Любовь Федотова
Опыт работы «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
В этом году тема Августовской педагогической конференции называлась «Проектирование и реализация основных и дополнительных программ в дошкольной образовательной организации». Я принимала участие с выступлением «Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа».
Свое выступление я хочу начать со слов С. Михалкова: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
Публикация «Опыт работы „Знакомство дошкольников с обычаями и традициями русского народа“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
Соприкосновение с обычаями и традициями русского народа духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, способствует тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.
В начале каждого учебного года проводим опрос среди детей старшего дошкольного возраста. Детям задаем вопросы, уточняющие их знания о культуре родного края. Проанализировав ответы детей, сделали выводы в прошлом году: 86% опрошенных детей не смогли ответить на вопрос об истории возникновения кукол, об их роли в древности, о разновидностях тряпичных народных кукол; из предложенных на картинках элементов старинной одежды, 52% детей не смогли назвать лапти, валенки, кафтан; 67% детей не знают о народных праздниках и обрядах; народный фольклор тоже знают плохо, 67% детей не смогли вспомнить и назвать потешку, закличку, пословицу, народную сказку и хороводную игру. Исходя из результатов опроса детей, работу в данном направлении решили проводить углубленно. За основу взяли парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева) и методические пособия: «Народный календарь» (авторы: И. А. Лыкова, В. А. Шипунова); «Традиционная тряпичная кукла» (автор: И. В. Шайдурова, «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» (И. А. Бойчук); «Истоки русской народной культуры в детском саду» (И. Г. Гаврилова); «Знакомство детей с русским народным творчеством» (Т. А. Бударина, О. Н. Корепанова и др.)
Работу проводим по направлениям:
1. Традиционно проводятся календарные праздники: Осенины, Колядки, Масленица, Троица и другие. Дети знакомятся с такими христианскими праздниками, как Рождество, Пасха, Благовещение. Останавливаться на описании праздников не буду, так как праздники такого рода проводятся практически в каждом саду.
2. Занятия в мини – музее «Русская изба». Здесь тоже останавливаться не буду – такие занятия тоже не исключение для каждого сада.
3. Изготовление народной куклы и использование ее в режимных моментах, на занятиях и для игр в свободной деятельности. Здесь остановлюсь более подробно.
В культурах разных народов всегда особое место занимала игрушка. Народные куклы являются частью традиционной культуры. Они несут в себе определенные образы, а именно, представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
- знакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания народных тряпичных кукол, их смыслового значения для людей;
- формировать у детей общие представления о традиционных и обрядовых праздниках, систему знаний о традиционном крестьянском быте, народном костюме;
- воспитывать уважительное отношение к истории и культуре своего народа, чувство патриотизма.
В работе с детьми используем различные формы и методы работы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол, вещей и традиционных праздников. Вместе с детьми беседуем, играем в народные игры, разучиваем народные песни, читаем и обыгрываем произведения устного народного творчества, занимаемся изготовлением народных тряпичных кукол и создаем мини-выставки.
Дети знакомятся с обычаями и традициями народа, с историей народной куклы, с разновидностями обереговых, обрядовых и игровых моделей кукол, с народным костюмом.
В обучении детей по данной теме используем разные виды детской деятельности:
1. Коммуникативная:
- беседы: «История возникновения тряпичной куклы», «Осенние традиции и обряды русского народа», «Куклы-обереги», «Как отмечают праздник Пасхи» и т. д. ;
- отгадывание загадок о явлениях природы, сезонных приметах;
- заучивание пословиц о семье, труде, ситуативные разговоры;
- чтение художественной литературы (русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Крошечка-Хаврошечка», стихотворений М. Пожарова «Тряпичная кукла», И. Рюмина «Куклы наших бабушек»;
- заучивание колыбельных песен, колядок, закличек;
- использование кукольного театра;
2. Двигательная: русские народные подвижные игры и хороводы, игры с пением: «Гуси-лебеди», «Гори-гори ясно», «Шел король по лесу», «Ходит Ваня», «Дуня - тонкопряха», «Зайцы и лиса»;
3. Продуктивная:
- мастерская по изготовлению тряпичных кукол: «Кувадка», «Столбушка», «Пеленашка», «Ангелочек», «Кукла-бабочка» и другие. Ребята мастерят разных кукол на основе кувадки, столбушки.
Дети нашей группы два раза принимали участие в Миротворческой акции «Гирлянда дружбы». Сначала было проведено занятие «Мы – за мир и дружбу», изготовлена папка – передвижка для родителей о данной акции, а затем занялись изготовлением куколок – кувадок. Мы сделали 538 и 497 куколок. Это был наш вклад в сохранение мира на Земле. Дети проводили и мастер – класс для родителей. Делали мы и куколок из талаша, который нам прислали из Краснодарского края.
- сделаны часы и народный календарь в группе с использованием народной тряпичной куклы; создали в группе мини – музей народной куклы
4. Игровая:
- использование всех видов игр: подвижные, дидактические «Узнай элемент узора», «Закончи узор», «Народные промыслы», «Найди пару», «Дорисуй юбку», словесные «Скажи наоборот», «Повтори»;
- используем куколок для игр и на занятиях, например, Пасха, Вербница, Берегиня, Зайчик- на-пальчик.
5. Познавательно-исследовательская:
- наблюдения в природе,
- используя народный календарь, наблюдаем, например, какая куколка окажется выше Зима или Весна (куколки Мартинички) в день Евдокии Плющихи.
К нам в гости приходят руководители кружка «Народная тряпичная кукла» из Дома культуры. Они рассказывают, как появилась первая кукла на Руси. Какими были сначала куклы из нитей и ткани. Рассказ сопровождается показом кукол и объяснением для чего делалась каждая куколка. Детям дают возможность подержать кукол в руках, поиграть с ними. Затем проводится мастер – класс изготовления куклы «Мотанка» или «Кувадка».
Особое внимание уделяем работе с родителями: знакомим их с традициями и культурой русского народа, с традиционными тряпичными куклами, используя такие формы работы:
- консультации (например, «Народная тряпичная кукла в воспитании детей», «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Народные промыслы», «Мудрые игрушки наших предков», «Тряпичная кукла в развитии творчества детей»);
- привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол;
- сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к празднику»;
- посещение выставки «Русский самовар» в «Музее истории русского платка и шали»;
- мастер–класс по изготовлению тряпичных кукол «Кувадка», «Пеленашка».
Совместная деятельность родителей и детей, сотрудничество, взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания между ними.
Свой опыт работы представила в ДОУ: проводила мастер – класс в детском саду для педагогов по изготовлению кукол Вербница, Подорожница, Берегиня, «Птица-вестница весны»; показывала открытое занятие «Праздник Рябинки». На сайте МААМ – показывала фото отчеты мастер - классов по изготовлению куклы, знакомила с историей возникновения куклы и традицией использования куклы в жизни русского народа и детский мастер – класс по изготовлению Мартиничек. В свою очередь в подарок получила книгу от коллеги «Талашечка» - книга со сказками о народных куклах.
Принимала участие в районных и областных конкурсах декоративно – прикладного искусства (мастер – классы для детей) с народной куклой Пасха, Берегиня, Вербница, Первоцвет, Веснянка.
Народная традиционная кукла является необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - гласит русская народная пословица. Кукла - обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства.
Дети подсознательно тянутся к природе, к житейской мудрости предков, их спокойствию и опыту. Поэтому нужно знакомить детей с народным творчеством своего народа, его самобытностью. И это можно реализовать через куклу.