Петрова Юлия Васильевна
Проект «Зимующие и перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и знаний о природе. В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности и именно в этом возрасте малыш воспринимает природу как нечто живое. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь и охранять окружающий мир.
Тема «Перелетные и зимующие птицы» очень хорошо раскрывает все многообразие мира птиц, их образа жизни, особенностей их обитания и формирует желание заботиться и любить мир птиц, как часть живой природы. Работа над проектом обусловлена пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы с родителями должны создать условия для общения с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Публикация «Проект „Зимующие и перелетные птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты
- Птицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Вид проекта : долгосрочный.
Продолжительность проекта : октябрь 2017 – апрель 2018.
Цель:
1. Формировать основы экологической культуры детей дошкольного возраста.
2. Расширять и обогащать знания о некоторых видах перелетных и зимующих птиц.
3. Обогащать словарный запас.
4. Формировать основы деятельности по охране и защите природы.
5. Прививать любовь к своему краю, своей стране, своей Родине, через формирование экологических культур.
Задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием мира птиц, их видами, особенностями образа жизни (зимующие и перелетные).
2. Формировать представление о пользе птиц.
3. Заинтересовать воспитанников и родителей данной проблемой и привлечь их к помощи птицам в трудных зимних условиях.
4. Воспитывать желание помогать птицам зимой.
5. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.
6. Пополнить развивающую среду по теме проекта.
7. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей детей.
8. Ожидаемый результат:
1. Сформировать представление о зимующих и перелетных птицах.
2. Сформировать представление о необходимости охраны и защиты живой природы и птиц.
3. Формировать элементарные экологические знания и культуру поведения в природе
4. Прививать детям любовь и гордость за свою страну, ее богатства, ее людей, через формирование основ экологического воспитания.
5. Улучшение предметно-развивающей среды.
6. Развивать интерес к явлениям и объектам природы.
7. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Познавательное развитие:
1. Знакомить детей с жизнью птиц в естественных природных условиях, приспособлении к среде обитания.
2. Закрепить представление о внешнем виде, частях тела.
3. Установить причинно-следственные связи почему одни птицы зимуют, а вторые улетают в теплые края.
4. Закрепить знания о пользе птиц.
5. Познакомить с мероприятиями, которыми человек может беречь, охранять и защищать птиц и окружающую природу.
Речевое развитие:
1. Активизировать в речи названия птиц и птенцов.
2. Упражнять в использовании сравнений, подборе определений к заданному слову.
3. Учить составлять описательный рассказ о птицах с помощью схем.
4. Продолжать учить слушать сказки, рассказы, стихи, загадки о птицах и пересказывать их, запоминать небольшие стихотворения, самостоятельно составлять загадки-описания.
5. Развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;
6. Учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;
7. Развивать у детей потребность в общении.
Социально-коммуникативное развитие:
1. Упражнять в использовании полученных знаний в самостоятельной игровой деятельности.
2. Развивать ролевое взаимодействие.
3. Учить заботиться и защищать птиц.
4. Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками;
5. Формировать самостоятельность, целенаправленность в исследовательской и познавательной деятельности.
6. Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
7. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
8. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству.
9. Формировать основы безопасности в быту, социуме, природе.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Учить с помощью знакомых средств выразительности передавать характерные особенности внешнего вида птиц.
2. Воспитывать желание слушать музыкальные произведения о птицах. Передавать с помощью движений и голоса особенности птиц.
3. Активизировать воображение, инициативу, творчество детей.
4. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественных образов.
Физическое развитие:
1. Развивать двигательную активность детей через подвижные игры, игровые упражнения.
2. Развивать физические качества (силовые, скоростные, в том числе гибкости, выносливости, координации.)
3. Формировать у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Схема осуществления проекта :
1 блок (осень) – перелётные птицы
2 блок (зима) – зимующие птицы
3 блок (весна) – возвращение перелётных птиц
Подготовительный период
Составление плана работы по достижению цели проекта.
Подбор познавательного материала, художественных произведений.
Разработка мероприятий, конкурсов, экскурсий, праздников.
Провели круглый стол с родителями, с обсуждением возможных путей решения задач проекта, каким образом лучше доносить материал до детей и какие мероприятия провести по привитию навыков охраны окружающей среды и бережному отношению к природе.
Дети вместе с родителями и воспитателями делали кормушки и подвески из семян. Собирали семена растений для подкормки птиц зимой.
1 БЛОК – ОСЕНЬ
1. Познавательное занятие с детьми «Разнообразие мира птиц : Как птицы готовятся к зиме?».
Цель: Закрепить знания о признаках осени, признаках зимы, перелетных птицах и тех, кто остаются зимовать. Формировать любознательность к окружающему миру.
2. Познавательное занятие о пользе птиц и желании помогать им.
Рисунки детей «Осень золотая», «Птицы улетают в теплые края», «Нарисуем мы кормушку» и др.
Цель: Закреплять знания о пользе птиц. Развивать умение переносить задуманное на бумагу. Развивать творческие способности детей.
Организовать выставку рисунков.
3. Прогулка: «Запасы для птиц на зиму»
Цель: Наблюдения за сезонными изменениями. Сбор семян растений и деревьев для подкормки птиц зимой.
Вызвать у детей желание помогать зимующим птицам. Воспитывать трудолюбие и сплоченность в коллективе.
4. Изготовление кормушек совместно с родителями и воспитателями.
Цель: Привлечь детей и родителей к участию в конкурсе. Повышать творческие способности и активность родителей. Воспитывать любовь к живой природе.
Прошел конкурс кормушек. Учитывалась оригинальность в оформлении.
5. Просмотр презентации «Зимующие и перелетные птицы»
Цель: Формирование наглядного образа и представления о птицах, развитие логического мышления.
6. Чтение художественной литературы: Бианки, «Подкидыш», М. Горький. «Воробьишко», : В. Берестов «Птицы», С. В. Образцов «Ничего особенного», А. Прокофьев «Снегири», М. Н. Богданова «Домашний воробей». К. Д. Ушинского «Ласточка», Чтение сказки В. Даля «Ворона», Стихи: Александрова А. «Скворцы», А. Яшин «Покормите птиц зимой», Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки»,
7. Вечер загадок и отгадок «Почтальон Печкин спешит к нам в гости».
2 БЛОК – ЗИМА
1. Познавательная беседа с детьми о зимующих птицах их образе жизни.
Цель: Расширять знания детей о зимующих птицах. Воспитывать бережное отношение к птицам. Подборка картинок о зимующих птицах. Оформление альбома «Зимующие и перелетные птицы».
2. Дидактические игры «Назови ласково», «Узнай, чьи лапы», «Покажи, чей клюв» «Что перепутал художник?», «Найди отличия», «Что сначала, что потом?», Цель: Обобщать знания детей о птицах. Развивать активность, внимание, память.
3. Создание библиотеки в группе. Знакомство с книгами о зимующих птицах. Чтение рассказов о птицах. Рассматривание картинок.
Цель: Расширять знания детей о жизни птиц в суровых условиях. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Знакомство детей с пословицами и народными приметами о птицах. Заучивание пословиц о птицах.
Цель: Познакомить детей с народным творчеством. Воспитывать любовь к природе родного края. Развивать память, внимание.
5. Составление рассказов и загадок о птицах. (НОД)
Цель: Развивать у детей связную речь, умение составлять рассказы и придумывать загадки. Пополнять словарный запас детей.
6. Ведение календаря наблюдений за природой.
Цель: Развивать у детей наблюдательность за природой. Воспитывать интерес к природе.
7. Рассматривание иллюстраций «зимние птицы».
Конкурс поделок «Птицы нашего двора».
Цель: Уточнить особенности внешнего вида зимующих птиц нашего двора. Закреплять знания о внешнем виде разных птиц, вызывать желание заботиться и защищать животный мир. Формировать умение работать коллективно.
8. Экологическое мероприятие «Мы друзья природы» с участием родителей. Акция по сбору корма для птиц - крупа, зерно, семечки, орешки, кусочки хлеба.
Цель: Закреплять знания детей о животном мире. Формировать навыки охраны и защиты животного мира. Подведены итоги.
Дети и родители награждены грамотами за активное участие в проведении акции и экологическом мероприятии.
9. Конкурс на лучший рисунок-плакат о зимующих птицах с участием родителей.
Цель: Развивать творческие способности детей, умение действовать коллективно. Воспитывать активность и уважение к птицам.
10. Трудовая деятельность детей – очистка кормушек от снега, раскладывание корма в кормушки.
Цель: Научить детей правильно очищать кормушки от снега. Выявить знания детей о том, каким кормом можно кормить, почему. Развивать трудовые навыки детей.
Наблюдения занести в календарь наблюдений за птицами.
11. Наблюдения за птицами.
Цель: Научить детей различать птиц по внешним признакам. Узнавать следы на снегу. Воспитывать интерес к природе.
12. КВН «Зимующие птицы».
Цель: Обобщить и выявить знания детей о зимующих птицах, о мероприятиях по охране и защите птиц. Воспитывать коллективизм, командный дух, любовь к природе.
13. Творческие работы детей о зимующих птицах по лепке, рисованию, аппликации (НОД)
Цель: Развивать творческие способности детей.
Учить работать коллективно. Закреплять знания детей о внешнем виде птиц, формировать желание заботиться и защищать живую природу.
Организована выставка творческих работ.
3 БЛОК – ВЕСНА
1. Познавательная беседа о перелетных птицах. (НОД).
Организовать подборку книг, картинок о перелетных птицах.
Цель: Расширять знания детей о перелетных, возвращающихся птицах. Воспитывать бережное отношение к птицам, чувство любви к Родине, своему краю.
2. Акция «Гнездовья для птиц».
Цель: Привлечь детей и взрослых к изготовлению гнездовий. Воспитывать уважение к перелетным птицам. Повышать творческие способности и активность родителей. Воспитывать любовь к живой природе.
Конкурс гнездовий.
3. Организован поход в лес: «Экологическая тропа» чтобы услышать звуки птиц на природе.
Цель: Наглядно услышать звуки птиц на природе. Воспитывать любовь к живой природе.
4. Творческие работы детей о перелетных птицах на лепке, рисовании, аппликации (НОД)
Цель: Развивать творческие способности детей.
Закреплять знания детей о птицах. Воспитывать уважение и любовь к зимующим птицам.
Выставка творческих работ «Перелетные птицы».
4.
Цель: Вызвать у детей праздничное настроение. Закреплять знания о перелетных птицах и явлениях природы. Воспитывать любовь к природе. Праздник «Приди Весна с радостью. Встреча птиц». Участие в празднике. Исполнение песен, танцев.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Итоговая беседа: дети ответили на поставленные вопросы воспитателя и решили поставленную проблему проекта – «Кто такие «зимующие» и «перелетные» птицы»? Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие нет. В чем состоит польза птиц. Какие мероприятия нужно проводить по охране и защите птиц и почему. Была привлечена помощь родителей к совместному решению целей проекта.
Цель: Обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах, о том, почему нужно заботиться о птицах, и живой природе на земле. Воспитывать любовь и бережное отношение.
Подготовка материала к презентации проекта.