Надежда Васильева
Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Дикие животные родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
«Дикие животные родного края».
Программное содержание:
1. Активизировать словарь по теме. Закрепить названия диких животных на марийском языке : ур, пире, рывыж, маска, меран;ошо, поро, осал, чоя; изи, кугу ; познакомить с новыми- шоншо, шордо, янлык- влак.
2. Закрепить употребление притяжательных прилагательных.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы „Дикие животные родного края“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
3. Закрепить согласование сущ. м. и ж. рода с прилагательными в роде, числе и падеже.
4. Формировать навыки связного последовательного высказывания.
5. Воспитывать интерес, уважение к родному краю, к играм народа мари.
Словарь.
Сущ. : животные, звери, волк, лиса, лось, заяц, белка, ёж, медведь, лапы, морда, пасть, хвост, рога, иголки, нора, логово, норка, берлога, дупло, лес.
Прил. : маленький, крупный, трусливый, хитрая, неуклюжий, сильный, осторожный, зубастый, мохнатый, колючий.
Оборудование:
1) игрушки зверей (лиса, заяц, лось, волк, белка, медведь, ёж);
2) картинки зверей;
3) картинки – контуры к игре «Что забыл нарисовать художник»;
4) картинка - панорама леса.
Предварительная работа:
1) закрепление названий животных, частей тела, детёнышей, жилища;
2) ознакомление с картинками – схемами к составлению описательного рассказа;
3) чтение художественной литературы по теме;
4) подготовка дидактических игр «Кто где живёт?», «Найди свою маму»,
«Зоологическое лото».
Последующая работа:
1) закрашивание рисунков животных с проговариванием (прил. с сущ. муж. или ж. рода ед. числа);
2) составление описательных рассказов по картинкам – символам
Ход занятия:
I Организационный момент.
Логопед: Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
II Сообщение темы занятия
Логопед: Ребята, отгадайте загадку.
Замела я все вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла. (Зима).
Какая бывает зима? (снежная, морозная, холодная)
Перед вами картина зимнего леса. Как вы думаете, какой зимний лес? (заснеженный, задумчивый,)
Лес – это большой дом для многих животных. Весь лес засыпан снегом, он как лесная книга, можно прочитать, кто куда пробежал, по каким делам. А может быть, кто-то за кем-то гнался? Помогите узнать следы (кому они принадлежат)
Дидактическая игра "Чьи следы?”
(Логопед показывает картинки, на которых изображены следы животных и говорит, что не знает, чьи следы, просит помочь ему. Если ребенок назвал правильно следы, появляется картинка с изображением животного.)
Логопед: Чьи следы?
Дети: Это лисьи следы (заячьи, волчьи, медвежьи и т. д.)
Логопед: Сегодня мы поговорим о диких животных.
III. Беседа о диких животных.
Стук в дверь. Заходит лесовичок в марийском костюме.
Здоровается: «Салам лийже, йоча-влак! Поро эр, уна-влак!».Вот проходил мимо вашего детского сада и услышал, как вы тут шумите, веселитесь. А у меня в лесу тихо, ни звука не слыхать. Я в лесу совсем недавно работаю и не пойму, что же в нем случилось: ни кто не ползает да и птиц не слышно? Куда все подевались?
Логопед: Какой грустный лесовичок. Ребята, поможем разобраться ему в этой ситуации. Как вы думаете, почему в лесу стало тихо?
(Предполагаемые ответы детей : Насекомые спрятались под кору деревьев, зарылись в землю. Лес стал прозрачным, потому что опали листья. Птицы улетели на юг. Остались только зимующие птицы).
Логопед: Ну как, лесовичок, понял теперь, почему в лесу у тебя стало тихо?
Лесовичок: теперь все понятно. Не зря говорят: природа осенью засыпает.
Но ведь в лесу живут не только насекомые и птицы. Там еще живут и звери.
Я хочу вам загадать загадки. А вы попробуйте отгадать.
Загадываю загадки о белке, медведе, лисе, волке, еже, зайце; спрашиваю после загадывания: Тиде мо? Дети отвечают: тиде ур; тиде пире и т. д. Какой он? (чоя, ошо, осал, поро).
Ур изи але кугу?- ур изи.
Пире кугу але изи? Пире кугу. И т. д. Знакомлю с тем, что еж-шоншо.
Обобщаем что это дикие животные : янлык- влак.
Дорогой, лесовичок, мы твои загадки отгадали, теперь ты отгадай наши.
1-й ребенок. Это дикое животное. Он носит большие ветвистые рога. Его большие уши чутко ловят каждый звук. Темные глаза смотрят печально. У него сильные длинные ноги с широкими копытами. Ест он листья и траву. Гложет кору деревьев, любит лизать соль. Живет он в лесу. Но у него нет постоянного дома. Он все время бродит в поисках еды. Кто это? (Лось).
Лесовичок: лось по марийски- шордо. Шордо изи але кугу?- шордо кугу.
Шордо оса лале поро?- шордо поро.
2-й ребенок. Это дикое животное. Похож он на свинью. У него есть острые клыки. Его маленькие глазки все видят. Чуткие уши все слышат. Тело покрыто жесткой щетиной. Есть пятачок. Любит желуди, грибы, червей, сочные корни растений. Бродит по лесу в поисках пищи. Может постоять за себя. Кто это? (Кабан).
Лесовичок: я хочу с вами поиграть в марийскую народную игру «Ош меран».
(Выбираем зайца, играем, в конце танцуем по- марийски под марийскую музыку).
Мы хотим показать сказку «Где мой домик?»
Жил в лесу маленький лисенок со своей мамой-лисой. Днем он бегал, играл, резвился на звериной детской площадке.
Мама-лиса говорила лисенку:
- Смотри, лисенок, не заблудись! Не гуляй долго, И запомни: наш домик — лисья нора!
Лисенок заигрался и не заметил, как наступила темнота. Испугался лисенок, побежал в одну, в другую сторону; видит — заблудился.
Страшно лисенку, бегает по лесу, стучит в каждый домик и спрашивает:
- Чей это домик?
Из домика выглянул бельчонок и говорит:
— А тебе чей нужен?
— Я ищу лисью нору.
— Нет, это не лисья нора, это беличье дупло.
Заплакал лисенок и побежал дальше. Видит: чей-то домик.
-Чей это домик? Из окошка выглянул волчонок и спрашивает:
- А тебе чей нужен?
- Я ищу лисью нору
- Нет, это не лисья нора. Это волчье логово.
И опять побежал по темному ночному лесу бедный лисенок.
Видит: чей-то домик. Постучался, никто не отвечает. В это время мимо пробегал зайчонок. Лисенок спрашивает:
- Чей это домик?
-А тебе чей нужен?
- Я ищу лисью нору.
- Нет, это не лисья нора, это медвежья берлога. Там медведь спит, не буди его. Не плачь, я покажу тебе твой домик.
И они вместе побежали к лисьей норе.
Лисенок закричал:
-Мамочка, мамочка, я дома, я так по тебе соскучился!
Лисица: Как я рада, что ты нашелся. Не расстраивай меня так больше и не убегай далеко от лисьей норы.
Спасибо!
Лесовичок: «Дети, я вам принёс рисунки диких животных. Их нарисовал художник. Мне кажется, что он забыл что – то дорисовать. Чего нет у зверей».
Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»
Дети говорят, чего не хватает каждому зверю. У лося нет рогов. У лисы нет хвоста. У зайца нет ушей. У ежа нет иголок. У медведя нет пасти. У белки нет передних лап. У волка нет глаз.
Логопед: «Молодцы, ребята. Оставь нам, лесовичок, эти рисунки. Дети нарисуют потом недостающие детали и раскрасят животных.
Лесовичок прощается: Чеверын.
Дети: Тау! Чеверын!