Евгения Горлова
Конспект ОД «Знакомим детей с культурой и традициями русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях и быте русского народа.
Задачи:
Образовательная: знакомить детей с крестьянским бытом и традициями, развивать интерес к русскому народному фольклору, обогащать словарь (чугунок, ухват, учить детей играть в народные игры «карусель», закрепить умение работать с соленым тестом,
Публикация «Конспект ОД „Знакомим детей с культурой и традициями русского народа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Развивающая: развивать наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, воображение.
Воспитательная: воспитывать трудолюбие, уважение к труду.
Предварительная работа: Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок. Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.
Оборудование: для украшения группы под избу: печь, стол с кухонной утварью (самовар, чугунки, чашки, лавочки, половики, сундук. Презентация “Русская изба”, музыкальное сопровождение (русские народные песни) Соленое тесто для лепки бубликов. Подарки для хозяюшки бусы и платок.
Интеграция образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ход
Действия происходят в группе
Ведущая ребята, к нам сегодня пришли гости, себя показать, да на нас посмотреть! Давайте поздороваемся с гостями. (дети здороваются)
Добрый вечер, гости званные и желанные (к гостям)
(К детям) Здравствуйте, лебедушки, здравствуйте, молодушки!
Да ребята удальцы, веселые молодцы!
Какие вы все сегодня красивые да нарядные! (девочки в сарафанах, мальчики в рубахах-косоворотках, брюках) А вы знаете, как называются ваши наряды? (дети отвечают) Посмотрите, как необычно и я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд? (сарафан). Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же раньше носили русские люди?
(Презентация слайд 1)
Воспитатель: Женщины носили головные уборы – платки, кокошники, мужчины картузы. Наши девочки тоже нарядились в сарафаны, а чего им не хватает? (покроем головы платочками)
Слайд 2 (деревня)
Звучит фонограмма русской народной мелодии.
Русь деревянная — края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
Воспитатель: Раньше наша страна называлась Русь, а сейчас как она называется? А знаете, почему Русь называли деревянной? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. (слайд 3)
Все украшения в избе тоже были деревянными. И всё, что находилось в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда (слайд 4)
Есть у меня одна знакомая хозяйка, тетка Авдотья, она как раз живет в такой красивой избе, давно она меня к себе в гости зазывала. Пойдемте?
Воспитатель: Дети входят в зал их встречает хозяюшка.
Хозяюшка:
Здравствуйте!
Гости званные и желанные
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
Гости на пороге – хозяйке радость
Для вас у меня место готово
Красному гостю – красное место.
1ый ребенок: Спасибо хозяюшка, что в гости позвали.
2ой ребенок: В избу твою жаркую мы пришли с подарками ( преподносит хозяюшке подарки: бусы, платок.)
Хозяюшка: Ой, спасибо детки за ваши подарки. Проходите (дети проходят).
Ведущая: ребята, посмотрите у тетки Авдотьи в избе такие же вещи, какие мы на картинках смотрели. А хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте мою загадку:
Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает (печь)
Послушайте ещё одну загадку (ребенок загадывает)
Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает? (чугунок)
Демонстрация чугунка.
Ведущая: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку (ребенок)
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Ведущая: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Посмотрите, ребята, как чисто и красиво в избе, готовилась хозяйка к нашему приходу.
Хозяюшка: Я вас ждала к себе в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила, да и как говорили в старину «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», поэтому я тесто замесила, а испечь не успела. И хотела попросить вас помочь мне испечь бублики к чаю. (дети проходят за столы)
А чтобы наши ручки быстрее работали, разомнем их:
Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны!
(«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)
Дети садятся за столы и приступают к работе. На столах разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста.
Хозяюшка напоминает детям, как лепят бублики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края слепляют. Готовые бублики дети укладывают на противень и хозяйка ставит в печь (пока дети выполняют работу играет спокойная народная музыка).
Хозяюшка:
делу – время, а потехе час,
веселье начинается у нас
Пока наши бублики пекутся, мы с вами отдохнем. На Руси люди собирались вместе, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, танцевали и играли в игры, катались на карусели. Вот и мы с вами сегодня прокатимся на карусели!
Игра «Карусель»
Заходит Емеля
-Фу, устал я!
Хозяйка. Здравствуй, добрый молодец, кто ты и куда путь держишь? Милости просим и зачем к нам пожаловал?
Емеля Здравствуйте, люди добрые, зовут меня Емеля, хожу я по свету, ищу печь свою (грустно)
Хозяйка Уж не тот ли Емеля, из русской сказки? А что случилось с твоей печью?
Емеля была у меня печь, командовал я ей: «Ну-ка, печь, по-щучьему веленью, по моему хотенью, вези туда, а потом вези обратно», и так все время ездил на ней, в общем, загонял я ее совсем, плохо с ней обращался, не ухаживал за ней. Она на меня обиделась и уехала, куда глаза глядят, да еще и посуду всю с собой прихватила.
В доме без печи холодно стало и голодно, очень плохо мне без кормилицы моей. Вот и решил я пойти по белу свету, да найти печь свою, попрошу у нее прощенья, может простит меня, да и вернется. Ведь без печки никуда: Не туда и ни сюда
Хозяйка верно говоришь Емеля, печка – деревенская кормилица, это сердце дома. А почему так говорят, ребята? (печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, сушили одежду и даже мылись)
Ведущая Как встанет по утру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку
Ребенок читает стихотворение
Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня,
Ты свари, испеки,
Полечи и спаси
В дом богатство принеси
Ведущая чем же могла, ребята, накормить печь своих хозяев? (в русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги, картошку)
Емеля. верно говорите, ребята, даже кушать захотелось, ох и проголодался я. Что же мне теперь делать?
Ведущая не расстраивайся, Емеля, мы с ребятами тебе поможем. Научим тебя уму-разуму. Правда, ребята?
Емеля Что ж, научите
Ведущая Вот послушай, что тебе ребята расскажут
Пословицы о труде:
Не потрудиться, так и хлеба не добиться;
Маленькое дело лучше большого безделья;
Без труда не выловишь и рыбки из пруда;
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи;
Мала пчелка, да и та работает;
Труд человека кормит, а лень портит.
Ведущая понятно тебе, Емеля?
Емеля Верно говорите, ребята. Теперь я буду сам все делать, не буду лениться! Куда ж девать силу богатырскую -O-! (гордо)
Ведущая Емеля, а не твоя ли это печь там стоит?
(Емеля идет к печи, обходит ее) эта печка красивая, нарядная, беленькая и чистенькая, нет, не моя (грустно)
Хозяйка Конечно, я за своей печечкой ухаживаю, трещенка появится - подмазываю, белю ее – родимую, это ж кормилица моя
Емеля Что ж, придется мне еще походить по свету, да поискать свою печь. А как найду ее, обязательно попрошу прощения, побелю мою печечку, ухаживать за ней буду, пора мне и в путь собираться.
Хозяйка Не гоже голодному идти, подкрепиться бы тебе, Емеля, надо. А у меня как раз калачи подоспели! Не красна изба углами, а красна пирогами.
Ведущая Почему ребята так говорят, «не красна изба углами, а красна пирогами» (дети отвечают)
Что ж, пора и чаю попить. А из чего пить будем? Отгадайте загадку
Выпускает жаркий пар
Древний чайник - ….самовар
Емеля Чай пить - не дрова рубить!
Хозяйка: Приглашаем вас отведать чая ароматного, бубликов сахарных.
Чаепитие