Валентина Зайцева
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2015–2016 г.
▼ Скачать + Заказать документы
УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОН
Анализ воспитательно-образовательной работы за 2015-2016 г.
Место проведения: МБДОУ детский сад №12 «Аленушка» поселка Псебай
Дата проведения: 30.05.2016 г.
Время проведения: 13ч. 30 мин.
Контингент слушателей: педагоги дошкольного учреждения
Подготовила : Зайцева В. В., воспитатель 1 младшей группы «Ласточки»
Публикация «Анализ воспитательно-образовательной работы за 2015–2016 г,» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Состав группы: детей на начало учебного года, 18 детей на конец учебного года. Возраст детей от 2 лет до 2, 5 лет на начало учебного года. Мальчиков 9 человек, девочек 9.
Группа детей спокойная, в меру подвижная, дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. Вновь прибывшие дети хорошо адаптировались в детском саду.
Работа в первой младшей группе «Ласточки» осуществлялась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №12 «Аленушка» поселка Псебай муниципального образования Мостовский район на 2015 – 2016 учебный год.
1. Взаимодействие ДОУ с родителями как условие повышения качества дошкольного образования.
2. Развитие творческой интеллектуальной активности дошкольников в процессе экспериментирования и экологических наблюдений через: внедрение педагогами ДОУ методических пособий: А. И. Ивановой. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», Л. М. Маневцевой «Листок на ладони», Н. А. Рыжовой «; обогащение экологических центров деятельности в группах.
3. Развитие речевых и коммуникативных умений дошкольников на основе комплексного подхода.
С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи.
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения, построенных на сотрудничестве и взаимодействии.
При организации работы с семьями в рамках взаимодействия мы придерживались некоторых принципов:
- открытость детского сада и семьи (каждому родителю обеспечивалась возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребенка;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Работа с семьями в группе выстраивалась таким образом, чтобы родители были уверены в хорошем отношении воспитателей к своему ребенку. Мы старались выработать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, прежде всего положительные черты, создавали условия для их применения, привлекали к ним внимание родителей, не торопились с оценками в его развитии. Родители имели возможность прийти в группу и понаблюдать, чем занят ребенок, как контактирует со сверстниками. Перспективный и календарный планы группы «Ласточки» включал систематическую работу по взаимодействию с родителями воспитанников:
С родителями воспитанников ежедневно планировались беседы, консультации по воспитанию малышей, по привитию навыков самообслуживания, социально-личностного, познавательного и художественного развития детей, обогащения сенсорного опыта, давались рекомендации по подбору игровых материалов, развивающих игр по возрасту. Наряду с традиционными формами работы с родителями воспитанников мы широко использовали проектный метод. Совместно с родителями были разработан и внедрен долгосрочный проект «Что это? Где это? Зачем это?», краткосрочные проекты «Солнечные зайчики», «В огород пойдем –витамины найдем», «Кто живет в лесу», «Игрушки», «Водичка-водичка».
Ранний возраст характеризуется интенсивным развитием познавательных функций в их первоначальных формах (сенсорика, восприятие, память, мышление, внимание). Маленькие дети по своей природе уже исследователи. Им хочется испытывать все самим, пробовать неизведанное. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Развитие воображения зависит от развития чувственной сферы ребенка, а этому способствует экспериментальная деятельность.
Детское экспериментирование - замечательное средство интеллектуального развития.
Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Важно научить с удовольствием и любознательностью изучать окружающий мир, обследовать предметы разными способами и методами.
В своей деятельности по развитию у детей интеллектуально- творческого потенциала, мы придерживались основных дидактических принципов: от легкого к сложному, от наблюдения к элементарному обобщению.
Предметно – развивающая среда в группе направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей. Чтобы вызвать интерес к дидактическому материалу, привлечь внимание детей, мы показывали, как надо действовать с ним.
Непременным условием этого является создание оптимальных условий для исследовательской деятельности малышей. В нашей группе- это зона исследовательской деятельности, которая включает в себя магниты, оборудование для проведения простейших опытов и экспериментов, природный и бросовый материал, различные формочки, бутылочки, трубочки, красители: гуашь, акварель, зеркала, цветные и прозрачные стекла. При оборудовании уголка экспериментирования учитывались следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения
Ежедневно планировались наблюдения за разнообразными явлениями природы в сочетании с интересными играми. В процессе дети на собственном опыте знакомились с различными свойствами объектов живой и не живой природы, получая общее представление об их отличительных признаках. В целях развития познавательной активности два, три раза в неделю в совместной деятельности с детьми организовывали экспериментирования по исследованию элементарных свойств воды, песка, ветра.
В совместной игровой с воспитателем деятельности, у детей развивались умения обследовать предметы ближайшего окружения, с помощью взрослых устанавливать простейшие связи между ними.
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.
Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Сопровождая действия ребенка словами, мы способствовали непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, постепенно проникать в их смысл. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность наших малышей в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми («Пальчик-мальчик», «Ладушки – ладушки…»,«Чики – чики – чикалочки»).
Ежедневное использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров во всех режимных моментах, совместной игровой и индивидуальной деятельности с детьми, доставляет им огромную радость. («Водичка-водичка», «Петушок – петушок…», «Идет коза рогатая…», «Пошел котик на торжок», прибаутки, колыбельные песенки «Кисонька – мурысонька», «Курочка – рябушечка», «Мишка – косолапый», «Коза рогатая», «Котя – котичек - коток», «Собачка - тучка», «Как у нашего кота», «Тень – тень – потетень…», «Два веселых гуся», стихи А. Барто, З. Александровой «Мой мишка», сказки Маршака, В. Сутеева).
Устное народное творчество, преподнесенное в форме сценок, игр, драматизаций, создает атмосферу тепла, доброты, внимания, способствует формированию эмоционального положительного отношения малышей к окружающему миру и их познавательному развитию. Благодаря такой форме работы общение с детьми становится более интересным и содержательным.
Особенность театрализованных игр – занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий. Ведущая роль в театрализованной деятельности пока принадлежит педагогу. Показывали детям сказки, используя различные виды театра (настольный, пальчиковый, театры на магнитах, фланелеграф).
Это и русские народные сказки по возрасту( «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка»). В процессе просмотра привлекали детей к проговариванию отдельных фрагментов, отрывков из сказок. Дети стали раскрепощенными и общительными, играют и развиваются, получая первоначальный опыт, проявляют свои творческие способности.
С целью эффективного метода активизации речи детей, развитию артикуляционного аппарата, в своей работе широко использовали игры на звукоподражание (поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так)
Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук.
Для развития правильного речевого, диафрагмального дыхания предлагали малышам игровые упражнения «Сдуй снежинку», «Бабочка, лети». Использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом, максимально удовлетворяют потребность наших малышей в самостоятельности (речевой и поведенческой).
Для развития коммуникативных навыков вовлекали детей в обсуждение ситуаций, возникающих в течение дня. Предлагали ситуации-вопросы «Как вы думаете, куда солнышко спряталось?», «Какую кашу ты хочешь на завтрак?», задавали дополнительные уточняющие вопросы для того, чтобы помочь ребёнку выделить суть в его высказываниях. Использовали «открытые вопросы» - такие, которые требуют развёрнутого ответа.
Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы: дети хорошо владеют простейшими навыками поведения во время еды, умывания. Большинство детей умеют самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, помогают накрывать стол к обеду. У воспитанников значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями.
В течении года строго соблюдался режим дня и все санитарно – гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. В результате воспитательно-образовательной работы с воспитанниками прослеживается положительная динамика развития каждого ребенка и группы в целом, что доказывает эффективность и сбалансированность форм и методов работы в освоении основной общеобразовательной программы, реализуемой в ДОУ.
Мониторинг качества освоения детьми основной общеобразовательной программы за 2015 – 2016 учебный год показал положительную динамику роста знаний и умений детей по всем образовательным областям.
Однако в группе имеются дети с индивидуальными особенностями развития: рассеянное внимание, слабая мотивация, отставание в речевом развитии. На летний период разработан индивидуальный план работы с этими детьми по образовательным областям. Это и дидактические игры на развитие внимания и памяти, игры на развитие коммуникативных качеств, игры-ситуации на формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, продуктивная деятельность.