Валентина Коротаева
Дополнительная рабочая программа «Юные строители»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Оглавление
1. Пояснительная записка 3
2. Цели и задачи 3
Принципы построения педагогического процесса. 3
Методы и приемы обучения. 3
Оригинальность видов и форм деятельности. 4
Возрастные особенности развития детей 4
Требования к уровню развития детей: 4
Учебный план 5
Список детей 5
Учебно – тематический план 6
Календарно – тематическое планирование занятий по конструированию в Ошибка! Закладка не определена.
старшей группе детского сада Ошибка! Закладка не определена.
МОНИТОРИНГ 13
Конструирование 13
Организационный раздел. 16
Публикация «Дополнительная рабочая программа „Юные строители“» размещена в разделах
Условия реализации программы 16
Организация предметно- развивающей среды. 16
Учебно- методический комплект, дополнительная литература : 16
Примерный план совместной деятельности: 18
1. Пояснительная записка
Конструктивно-модельная деятельность (далее - «Конструирование») для детей старшей группы разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) и учетом примерной основной образовательной программы Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др., 2014г. Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей до-школьного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
2. Цели и задачи
Цель программы развитие творческих способностей детей через конструирование из строительного материала.
Задачи программы.
Обучающие:
обучение умению планирования своей работы;
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию детей;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
Принципы построения педагогического процесса.
1. От простого к сложному.
2. Системность работ.
3. Принцип тематических циклов.
4. Индивидуального подхода.
Методы и приемы обучения.
- игровой;
- наглядный (рассматривание образцов, иллюстраций, наглядных пособий и др.);
- словесный (беседа, использование художественного слова, вопросы, указание, пояснение);
- практический (самостоятельное выполнение детьми поделок, использование инструментов)
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- проблемно-мотивационный;
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
- сотворчество;
- мотивационный (убеждение, поощрение).
Оригинальность видов и форм деятельности.
Конструктивно-модельная деятельность относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направленно на получение определенного продукта.
Конструктивно- модельная деятельность развивает у детей:
• восприятие (освоение сенсорных эталонов и формирования действий с ними)
• мышление (освоение действия замещения и формирование действий моделирования)
• воображение (освоение действия и формирование действий преобразования, создания новых образов, реализация их в творческой деятельности.
• Связная речь.
Процесс конструирования является пространством не только для развития познания и творческих способностей детей, но и для художественного и социально- личностного развития, формирования навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Возрастные особенности развития детей
Контингент
воспитанников Характеристики возрастных особенностей развития детей
5-6 лет -У детей расширяется интерес к деятельности людей архитектурных, художественных ценностей, технических изобретений, предметов, вещей, необходимых для жизни людей.
-Формируется интерес к конструированию из разных материалов.
-Совершенствуется конструкторские навыки при создании сооружений по образу, по условиям, по замыслу из строительного материала, разных конструкторов и в плоском моделировании.
-Сформированы представления о строительных элементах и их конструктивных свойствах.
-Совершенствуются навыки работы простыми способами конструирования объемных предметов (из бумаги складывает лист пополам)
-Развивается стремление к творчеству, экспериментированию и изобретательству.
-Развивается способность к самостоятельному анализу сооружений, рисунков, схем.
-Совершенствуются навыки пространственной ориентации.
Требования к уровню развития детей:
Дети умеют устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что видят в окружающей жизни.
Умеют выделять основные части и характерные детали конструкций.
Умеют создавать разные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
Умеют строить по рисунку.
Умеют работать в коллективе.
Умеет видеть в одной и той же конфигурации природного материала разные образы.
Учебный план
Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Обучение проводится с учетом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений. На занятиях детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность.
Программой предусматривается годовая нагрузка 28 часа. Проводится 1 занятие в неделю четыре раза в месяц в вечернее время.
Название Количество занятий Продолжительность занятий
в неделю в год
1 28 25 минут
Список детей
на 2016– 2017 учебный год
1. Агаркова Элина
2. Алжикова Майя
3 Аквова Ума
4 Атабаев Миша
5 Ашихин Виталий
6 Баландин Арсений
7 Волкова Алиса
8 Галимова Асият
9 Доценко Полина
10 Дудаева Хава
11 Емельянов Виктор
12 Жаринов Макаров
13 Кирик Андрей
14 Курбанова Карина
15 Козина Даша
16 Лазарев Миша
17 Ладин Теодор
18 Матвеев Петр
19 Монастыре Ставр
20 Мосин Саша
21 Мырзыканов Бек
22 Опалев Артем
23 Проплеткина София
24 Русяев Ярослав
25 Сметанин Миша
26 Стяжкин Алексей
27 Харченко Милана
28 Чумаченко Алексей
29 Эльмурзаев Марат
Учебно – тематический план
№ п/п Наименование Всего часов
1 Знакомство с новыми деталями, их свойствами 1
2 Конструирование по образцу 5
3 Конструирование по простейшим чертежам и схемам 5
4 Конструирование по моделям 4
5 Конструирование по теме 8
6 Конструирование по замыслу 4
7 Итоговое: выставка работ 1
ИТОГО 28
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Задачи Количество часов Дата проведения Примечание
1 Знакомство с новыми деталями, их свойствами Познакомить с новыми деталями конструктора, возможность использовать их; упражнять в замене одних деталей другими 1 3.10.-7.10.
2 «Грузовой автомобиль» Совершенствовать умение анализировать образец, строить в определенной последовательности 1 10.10.-14.10.
3 «Машина для своего груза» Учить заменять одни детали на другие, комбинировать их, определять способы действия 1 17.10-21.10
4 «Гаражи для машин» Сформировать представление о назначении и строении гаража. Названии его частей (стены, крыши, двери). Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки. 1 24.10-29.10
5 «Мост» Формировать представление о строении моста, умение называть части: перекрытие, опоры. Закрепить умение рассматривать и анализировать образец. 1 31.10-4.11
6 «Разнообразные мосты» Учить совместно планировать свою деятельность, распределять обязанности, объединять конструкции единым сюжетом 1 7.11-11.11
7 «По замыслу» Способствовать развитию умения самостоятельно выбирать тему для постройки, отбирать необходимый материал, ориентироваться на плоскости. 1 14.11-18.11
8 «Машины» Формировать представление о различных машинах их функциональном назначении, упражнять в плоскостном моделировании 1 21.11-25.11
9 «Детский сада» Учить детей сооружать различные постройки, объединенным общим содержанием. Развивать умение работать совместно, выполняя порученную часть работы. 1 28.11-2.12
10 «Дома»
Упражнять детей в плоском моделировании, в совместном моделировании, развивать творчество, самостоятельность, конструкторские навыки, находить собственные решения. .1
. 5.12-9.12
11
«Улица посёлка» Учить детей моделировать фасады домов, а затем строить дома из строительного материала. Упражнять детей в строительстве из строительного материала и конструкторов по самостоятельно созданным плоскостным моделям. 1 12.12-16.12
12 «Конструирование по замыслу» Закреплять полученные навыки. Учить обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать самостоятельность. 19.12-23.12
13 «Дом для подарков» (конструирование из строительного материала) Формировать обобщенные представления о домах и способ преобразования в соответствии с заданным условием. 1 26.12-30.12
14 «Самолеты» (конструирование из строительного материала). Закрепить знания о профессии летчика. Учить создавать конструкцию на основе своих представлений, а также с использованием простой схемы. Развивать конструкторские навыки, упражнять в создании схем будущих построек. 1 11.01-14.01.17
15 «Роботы» Продолжать учить детей создавать плоскостные модели из геометрической мозаики, использовать их в качестве изображений для создания конструкций из строительного материала. Учить самостоятельно анализировать постройки 1 16.01-20.01
16 «Создай схему и смоделируй» Развить умения выкладывать из геометрических фигур -создавать схемы; сооружать постройки по схемам 1 23.01.-27.01.17
17 «Корабли плывут» Познакомить с новыми деталями возможностью использовать их; учить планировать постройку, предварительно рассказывать о ней 1 30.01-3.02
18 «Космические станции» Цель: Расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении; развивать конструкторские навыки. 1 6.02-10.02
19 «По замыслу» Учить обдумывать постройку по коллективному замыслу, наметить общую схему будущей конструкции на бумаге и распределять работу 1 13.02-17.02
20 «Аэродром» Цель: учить строить аэродром, используя в качестве образцов рисунки – чертежи; закрепить представление о строительных деталях, их свойствах. 1 20.02-24.02
21 «Фургон и грузовик» Развивать активный интерес к конструированию; закреплять представление о строительных деталях, их свойствах, учить комбинировать различные детали. 27.02-3.03
22 «Робот для Кроша» Упражнять детей в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов; закрепить название деталей строительного материала; учить конструировать модель ракеты из плоскостного конструктора, возводить постройку в соответствии с рисунком, подбирая необходимые детали. 6.03-10.03
23 «Разнообразные мосты»
Цель: Закреплять умение строить разнообразные мосты; анализировать постройку; развивать творчество. 13.03-17.03
24 «Городок для
малышей» Цель: Активизировать поисковую деятельность детей. Продолжать учить детей анализировать схемы и образцы построек. Закреплять умение сооружать постройки по схеме; дополнять их новыми деталями, обозначая их положение на схеме. 20.03-24.03
25 Жизнь на другой планете»
Цель: Обустройство планеты путем постройки жилища для её обитателей из конструктора ЛЕГО. 27.03-31.03
26 «Простой мост»
Цель: учить строить по словесной инструкции, преобразовывать постройку, выделять этапы создания конструкции, анализировать постройку; развивать творчество. 3.04-7.04
27 «Космические станции»
Цель: учить строить по словесной инструкции, преобразовывать постройку, выделять этапы создания конструкции, анализировать постройку; развивать творчество.
Цель: Расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении; развивать конструкторские навыки. 10.04-14.04
28 «По замыслу»
(Итоговое) способствовать развитию умения самостоятельно выбирать тему для постройки, отбирать необходимый материал, ориентироваться на плоскости, намечать последовательность действий 17.04-21.04
МОНИТОРИНГ
Конструирование
Группа старшая 2016-2017 учебный год
Показатели
Анализирует проект постройки
Конструирует по собственному замыслу и по рисунку/схеме
Владеет простыми способами конструирования объемных предметов (из бумаги складывает лист пополам)
Умеет видеть в одной и той же конфигурации природного материала разные образы
Умеет работать в коллективе, объединяет постройки/поделки в соответствии с общим замыслом
Диагностическое задание: «Строим дом»
Задача: выявить умение ребенка конструировать объекты с учетом их функционального назначения.
Материал: набор строительного конструктора, фигурки людей.
Инструкция к проведению:
Ребенку предлагается построить одноэтажный дом, чтобы были стены, крыша, окна.
Интерпретация:
Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.
Не сформирован (Н) – ребенок не справляется с заданием.
Диагностическое задание: «Построй по схеме»
Задача: выявить умение ребенка строить по схеме.
Материал: набор строительного конструктора, графическая модель одноэтажного домика.
Инструкция к проведению:
Ребенку предлагается рассмотреть расчлененную графическую модель одноэтажного домика, назвать изображенный на схеме предмет, указать его функцию. Затем ребенку предлагается отобрать нужные строительные детали для сооружения и возвести постройку по графической модели.
Интерпретация:
Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.
Не сформирован (Н) – ребенок не справляется с заданием.
Диагностическое задание: «Подбери строительные детали для постройки»
Задача: выявить способности ребенка использовать схему (на которой представлены части будущей постройки) при подборе строительных деталей для заданной постройки.
Материал: картинка с изображением грузовой машины, набор строительного конструктора.
Инструкция к проведению:
Ребенку предлагается рассмотреть грузовую машину и отобрать нужные строительные детали для ее постройки.
Интерпретация:
Сформирован (С) – ребенок самостоятельно справляется с заданием.
Находится в стадии формирования (Ф) – ребенок справляется с заданием при помощи взрослого.
Не сформирован (Н) – ребенок не справляется с заданием.
Организационный раздел.
Условия реализации программы
Работа по конструктивно-модельной деятельности детей включает себя не только занятия, а также самостоятельное конструирование детей из разных видов конструирование на прогулке из песка, снега, природного материала, проектную деятельность, дидактические игры.
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для детей образовательной среды, которая соответствует тематическому планированию образовательного процесса и должна быть содержательно-насыщенной, развивающей, трансформируемой, полифункциональной, вариативной; доступной, безопасной, здоровье сберегающей; эстетически-привлекательной.
В процесс оформления развивающей среды обязательно включаются дети, что вызывает у них радость, удовольствие от уютной и красивой обстановки группы, игровых уголков, в оформлении используются детские коллективные работы и рисунки.
Пространство группы, организованно в виде хорошо разграниченных зон или уголков, способствует развитию интереса и потребности детей в конструировании.
В качестве таких уголков в первую очередь выступает уголок конструирования, а также уголок изобразительной деятельности, выставочный, тематический уголки.
В уголке конструирования находятся: деревянные строительные конструкторы; тематический строительный набор «Город»; конструктор типа «Лего»; мозаики крупные, средние, мелкие; «Тангосы», пазлы, головоломки; наборы из мягкого пластика для плоскостного моделирования; дидактические игры; наборы игрушек для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, деревья и кусты, дорожные знаки); подборка бросового (бумажные коробки, катушки, пробки, ткани, нитки) и природного материалов (шишки, желуди, ракушки, камушки, веточки, орехи, семена); наборы цветной бумаги и картона разной фактуры.
Программа «Конструктивно-модельной деятельности» разработана с учетом интеграции образовательных областей.
Организация предметно- развивающей среды.
Технические средства обучения:
• Музыкальный центр,
• Мультимедийное устройство,
• Компьютерный моноблок,
• Фотоаппарат,
• Видеокамера.
Учебно-наглядные пособия:
• Схемы построек,
• Модели,
• Альбомы с фотографиями объектов архитектуры,
• Альбомы с фотографиями построек.
• Оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
Учебно- методический комплект, дополнительная литература :
• Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
• ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года).
• СанПин 2.4.1.3049 – 13.
• Образовательная программа дошкольного отделения НОЧУ гимназия «Первая Московская гимназия» на 2015 – 2016 учебный год.
• «Конструирование из строительного материала» Л. В. Куцакова. «Лего- Конструирование в Детском саду» Е. В. Фешина.
• Л. В. Куцакова «Конструирование из строительного материала»
• Е. В. Фешина «Лего-Конструирование в детском саду»
• Л. А. Парамонова «Развивающие занятия с детьми 5- 6 лет»
• Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в Детском саду»
• Интернет сайты: «Все для воспитателя», «Дошколенок».
Примерный план совместной деятельности:
Первая часть занятия - это упражнение на развитие логического мышления (длительность 10 минут)
Цель первой части - развитие элементов логического мышления.
Основные задачи:
-Совершенствование навыков классификации;
-Обучение анализу логических закономерностей и умений делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа;
-Активизация памяти и внимания;
-Ознакомление с множествами и принципами симметрии;
-Развитие комбинированных способностей;
-Закрепление навыков ориентирования в пространстве.
Вторая часть- собственно конструирование.
Цель второй части- развитие способностей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
-Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
-Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
-Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу- по предложенной или свободно выбранной теме;
-Ознакомление с окружающей действительностью педагога;
-Формирование умения действовать в соответствии с инструкциям педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора
-Развитие речи и коммуникативных способностей.
Третья часть – обыгрывание построек.