки со схемами пути от дома до школы (см. рис. 50, полоски картона (условные меры, карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, тетради в клетку.
Источник: И. А. Помораева № 3, с. 125.
Физкультурное развитие Задачи : Повторить ходьбу с выполнением заданий; упражнять в метании мешочков в горизонтальную цель, в ползании, в сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре.
Оборудование: гимнастическая скамейка, мешочки с песком.
Источник: Л. И. Пензулаева № 7, с. 80
П Беседа: «Как на Масленой неделе» -уточнить и расширить знания детей о традициях народного праздника в разные дни недели понедельник - «Встреча», вторник - «Заигрыши». Дидактическое упражнение «Весенние месяцы»
Цели: знать названия и последовательность весенних месяцев, характерные признаки разных периодов весны; уметь внимательно слушать педагога, выделять признаки и обозначать их в речи.
М Дидактическая игра «Путаница». Цель: Закреплять порядковый и количественный счет, знания о последовательности чисел.
К Из кубиков «Ярмарка» - развивать воображение.
Р Чтение: «Масленица угощает!» И. Мордовина. Цель - внимательно слушать, беседовать по тексту.
Рассматривание иллюстраций картин Кустодиев «Масленица», Соловьёв «Тройка». Цель: учить детей описывать картины по вопросам.
Т Рисование "Масленица» - Продолжать закреплять знания детей о народном празднике «Масленица»; главными атрибутами праздника Солнышко и чучела; весельем и радостью; уметь располагать рисунок в центре листа; продолжать развивать навыки аккуратного рисования
С-Р
К
П Ситуативная беседа «Опасные предметы, забытые кем-то» - формировать безопасное поведение, ответственное отношение к своей жизни.
Формирование КГН: упражнение «Салфеточки».
Задачи: воспитывать культуру поведения за столом, учить осознанно выполнять правила поведения за столом. Сюжетно- ролевая игра «Больница»
Цель: учить распределять роли, играть дружно.
Прогулка (утро, вечер)
Совместная и самостоятельная деятельность Игровая деятельность Игра с мячом «Когда это бывает?» - закрепить представления детей о частях суток. Упражнять в ведении мяча по прямой с ускорением и замедлением темпа, правой и левой рукой с подгруппой детей.
Наблюдения/ познавательно-исследовательская, трудовая деятельность Наблюдение №
Беседа «Какие опасности подстерегают на улице весной» (сосульки, скользкая дорога и пр.). Задачи: продолжать воспитывать навыки безопасного поведения, внимательность.
Труд «Уборка игрушек». Цель: учить детей складывать после игры игрушки, строительный материал. Развивать интерес к повседневному труду, бережное отношение к игрушкам.
Двигательная деятельность Подвижные игры «Горелки», учить соблюдать правила игры, действовать посигналу воспитателя. «Кто дальше?», учить бегать, держась друг за друга, слушать сигналы воспитателя. «Эстафета парами» Цель: Упражнять в беге парами, не задевая кегли; развивать координацию движений, ловкость.
Взаимодействие с родителями Индивидуальные консультации
Дата:13.03.2024
Совместная образовательная деятельность Ц А Совместная и самостоятельная образовательная деятельность в режимных моментах Индивидуальная работа
Музыкальное развитие по плану музыкального руководителя Жуковой И. Б.
Развитие речи: Тема: «Весна идет, весне дорогу!»
Задачи: Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.
Источник: В. В. Гербова № 6, с. 68.
П Беседа «Середина Масленицы- «Лакомка» : знакомить с традициями и обрядами в среду на Масленицу.
Объяснить значение пословиц и поговорок:
· Без блинов - не Масленица.
· Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.
· Блинцы, блинчики, блины, как колёса у весны. Цель: учить высказываться, обосновывать свое высказывание. Дидактическая игра «Скажи какой?». Цель: Закреплять умение выделять признаки предмета, использовать в речи качественные прилагательные с Катей, Машей, Демисом.
М Дидактическая игра «Пройди куда скажу» ориентировка в пространстве, отчет шагов, запоминать и выполнять 2 и более заданий, направление.
К Из бумаги «Птички» - развивать мелкую моторику.
Р Заучивание стихотворения О. Зыкова «Масленица». Цель: Помочь детям запомнить стих-е, добиваться четкого произнесения слов, интонационной выразительности; пробуждать интерес к народным традициям и обрядам.
Игра с пением р. н. песни «Заря-заряница». Цель: Закреплять умение чисто интонировать мелодию песни; развивать внимание, быстроту реакции.
Т Лепка «Чудо-букет» - совершенствовать технику рельефной лепки;
С-Р
К
П Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Цель: Закреплять умение выступать в роли воспитателя, помощника воспитателя, узких специалистов; предложить обыграть различные ситуации
Работа в центре природы. Понаблюдать в центре природы, какие изменения произошли с луком, отметить результат в дневнике наблюдений.
Прогулка (утро, вечер)
Совместная и самостоятельная деятельность Игровая деятельность Дидактическая игра «Назови ласково». Цель: Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игровое упражнение «Кто точнее?». Задачи: упражнять в метании в вертикальную цель правой и левой рукой; развивать подвижность суставов, глазомер с подгруппой детей.
Наблюдения/ познавательно-исследовательская, трудовая деятельность Наблюдение №
Труд «Уборка игрушек». Цель: учить детей складывать после игры игрушки, строительный материал. Развивать интерес к повседневному труду, бережное отношение к игрушкам.
Двигательная деятельность Подвижная игра «Затейники» - учить детей четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры. Подвижная игра «Огонь - вода». Цель: закреплять правила пожарной безопасности, учить соблюдать правила игры. Упражнение «Чье звено быстрее соберется»
Взаимодействие с родителями Индивидуальные консультации.
Дата 14.03.2024
Совместная образовательная деятельность Ц А Совместная и самостоятельная образовательная деятельность в режимных моментах Индивидуальная работа
ФЭМП Занятие 4 Программное содержание: Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. Упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел и раскладывать число на два меньших числа. Закреплять представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей. В умении определять вес предметов с помощью весов.
Демонстрационный материал. Мяч, учебные принадлежности с ценниками.
Раздаточный материал. Наборы моделей монет разного достоинства, тетради в клетку с образцами узора (см. рис. 53, карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, листы бумаги.
Источник: И. А. Помораева № 4, с. 127.
Рисование Тема «В гости к народным умельцам» Задачи: Закрепить знания детей о народных промыслах : дымковском, городецком, хохломском. Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади. Воспитывать в детях любовь к народным традициям,
Раздаточный материал: акварельные краски, салфетки, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, силуэты изделий народных промыслов.
Источник: конспект Чумакова О. А.
Физкультурное развитие Задачи : Упражнять в метании мешочков в горизонтальную цель; в ползании; в сохранении равновесия при ходьбе по повышенной опоре.
Оборудование: гимнастическая скамейка, мешочки с песком.
Источник: Л. И. Пензулаева № 8, с. 82 П Беседа «Масленица-объедуха» познакомить с традициями масленичного четверга «Разгул»
Беседа: «Кубанская хата» Цель: Формировать представление, как жили на Кубани. Игровое упражнение «Напеки блинов»- продолжать учить вырезать круг из квадрата Марк, Артем, Инуарий.
М Дидактическая игра «Исправь ошибку». Цель: закреплять умение пересчитывать предметы; объяснять ход рассуждений, делать выводы
К Из строительного материала «Русская изба» - закреплять умение строить по схеме.
Р Чтение сказки «По щучьему велению» - Цель: прививать ребенку интерес к чтению
«Просмотр мультфильмов «Смешарики –Масленица». Цель: внимательно смотреть фильм, отвечать на вопросы, после просмотра.
Т Лепка Тема: «Нарядный индюк по мотивам дымковской игрушки» Цель: продолжать знакомить с дымковской игрушкой, воспитывать интерес к народной культуре.
"Рисование избы" Цель: закреплять умение работать с фломастерами. Учить раскрашивать различными узорами, развивая эстетический вкус.
С-Р
К
П Ситуативный разговор: «Как одеваться весной», необходимо сообщать родителям о своем самочувствии на улице во время прогулки, по мере необходимости просить их утеплить или облегчить свою одежду.
Сюжетно-ролевая игра «Почта». Цель: уточнить знания детей о современных профессиях работников связи, учить выполнять правила игры
Прогулка (утро, вечер)
Совместная и самостоятельная деятельность Игровая деятельность Дидактическая игра «Возвратим весне память». Задачи: закреплять признаки весны, уметь их называть и описывать Игровое упражнение «Волчок» Цель: формировать умение кружиться на месте парами, держась за руки, сохраняя равновесие, развивать вестибулярный аппарат с подгруппой детей.
Наблюдения/ познавательно-исследовательская, трудовая деятельность Наблюдение №
Продолжить учить определять температуру воздуха с помощью термометра. Формировать элементарную поисковую деятельность. Трудовая деятельность: навести порядок в ящиках с выносным материалом. Цель: воспитывать трудолюбие.
Двигательная деятельность Подвижные игры «Горелки», учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя. «Эстафета парами» Цель: упражнять в беге парами, не задевая кегли; развивать координацию движений, ловкость. Подвижная игра «Ручеек». Цель: закреплять знания о народных играх.
Взаимодействие с родителями Беседы с родителями о мерах профилактики простудных заболеваний.
Дата:15.03.2024
Совместная образовательная деятельность Ц А Совместная и самостоятельная образовательная деятельность в режимных моментах Индивидуальная работа
Развитие речи: Тема «Игры и упражнения со словом и слова.»
Задачи: Активизация речи детей, их свободная импровизация.
Источник: В. В. Гербова № 6, с. 66.
Аппликация: «Салфетка под конфетницу или вазу». Цель: Продолжать знакомить детей с новым приемом аппликативного оформления бытовых изделий – прорезным декором; учить создавать узор из прорезных элементов на бумажном прямоугольнике, сложенном пополам; развивать чувство композиции и цвета
Материалы: Схема «Бумажный фольклор»; бумажные квадраты разного цвета (2-3 разных размеров) для изготовления узорчатых «салфеток»
Источник: И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр. 154
Физкультурное развитие Задачи : Упражнять в беге на скорость; повторить игровые упражнения с прыжками, с мячом.
Оборудование: мяч, шнуры.
Источник: Л. И. Пензулаева № 9, с. 78
П Беседа: «Пятница - «Прощай масленица»
Цель: Приобщать к истокам народных традиций. Вовлечь детей принять в участие в празднике;
Дидактическая игра «Найди, о чём расскажу», «Угадай по описанию» - формировать логическое мышление детей, развивать умение сравнивать, рассуждать. «Повтори чистоговорки»
Цель: учить проговаривать чистоговорки со свистящими звуками Рома, Диана, Катя З.
М Дидактическая игра «Целое и часть» - упражнять в делении предметов на 2 и 4 части складыванием и разрезанием.
К Из кубиков Лего «Зоопарк» - развивать конструкторские навыки.
Р Чтение р. н. сказки «Финист-ясный сокол». Цель: Форм-ть умение запоминать последовательность событий, пересказывать сказку по вопросам, с опорой на иллюстрации.
Слушание муз. произведений: С. Майкапар «Облака плывут». Цель: Форм-ть умение искать и применять эпитеты, сравнения, характеризующие образы природы, воссозданные в музыке.
Т Рисование на бумажных тарелках «Блинчики».
С-Р
К
П Развлечение «Широкая Масленица». Цель: порадовать детей, закрепить знания о народных промыслах, игрушках, о традициях русского народа.
Сюжетно-ролевая игра «Встречаем гостей».
Цель: совершенствовать умение детей объединяться в игре, выполнять игровые действия в соответствии с игровым замыслом.
Прогулка (утро, вечер)
Совместная и самостоятельная деятельность Игровая деятельность Дидактическая игра «Сплетем венок из предложений» -Цель: Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. Развитие движений: ходьба приставным шагом, руки на поясе с подгруппой детей.
Наблюдения/ познавательно-исследовательская, трудовая деятельность Наблюдение №
Игра-забава «Мыльные пузыри» Цель: развивать дыхание детей, координацию движений. Труд «Уборка игрушек». Цель: учить детей складывать после игры игрушки, строительный материал. Развивать интерес к повседневному труду, бережное отношение к игрушкам.
Двигательная деятельность Подвижные игры «Классики», «Ключи». Цели: совершенствовать умение прыгать (на одной ноге, ориентироваться на ограниченной площадке;
развивать глазомер, меткость.
Взаимодействие с родителями Оформление с детьми стенда для родителей «Широкая Масленица» с детскими рисунками