Приложение МААМ

Конспект занятия «Жизнь людей и животных на Крайнем Севере»

Надежда Губанова
Конспект занятия «Жизнь людей и животных на Крайнем Севере»
▼ Скачать + Заказать документы

ЦЕЛЬ:

• Обобщать знания детей о жизни людей и животных Крайнего Севера.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

• Продолжать закреплять знания детей о природе Крайнего Севера.

• Обобщать знания детей о жизни людей, животных и птицах Севера.

• Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.

Публикация «Конспект занятия „Жизнь людей и животных на Крайнем Севере“» размещена в разделах

• Учить понимать образный смысл загадок.

• Учить детей сочетать движения и речь.

• Развивать подражательные навыки, побуждать к импровизации.

Воспитательные:

• Воспитывать любовь к родной природе.

• Учить видеть красоту природы Крайнего Севера.

• Воспитывать бережное отношение к ней, к друзьям нашим меньшим, животным и птицам севера.

• Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающие:

• Развивать интерес к жизни людей, животных и птиц севера.

• Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление.

• Развивать речь детей, обогащать их словарь.

•Развивать связную речь.

• Учить давать полные ответы на вопросы воспитателя.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, макетов, чтение познавательной литературы. Беседы о жителях и животных Крайнего Севера.

Решение задач образовательных областей:

«Физическая культура»- физкультминутка способствует снятию напряжения, смена деятельности;

«Социализация» - формирование моральных норм.

«Безопасность» - закреплять умение безопасно передвигаться во время подвижной игры.

«Познание» - расширять представления о жизни животных Севера. Воспитание любви к родному краю.

«Коммуникация» - продолжать развивать речь, активизировать словарь

«Чтение художественной литературы» - приобщать к словесному искусству.

Материалы:

Глобус, кассета с записями шума ветра, вьюги, песни «Где-то на белом свете.», ноутбук, разрезные картинки для игры «Составь животное», иллюстрации с изображением жителей севера, животных и птиц, обручи.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель. Знаю, все вы любите путешествовать. Предлагаю отправиться на экскурсию на Крайний Север, в Арктику. Только одно условие: вы будете моими экскурсоводами. Только, чтобы нам не заблудиться, нужно сначала отыскать Арктику на глобусе. Посмотрите на него. Давайте вспомним, что такое глобус. (Модель Земли, где живут все люди.)

Воспитатель. Какие цвета вы видите на глобусе, и что они обозначают? (Голубой, синий цвета – вода, реки, моря, озёра, океаны. Зелёный цвет – ровные участки Земли. Жёлтый цвет – пустыня, пески. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – снег и лёд.)

Воспитатель. Где мы будем искать Арктику? (В верхней части глобуса, на макушке.)

Воспитатель. Правильно, вот здесь, наверху. Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. Там царство Снежной Королевы. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво.

Крайний Север. Далекие края, где до холодных морей Северного Ледовитого океана простирается тундра: зимой - белая, а летом - красочная и пестрая, где даже в жару не тает снег, где бродят полярные белые медведи и кочуют стада северных оленей.

Северное сияние

Просмотр видеофрагмента о северном сиянии.

Послушайте отрывок из стихотворения «Полярное сияние» (во время просмотра видео)

Что за чудо-чудеса:

Загорелись небеса!

Ой, горит, пылает пламя

Над сверкающими льдами.

Никого за тучей нет,

Не пекут там хлеба.

Это свет, холодный свет

Северного неба.

Ю. Шестопалов

Северное сияние — это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление.

· Понравилось? На что похоже северное сияние? Правда, кажется, что оно живое?

· А что в средней полосе напоминает северное сияние? (Радуга.)

Итак, мы отправляемся в путь на Крайний Север, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую Включается фонограмма ветра, вьюги.

Воспитатель. Неужели в царстве льдов мы никого не встретим?

Воспитатель загадывает загадку:

В океане тёмно – синем,

Лапой выудив моржа

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь) .

Ребёнок (учил стихотворение дома).

Этот мишка снежно-белый –

Самый крупный, самый смелый!

Он всю жизнь живёт в снегу,

На холодном берегу.

Мы – ваши добрые соседи,

Мы – … ( дети: «Белые медведи»).

Этот ребёнок ставит картинку белого медведя.

Дети вместе с воспитателем рассказывают. Белый медведь дикое хищное животное. Он больше, крупнее бурого медведя. Питается рыбой, моржами, нерпами. У него широкие могучие лапы, которые позволяют ему не только передвигаться по суше, но и в воде. Белый медведь – превосходный пловец и ныряльщик. Не смотря на то, что вода в северных морях очень холодная, медведь может находиться в ней очень долго и проплывать большие расстояния потому, что под кожей у него толстый слой жира, который не позволяет замёрзнуть.

Воспитатель: В Арктике очень холодно, я замёрзла, а вы? Предлагаю погреться.

Физкультурная минутка «Кто на севере живет»

По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)

Медведица идет.

За нею медвежата (убыстряют шаг)

Торопятся вперед.

Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)

Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)

По полынье холодной

За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)

Бегут, спешат олени. (руки скрестно над головой – «рога», бегут

Им виден путь едва (высоко поднимая колени)

Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)

Полярная сова.

Воспитатель загадывает загадку:

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и ножах. (Моржи)

Воспитатель (вызывает ребёнка, который рассказывает стихотворение о морже). Поговорим о морже.

Грозный морж

На льдине – грозный морж,

И каждый клык – как нож.

Верней, как пика клык,

А может быть, как штык.

Попробуй-ка медведь,

Такого одолеть.

И потому медведь,

Чем дело с ним иметь,

Обходит стороной

Тот угол ледяной.

Воспитатель вместе с детьми. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые Воспитатель: Морж - крупное хищное животное. Питается рыбой, охотясь в на неё в море. Посмотрите, ребята, у него нет лап, а есть ласты. Морж прекрасный пловец, не смотря на то, что выглядит неуклюжим и неповоротливым на суше. Его огромные бивни помогают ему не только обороняться от врагов, морж с помощью них выбирается на сушу. Вес достигает 1000 кг, а длина 4м. усы-вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.

Воспитатель. Вы сказали, что на Севере тюлени живут, поговорим о них.

Ребёнок рассказывает стихотворение про тюленя.

Может плавать целый день

В ледяной воде тюлень!

На холодном льду лежит,

И не мёрзнет, не дрожит.

Воспитатель и дети рассказывают. Вместо лап у тюленей ласты. Передние ласты у них действуют как вёсла, а задние – как руль. Во время ныряния ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются, чтобы вода не попала внутрь. У них тоже есть усы-вибриссы. Самая страшная угроза для тюленей – ледоколы. Прохождение кораблей-ледоколов через залежи самок с малышами, не умеющими плавать, не раз приводило к массовой гибели животных.

Воспитатель. А ведь мы ещё про северных птиц не говорили. (Выставляет изображение белой чайки и кайры). Кто это? Кто хочет рассказать о них? Будем говорить по одному предложению, сравнивая их.

Чайка белая, лапки у неё чёрные. Кайра сверху чё рная: голова, шея, крылья, хвост, а грудь и брюшко белые.

Чайки зимуют на Севере. Кайры зимуют на Севере. Весной чайки и кайры слетаются к скалам.

Воспитатель. Много тысяч птиц слетается к скалам, кричат, шумят. Даже есть такое название – птичьи базары. А для чего они это делают?

Дети. Чтобы выводить птенцов.

Чайки не строят гнёзд, яйца откладывают в ямки скал. Кайры тоже не строят гнёзд.

Чайки защищают свои яйца, они все вместе набрасываются на врага. Кайры тоже дружны. Яйца помогает высиживать отец, пока мама кормится.

Чайка питается чужими птенцами, леммингами (грызунами, моллюсками, рыбой, остатками добычи от белых медведей. Кайры ныряют на глубину, ловят под водой мелкую рыбу.

Воспитатель. А какие животные всю жизнь проводят в холодном море и не выходят на сушу никогда?

Дети. Кит гренландский, северные дельфины : белуха, нарвал (единорог, касатка.

Воспитатель. Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают?

Дети. Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух. Всё это согревает. А моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга.

Физкультминутка.

Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)

Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)

Полгода — день. (Выпрямляются, поднимают руки вверх)

Из льда здесь люди строят дом, (Соединяют руки над головой — «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами)

И птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)

Лишь мишка, белый, словно иней, (Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни. (Руки на поясе, стоят смирно)

Игра «Сложи картинку»

Звучит музыка.

Где-то на белом свете

Там, где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря.

Трутся об ось медведи -

Вертится Земля

Дети складывают изображения животных под мелодию песни «Где-то на белом свете…»

Дети называют.

Воспитатель. Молодцы, ребята. На Крайнем Севере живут также и люди, которые тоже приспособились к природным условиям, они научились жить и работать.

Воспитатель показывает картинку с изображением жителей севера, чума, северных оленей.

Воспитатель загадывает загадку:

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга (Северный олень)

Воспитатель: Северный олень приспособился жить в столь суровом крае. Питается скудной растительностью (мхом – ягелем, травой) У северного оленя густая шерсть и толстый слой жира под кожей, что помогает ему чувствовать себя прекрасно в экстремальных климатических условиях.

Воспитатель. - Так живут люди Севера. Основная их профессия – оленевод. Повторите это слово. Как вы думаете, чем они занимаются? Оленеводы ведут кочевой образ жизни. Съедят олени корм и идут дальше. А за ними оленеводы.

1. Дом оленевода – чум. Делают его из оленьих шкур. Чум можно быстро разобрать и перевезти на другое место.

2. На чем переезжают оленеводы? Эти сани называются нарты. Что в руке у оленевода? (Палка, шест) Зачем ему шест?

3. Как вы думаете, оленеводу холодно? Почему?

4. Из чего сшита его одежда? (Из оленьей шкуры) Шуба эта называется малица.

5. Олень и транспорт для людей Севера, и пища, и одежда.

Жители Крайнего Севера

Основным их занятием является охота, рыболовство и оленеводство. Олени еще в древние времена приручались людьми, без них, жители Крайнего Севера просто не смогли бы прожить в таких суровых местах.

Ухаживать за ними не нужно, от человека требуется только соль, пасти -тоже не надо, вот только приходится кочевать со стадами.

Олени - же дают человеку все: еду, одежду и крышу над головой. Жилище северных кочевников - чум или яранга легко разбирается, т. к. состоит из жердей, которые покрываются оленьими шкурами.

Жилище коренных народов Севера –чум

На первый взгляд, несмотря на кажущуюся простоту и хрупкость, это разработанное веками устройство очень надежно - внутри всегда тепло, даже когда за стенами трещит лютый мороз.

Как и много веков назад, свое жилище жители Крайнего Севера отапливают открытым огнем, на котором заодно готовят еду.

Сегодня уже не редкость, когда в чуме есть электричество, и на нартах, запряженных оленями или ездовыми собаками, теперь вместе со всем скарбом везут электрический генератор и телевизор со спутниковой антенной!

Эти народы хоть и живут в современном мире, но большинство из них продолжает верить в злых и добрых духов, свято почитать память предков и обожествлять животных.

Шаман - заслуженный волшебник племени - выступает посредником между настоящим миром и божественными силами.

А многие песни, танцы и даже украшения на одежде имеют сложное ритуальное значение.

Национальная одежда

Сама одежда способна не только сохранять тепло в самый лютый мороз, но еще украшена удивительной вышивкой, аппликацией, расшита бляхами и бусами - настоящее произведение искусства.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Важенка и оленята». Ребята, кто такая Важенка? Какая она?

Дети: Важенка – мама оленёнка. Она смелая и заботливая.

Подвижная игра «Важенка и оленята».

Бродит в тундре важенка,

С нею оленята.

Объясняет каждому,

Всё, что не понятно.

Топают по снегу

Оленята малые,

Терпеливо слушают

Наставленья мамины.

Дети – оленята бегают по тундре, ищут мох, едят его. По сигналу «Волк идёт!»

убегают в свои домишки – обручи. Тот, кто не успеет занять свой домик,

считается пойманным. Пойманного оленёнка волк уводит с собой. Важенка, у

которой остались оба оленёнка, считается самой заботливой, а её дети – самыми

послушными.

Воспитатель: Ребятки, давайте с вами отправимся в обратный путь, в наш детский сад.

-Где мы с вами сегодня побывали?

-Каких животных и птиц встретили на Крайнем Севере?

-Чем занимаются люди?

-Что такое чум?

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-речевой деятельности во второй младшей группе «Весна. Жизнь птиц и диких животных» Конспект НОД по познавательно-речевой деятельности во второй младшей группе Тема: «Весна. Жизнь птиц и диких животных». Цель: становление.

Конспект ОД по познавательному развитию «Жизнь диких животных осенью» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ООД «Жизнь диких животных весной»Конспект ООД «Жизнь диких животных весной» Конспект разработан для детей второй младшей группы Цель: формирование представлений о жизни диких животных весной Задачи: - совершенствовать.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Мишка на севере»Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Мишка на севере» Задачи:познакомить детей с жизнью северных животных; продолжать обучать детей разным нетрадиционным техникам; медведи в технике печать.

НОД по социально-коммуникативному развитию «Жизнь первобытных людей» (подготовительная группа) НОД по социально-коммуникативному развитию «Жизнь первобытных людей». Подготовительная группа. Программное содержание. Познакомить детей.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Жизнь людей и природа в городе» в старшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Жизнь людей и природа в городе». Цель. Дать детям представления как живут люди.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Жизнь людей и природа в городе» в старшей группе вторая неделя Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Жизнь людей и природа в городе». Цель. Углубить и расширить представления.

Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Жизнь людей в деревне» в старшей группе Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Жизнь людей в деревне. Урожай». Цель. Дать детям представления о жизни людей в.

Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе «Жизнь людей и природа в городе» Цель. Дать детям представления как живут люди в городе, какая в городе природа. Закрепить правила бережно отношения человек ко всему живому,.

Планирование воспитательно-образовательной работы «Жизнь людей в деревне. Ферма» Цель. Углубить и расширить представления детей о жизни людей в деревне. Познакомить с животными живущими на ферме и работой фермера. Итоговое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Жизнь людей и животных на Крайнем Севере»
Опубликовано: 22 января 2020 в 15:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Жизнь людей и животных на Крайнем Севере»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Губанова (УИ 627802) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД