анжела Дунаева
Конспект ООД по формированию целостной картины мира для детей 4–5 лет «Перелетные и зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия:
• углубить и расширить знания детей о птицах нашего города;
• объяснить причину перелетов птиц (перелётные, зимующие, кочующие);
• обогащать и активизировать речь детей;
• воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.
Предварительная работа:
• наблюдение за птицами на прогулке;
• рассматривание иллюстрации с птицами;
• разучивание подвижной игры «Птицелов»;
Публикация «Конспект ООД по формированию целостной картины мира для детей 4–5 лет „Перелетные и зимующие птицы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
• чтение художественной литературы о птицах.
Оборудование:
• демонстрационный материал «Птицы»;
• карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы?»;
• кормушки и различный корм для птиц.
Ход занятия.
Воспитатель начинает занятие со стихотворения «Птицы»
Ой, как много в мире птиц :
Пеликанов и синиц,
Зимородков и клестов,
Попугаев и дроздов.
Есть фламинго, воробьи,
Есть колибри, соловьи.
Голуби, кукушки,
Пеночки-простушки.
Дятел, сокол и сова
(днем в дупле сидит она)
В поле перепел кричит,
Дятел по стволу стучит.
Знаешь, их так много есть,
Что их всех не перечесть.
Нас сражают пением
И буйным оперением!
Воспитатель: Ребята, понравилось стихотворение? (Ответы детей.) О ком говорится в стихотворении?
Дети: О птицах.
Воспитатель: сегодня мы с вами на занятии тоже поговорим о птицах.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицы с изображением зимующих и перелётных птиц.
Воспитатель:
1. Какие из птиц вам знакомы?
2. Каких птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? Дети: (Воробьи, галки, вороны, синицы, голуби, сороки, дятлы.)
Воспитатель:
Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму?
Дети: Зимующие.
На доске таблица «Птицы»
Дети выходят к доске, показывают названную птицу.
Воспитатель:
Каких птиц не видно в последнее время?
Дети: Ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи.
На доске таблица «Птицы»
Дети выходят к доске, показывают названную птицу.
Воспитатель:
Куда исчезли эти птицы?
Дети: Улетели в тёплые края.
Воспитатель:
Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму?
Дети: Перелётные.
Воспитатель:
Как вы думаете, почему перелётные птицы улетают от нас на зиму?
Дети: Боятся холодов.
Воспитатель:
Перелётные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнёзда, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтобы весной вернуться в родные края.
Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т. к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие. Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»
Физкультминутка «Осень».
Мы бежали по дорожке,
Промочили свои ножки,
Потом сели, посидели.
Смотрим: птицы полетели.
Ветер сильный вдруг подул,
Дети бегут друг за другом.
Трясут ногами.
Приседают.
Машут руками.
Качают руками влево–вправо.
Дети убегают и садятся за столы
Мы испугались: «Караул!»
Воспитатель: А почему говорят, что зима трудное время для птиц?
Дети: (высказываются).
Воспитатель: как можно проявить о них заботу зимой?
Дети: …
Воспитатель: Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью.
И всё-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
Для подкормки птиц пригодны семена различных растений- конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овёс, пшено клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки не солёного сала.
Воспитатель предлагает детям игру «Чей дом?»
См. приложение №1
Пальчиковая гимнастика
Загибаются пальцы обеих рук.
Пой– ка, подпевай-ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан,
Птички, птички, по домам. /руки за спину/
Воспитатель: вы наверно немножко устали, поэтому я предлагаю поиграть в подвижную игру «Птицелов».
Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят :
В лесу, во лесочке,
На зеленом дубочке,
Птички весело поют.
Ой! Птицелов идет!
Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока.
Играющий становится птицеловом. Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.
Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? Каких вы запомнили перелетных птиц?
Итог занятия: Итак, ребята, мы с вами на занятии говорили о птицах. Теперь мы с вами знаем зимующие и перелетные птицы. Дети, птиц надо кормить, любить. Потом они будут еще лучше петь и защищать наш огород, сад от всяких насекомых. Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки. И сейчас мы вместе выйдем на улицу и повесим их на дерево перед вашими окнами, а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам.
Список литературы:
1. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М. ,Просвещение,1986.
2. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справочник-метод. пособие для учителя. : Просвещение, 1990.
3. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. М. : Город, 1998.
4. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. М., 1976.