гульмира нурмуханова
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение –
средняя образовательная школа№3
г. Маркса Саратовской области им. Л. Г. Венедиктовой
структурное подразделение МДОУ д/с №1
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности на тему:
для детей подготовительной к школе группы по познавательной деятельности
Образовательная область: познавательное развитие
Воспитатель I квалификационной категории
Нурмуханова Гульмира Имангалиевна
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
СП МДОУ д/с №1
Февраль 2018 г.
Тип НОД: комбинированное.
Вид НОД: познавательное
Тема НОД: «Зимующие птицы»
Возрастная группа детей : дети подготовительной к школе группы.
Цель: продолжать формировать основы экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку
• Расширять представления о зимующих птицах
• Совершенствовать умение точно характеризовать объект, высказывать предположения и делать простейшие выводы.
Развивающие:
• Развивать познавательную деятельность.
• Развивать воображение, внимание, память, мышление и наблюдательности
• Развивать дыхательную систему.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательное отношение к птицам
• Вызвать стремление беречь их, помогать зимующим птицам
• Воспитывать любовь к красоте родной природы, уважение друг к другу и взаимопомощь.
• Создание творческой эмоциональной атмосферы, познавательной активности, эмоциональной отзывчивости.
Методические приемы:
Словесные: вопросы, объяснения, поощрение, напоминание.
Практические: гимнастика для глаз
Методы:
Наглядный (показ иллюстрационного материала).
Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение, повторение, разъяснение, просьба).
Игровой (сюрпризный момент).
Практический (отгадывание загадок, игра «Найди лишнее).
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации: проблемная ситуация, самостоятельная деятельность, пальчиковая игра, двигательная активность.
Образовательные области:
• Познавательное развитие;
• Социально- коммуникативное развитее;
• Физическое развитие.
Приоритетная: познавательное развитие
Образовательные технологии:
• Игровая технология;
• Здоровьесберегающие.
Предварительная работа: прогулки, наблюдения за птицами, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме, птицах; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях.
Материалы и оборудование к занятию: дерево с зимующими птицами, картинки зимующих птиц, телевизор.
Структура занятия и методические приемы:
1часть – вводная – 3минуты
• - создание у детей хорошего настроения, чтение стихотворения «Доброе утро»,
• - заинтересовать детей (чтение стихотворения)
2 часть – основная – 25 минут
• - беседа, рассматривание картин;
• - игра;
• - самостоятельная деятельность детей;
• - индивидуальная работа;
• - помощь.
3 часть – заключительная – 2 минуты
• - оценка,
• - беседа, анализ детских работ.
Этап
деятельности Действия,
деятельность педагога Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к
достижению запланированных
результатов
Предварительный
этап.
(психологический
настрой на
предстоящую
деятельность,
создание атмосферы
заинтересованности и
психологического
комфорта)
Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день, солнышко улыбается нам, давайте и мы поделимся со всеми своим отличным настроением.
Этюд приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! – Солнцу и птицам.
Доброе утро! – Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро длится до вечера.
- Действия детей
Мотивационно-
побудительный
Педагог инициирует
поиск ответов на
вопросы самих детей;
поощряет детей к
высказыванию.
Педагог использует
наглядные и
информационные
средства.
Ребята, я заметила, что птиц в городе стало меньше, интересно, а в других местах как? Хотите узнать? Но для начала я предлагаю вам послушать стихотворение.
«Зимний лес в объятьях тишины.
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош.
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож.
На хрустально - ледяное царство». (Светлана Комогорцева.)
- Какое время года описано в стихотворении?
-А какие вы зимние месяцы знаете?
- О чем говорится в стихотворении?
- Ребята, я заметила, что зимой птиц в городе стало меньше, интересно, а в лесу как? Хотите узнать?
- Но что нам нужно сделать, чтобы узнать, есть ли сейчас в лесу птицы?
- Да, верно, отправиться в лес.
Вы готовы? (звучит музыка)
Картинка «Зимний лес».
– Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев? (Звучит запись «Голоса птиц».)
- Дети, чьи голоса вы слышите?
- Правильно это голоса птиц.
- А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.
-Посмотрите и скажите, кого вы здесь видите?
-По каким признакам вы определили, что это птицы?
Дети, на какие две группы мы делим птиц? Чем эти птицы отличаются?
Правильно, ребята, зимующие птицы - те, которые не боятся лютых морозов и метелей, и мы можем увидеть у нас круглый год.
-Назовите зимующих птиц?
- А каких перелетных птиц вы знаете?
- Молодцы, ребята.
-Птички в этой стайке разные. Давайте познакомимся с ними поближе.
-Перечислите этих птиц.
-Как вы догадались, что это снегирь?
-Как определили, что это сорока?
-Как определили, что это ворона?
-Как определили, что это синица?
-Молодцы, ребята.
-Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Как вы думаете почему?
-Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие.
- Как назовем их, одним словом?
-Почему их так назвали?
- А как вы думаете, зимующим птицам холодно зимой, ведь известно, что у птах нет ни халатов ватных, ни байковых рубах?
-Как же птицы согреваются в морозы?
- Во время морозов птицы нахохливаются, чтобы согреться. Тепло сохраняют как сами перья, так и воздушная прослойка между ними. Когда холодно птицы поднимают перья и толщина “воздушной шубы” увеличивается.
И тогда за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы.
-Так, почему же все- таки многие птицы улетают в теплые края?
- Как вы думаете, а для зимующих птиц что страшнее : холод или голод?
-Почему?
-Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм?
- Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.
-А как человек может помочь птицам зимой?
- Верно, подкармливая птиц, вешая кормушки.
-А чем мы можем покормить?
- А теперь я вам предлагаю немножко поиграть. Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и проговаривает начало высказывания, а ребенок, возвращая мяч, должен продолжить его.
Ворона большая, а воробей маленький.
У человека дети, а у птицы птенцы.
У кошки лапы, а птицы лапки.
У человека нос, а у птицы клюв.
У человека руки, а птицы крылья.
У животных шерсть, а у птицы перья.
Один снегирь, а много снегирей.
Один глухарь, а много глухарей.
Один дятел, а много дятлов.
Три совы, а пять сов.
Две синицы, а пять синиц.
Ворона вышагивает, а воробей прыгает.
Синица, а ласково синичка.
Сова, а ласково совушка.
Воробей, а ласково воробушек.
Голубь, а ласково голубок.
-Ребята, про зимующих птиц мы не все знаем, я предлагаю вам узнать о птицах поподробнее.
- Но сначала выполним гимнастику для глаз
Сорока
Длиннохвостая сорока
Хлопотунья белобока.
По лесу летает
Вести собирает.
Вправо-влево, вправо-влево
Все летает то и дело.
С веточки на веточку
Отлетает чуточку.
- Рассказ по слайдам
-Сейчас ребята, мы посмотрим, какие вы умные и внимательные.
-Загадки вы любите отгадывать?
Игра «Отгадайте загадки»
Отгадывание загадок.
- Присаживаетесь удобнее, я вам загадаю загадки.
1. И зимой найдет приют
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут!
2. Окраской – серовата, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая.
3. В теплый край не улетают,
На морозе распевают.
Эти птички-невелички
Называются
4. Все время стучит
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
5. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик!
Не робей! Я бывалый…
6. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая
Всех этих птиц мы видели у себя на кормушках или просто недалеко на площадке. Не правда ли?
Воспитатель: А теперь давайте превратимся в птичек.
Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири,
Тень-тень-тень!
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Верю-неверю». Если утверждение правильно, то вы отвечаете: «Верю», а если утверждение неправильно, то отвечаете: «Не верю».
-У птиц тело покрыто шерстью.
-Тело покрыто перьями.
- Есть клюв.
-Птицы летают.
- Клесты выводят птенцов зимой.
- У синицы жёлтое брюшко.
- У воробья большой сильный клюв.
- У сороки короткий хвост.
- Для птиц самое страшное зимой – это голод.
- Клесты любят семена шишек.
-Синицы любят сало.
-Ворона-это маленькая птица.
Продолжаем играть. Игра «Четвертый лишний».
А теперь, чтобы узнать, насколько хорошо вы знаете птиц, поиграем в игру «Четвертый лишний». Внимательно посмотрите на картинки, и скажите, какая птица здесь лишняя?
Игра ‘’Поломанные слова’’
(нужно исправить поломанные слова и узнать название зимующей птицы).
ВА-СО, РО-СО-КА, ЦА-СИ-НИ, ТЕЛ-ДЯ, НА-РО-ВО, ГИРЬ –СНЕ.
Я слышала, что внимательные и наблюдательные люди могут с помощью птиц и погоду предсказывать. А вы знаете такие приметы?
• Вороны садятся на вершины деревьев – к морозу.
• Если вороны кружатся стаями – к морозу или снегу, если садятся на землю – к оттепели.
• Если ворона кричит зимой – к метели.
• Если воробьи дружно расчирикались - к оттепели.
• Если воробьи прячутся в хворост – к морозу или к метели.
• Если синицы с утра поднимают писк – к морозу.
Дети слушают
Дети: Зима
- декабрь, январь, февраль
- ответы детей
-ответы детей
Дети: Птичьи.
Дети рассматривают дерево.
Ответы детей
Ответы детей : зимующие и перелетные
Ответы детей : сороки, воробьи, дятлы, синицы, голуби, вороны.
Ответы детей : ласточки, журавли, гуси, жаворонки, зяблики, трясогузки, скворцы, грачи.
Ответы детей
-Красная грудка
-Длинный хвост, белые бока.
- Черная, большая.
- Желтая грудка.
Ответы детей
-Зимующие.
-Потому что остаются зимовать.
-Да.
Ответы детей
Предполагаемые ответы детей
Ответы детей
Ответы и действия детей
Действия детей
-проследить глазами за движением
птицы «далеко - близко» 6- 8 раз;
-движение глаз вправо-влево 6-8 раз;
-движение глазами вверх вниз 6-8 раз
-проследить глазами по кругу в одну и другую сторону;
- поморгать и зажмурить глаза.
Дети слушают
Ответы детей : снегирь
Дети: Ворона
Дети: синички
Дети: дятел
Дети: воробей
Дети: сорока
Прыжки на месте на двух ногах.
Прыжки на месте на левой ноге.
Прыжки на месте на правой ноге.
Кружимся на месте.
Присели.
Встали, наклоны головы влево-вправо.
Прыжки на месте на левой ноге.
Прыжки на месте на правой ноге.
Прыжки на месте на двух ногах.
Ответы детей
Дети объясняют свой выбор
Ответ детей
Ответы детей
Анализ работы -О каких птицах мы говорили?
-Почему им надо помогать?
Чтение детьми стихотворения А. Яшина. «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима…
Молодцы, а пока мы помогали зимующим птицам, наступила весна и в наши родные края скоро возвратятся пернатые друзья.
-Что начинают делать птицы весной?
-Птицы начинают вить гнезда
- А что же делают люди, ожидая птиц весной?
-Люди делают скворечники и развешивают их на деревьях. Прилетят наши пернатые друзья-скворцы и поселятся в скворечниках.
Ответы детей