Папки-передвижки

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с дошкольниками

Фомина Инна Геннадьевна
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Цель работы на логопедических занятиях:

• сохранение здоровья детей;

• максимальное восстановление нарушенных функций, связанных с речевыми недостатками и психическими процессами.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика.

Регулярное выполнение помогает:

Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с дошкольниками» размещена в разделах

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость)

- улучшить подвижность артикуляционных органов; развивать силу и точность движения;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику?

1. Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.

2. Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).

3. Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»

4. Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические.

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

«Заборчик»,

«Окошечко»,

«Трубочка»,

«Чашечка»,

«Блинчик»,

«Иголочка»,

«Мостик»,

«Парус»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

«Часики»;

«Качели»;

«Лошадка»;

«Чистим зубки»;

«Вкусное варенье»;

и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка.

Дыхательная гимнастика уникальный оздоровительный метод, который способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всего организма.

На логопедических занятиях отрабатывается:

- формирование диафрагмально – нижнереберного сильного продолжительного выдоха;

- организация речи на выдохе;

- дифференциация ротового и носового дыхания.

Речевое (или фонационное) дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Рекомендации по выполнению дыхательной гимнастики:

• Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.

• Занятия проводить до еды.

• Заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде.

• Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.

• Выдох должен быть длительным, плавным.

• Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).

• В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, груди, живота.

• Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя.

• Достаточно трех-пяти повторений

Виды пособий для дыхательной гимнастики:

• Всевозможные вертушки (в том числе мельница для воды и песка).

• Легкие мячики из пенопласта, пластмассы, дерева и металла.

Дыхательные игровые упражнения.

Футбол.

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование:два кубика или карандаша, ватный шарик или легкий маленький мячик. Ход игры. Из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша – размещаются на столе для занятий.

Вариант № 1. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками. Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь,

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

С. Я. Маршак

Ветряная мельница.

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: для этой игры необходима игрушка – мельница из песочного набора или вертушка.

Ход игры. Мельницу размещают на столе для занятий. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

А. С. Пушкин

Необходимо следить, чтобы ребенок при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Снегопад

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: рыхлые ватные комочки.

Ход игры. Упражнение выполняется стоя. Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он сдует ее.

Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись как снежок.

А. Л. Барто

Бабочка

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активи- зация губных мышц. Оборудование: бумажные бабочки.

Ход игры. Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку. Закрепите бабочек на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку:

Бабочка-коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На березовой ветке!

(Русская народная поговорка)

Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела». Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выполнении упражнения не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

Кораблик.

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: бумажный кораблик.

Ход игры. Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно, щеки не надувать. Заканчивая игру, произнесите вместе с ребенком:

Ветер, ветерок,

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги-реки!

(Русская народная поговорка)

Шторм в стакане.

Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.

Оборудование: соломинка для коктейля и стакан с водой.

Ход игры. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Вдох делается через нос и слегка приоткрытые в улыбке губы. Вы- дох совершается через трубочку для коктейля, конец которой опущен в наполовину заполненный водой стакан. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

В море волны, как русалки

Все играют в догонялки.

Шумно брызгают хвостами,

Серебрятся волосами.

С. Птица

Чей пароход лучше гудит?

Цель: развитие сильного ротового выдоха; формирование направлен- ной воздушной струи посередине языка; активизация губных мышц.

Оборудование: чистые стеклянные пузырьки (высота пузырька около 7 см, диаметр горлышка 1–1,5 см).

Ход игры. Взрослый один пузырек берет себе, а другой дает ребенку. Взрослый показывает, как можно погудеть в пузырек. Надо слегка высунуть кончик языка так, чтобы он касался края горлышка, пузырек в это время касается подбородка. Струя воздуха должна быть длительной и идти посередине языка. После показа взрослый предлагает изобразить гудок ребенку. Если гудок не получается, значит, ребенок не соблюдает одно из данных требований.

Снова в плаванье выходят

Пароход и пароходик,

И спешит за пароходом

Пароходик полным ходом,

А устанет – Пароход

На буксир его берет. (Автор неизвестен)

Уровень развития речи находятся в прямой зависимости от степени сформированности так называемой мелкой моторики пальцев рук. Следовательно, развивая пальчики ребенка, вы тем самым помогаете ему быстрее и успешнее овладеть речью. Помочь в этом деле могут всевозможные конструкторы, мозаики, головоломки, пазлы, изготовление аппликаций, бисероплетение и, конечно же, специальные упражнения для пальцев. Я познакомлю вас с СУ-ДЖОК ТЕРАПИЕЙ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

Используется для профилактики простудных заболеваний (с массажными колечками); Для укрепления и поднятия общего тонуса организма (с массажными шариками); повышению физической и умственной работоспособности детей

Достоинства Су – Джок терапии

Высокая эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект. Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно. Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Использование Ребенок катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука (автоматизация звука Ж) Ходит ежик без дорожек, не бежит ни от кого. С головы до ножек весь в иголках ежик. Как же взять его?

Автоматизация звуков Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворения пальчиковой гимнастики; На правой руке: Этот малыш-Илюша (на большой палец) Этот малыш-Ванюша (указательный) Этот малыш-Алеша (средний) Этот малыш-Антоша (безымянный) А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец) На левой руке: Эта малышка-Танюша, эта малышка-Ксюша, Эта малышка-Маша, эта малышка-Даша, А меньшую зовут Наташа.

Игры, направленные на развитие в пространстве и времени Влево, вправо прокати только мяч не упусти» «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине» «Путешествие колобка» «Мячик ты скорей катай, дни недели называй» «Утро, день, вечер, ночь» «Времена года»

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста»Методическая мастерская «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» 27 февраля 2018 года состоялось второе заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях реализации.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудованиеЗдоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками. Нестандартное оборудование Здоровье детей является одной из наиболее важных проблем настоящего времени. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с дошкольниками
Опубликовано: 23 октября 2020 в 21:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Фомина Инна Геннадьевна (УИ 1648735) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД