Валентина Крытева
Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная и дополнительная коммуникации» в 4 классе для детей с УО
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По коррекционному курсу :
«Альтернативная и дополнительная коммуникации»_
___
Уровень образования 4 (класс)
Количество часов 34
Воспитатели: Крытева Валентина Александровна
Программа разработана на основе :_
Публикация «Рабочая программа по коррекционному курсу „Альтернативная и дополнительная коммуникации“ в 4 классе для детей с УО» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
АООП (2 вариант) обучения детей с выраженной умственной отсталостью ГКУКО «Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей».
(указать программу/ программы, издательство, год издания)
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения
учителей (указать предмет, курс) ОО подпись Ф. И. О.
от 20 года № 1 20 года
подпись руководителя МО Ф И О.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» для 4 класса составлена на основе АООП (2 вариант) обучения детей с выраженной умственной отсталостью ГКУКО «Полотняно-Заводской детский дом-интернат для умственно отсталых детей».
АООП разработана в соответствии с требованиями:
1. Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012.
2. Федерального государственного образовательного стандарта (далее Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП - приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Конституцией Российской Федерации.
4. Конвенции о правах ребнка.
5. СанПина 2.4.2.3286-15.
6. О защите конституционных прав на образование и иных социальных прав детей- инвалидов, страдающих умственной отсталостью (Письмо Министерства образования РФ от 24.01.2003 г. № 01-50-25/32-05).
У ребенка с умственной отсталостью, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Цель: формировать коммуникативные и речевые навыки с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации, расширять жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для ребенка пределах, тем самым способствуя успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей
Задачи:
- формировать умение овладевать доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными средствами;
- пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач;
- развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.
- создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (обще интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного развития.
Наряду с вышеуказанными задачами на занятиях по альтернативной коммуникации решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности воспитанников:
-развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
-развитие зрительного восприятия;
-развитие зрительного и слухового внимания;
-развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
-формирование и развитие реципрокной координации;
-развитие пространственных представлений;
-развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета:
Личностные результаты:
• Приобретение навыка интереса к предмету
• Навык межличностного общения, взаимопомощи, взаимопонимания.
• Умение выражать свои эмоции.
• Слушать и понимать обращенную к нему речь
• Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций
Предметные результаты:
• умение слушать и концентрировать внимание на том, о чем говорят.
• развивать умение следовать заданным формам поведения.
• развивать умение задерживать свой взгляд на лице говорящего, поддерживать зрительный контакт с говорящим - смотреть на его глаза, рот ;
• разглядывать окружающие предметы, переводя взгляд с одного на другой; умение находить глазами, откуда исходит звук; поворачиваться на звук (находить глазами источник звука, поворачиваться в его сторону);
• поворачиваться на голос (находить главами говорящего).
• умение реагировать на жесты и выполнять простые указания
• развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребё нка:.
• понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельности человека;
• овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными:
• понимание обращённой речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;
• умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации : жестами, взглядами, мимикой;
умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач:
• умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения : использование предметов, жестов, взгляда, шумовых, голосовых, рече подражательных реакций для выражения индивидуальных потребностей.
Общая характеристика учебного предмета:
Рабочая программа коррекционных занятий «Альтернативная коммуникация» для обучающихся с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталостью имеет методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней :
- принцип гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
- принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути);
- принцип поэтапного формирования умственных действий;
- принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития»;
-принцип системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип непрерывности – обеспечения, проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные). Ведущей формой работы воспитателя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.
Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с картинками, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Место предмета в учебном плане:
Количество часов в неделю -1
Количество учебных недель - 34
Всего часов – 34
Классы – «4Ж», «4Е»…
Содержание учебного предмета:
Коммуникация с использованием вербальных средств и невербальных средств
(13 часов)
Развитие таких умений как: установление контакта с собеседником, реагирование на собственное имя, приветствие собеседника, выражение своих желаний, обращение с просьбой о помощи, выражение согласия, выражение благодарности звуками (словами, предложением). Обучение зависимой коммуникации : формирование, интерпретация и формулирование сообщения с помощью партнера. Формирование независимой коммуникация : самостоятельно формулируемое сообщение.
Ведущий принцип построения уроков – коммуникативный.
Для развития регулирующей и исполнительской функции речи ведётся работа по формированию и отработке предварительного замысла и его реализации с помощью символических средств: пиктограмм, карточек со словами.
• Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.
• Выражение мимикой согласия (несогласия, удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
• Выражение жестом согласия (несогласия, удовольствия (неудовольствия, благодарности, своих желаний; приветствие (прощание, обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.
• Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия, благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.
• Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание, ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.
Импрессивная речь (21 час)
Непреднамеренное обучение в естественных ситуациях. Наблюдение за действиями учителя. Называние предметов и явлений. Побуждение к действию, игры-имитации, игры на повторение и подражание. Соотнесение объектов с изображением и словом, обозначающим объект. Понимание простых по звуковому составу слов, реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имн членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет, действия предмета, признак предмета, признак действия, состояние. Понимание слов, указывающих на предмет, его признак. Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание предложений. Понимание содержания элементарного текста.
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
• Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
• Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
• Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе :
Сформированность базовых учебных действий. Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2)
Группа БУД
Учебные действия и умения.
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
- входить и выходить из группового помещения по сигналу воспитателя ;
- ориентироваться в пространстве группы (зала, учебного помещения, пользоваться мебелью;
- организовывать рабочее место;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
2. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание) :
- умение выполнять инструкции педагога:
- использование по назначению учебных материалов:
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
3. Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
Предполагаемые знания и умения учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- Владеть доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
- Понимать обращенную речь, понимать смысл доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков.
- Пользоваться средствами альтернативной коммуникации : жестом, взглядом. - - Пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.
Использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения : использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом;
Учащиеся должны знать:
- Значение слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
Государственное казённое учреждение Калужской области
«Полотняно – Заводской детский дом – интернат для умственно отсталых детей»
СОГЛАСОВАНА
заместитель директора
по учебно – воспитательной работе
___
«» ___2017
Календарно тематическое планирование
по
___
на 2017-2018 учебный год
Класс___
Воспитатель Крытева Валентина Александровна, Павлова Юлия Александровна
___
Количество часов: всего___34___, в неделю__1___
КТП составлено на основе рабочей программы ___
___
(разработчик, реквизиты утверждения с датой)
КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ГОД 2017-2018 (34 часа)
Тема Дата Количество часов Формирование представления Материалы и оборудование: Содержание, виды деятельности.
Коммуникация с использованием вербальных средств.
1. Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. 2 «Здравствуй, привет!»
«Доброе утро» Картинки, презентация, кукла Катя. Знакомство, показ, рассказ по картинкам, просмотр видиопрезентаций
2. Выражение благодарности звуком (словом, предложением). 1 «Спасибо» Картинки, презентация Знакомство, показ, рассказ по картинкам, просмотр видиопрезентаций
3. Прощание с собеседником звуком (словом, предложением). 2 «Пока-пока. Будь здоров. До свидания» Игрушки-куклы, картинки, презентации Знакомство, показ, рассказ по картинкам, просмотр видиопрезентаций
Коммуникация с использованием невербальных средств.
4. Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответом на вопрос. 2 Согласие (несогласие, удовольствие (неудовольствие); Картинки,
презентации,
игрушки,
мнемокартинки Знакомство
Кормление
Одевание
Рассказ по мнемокартинкам.
Слушание
Просмотр видео презентаций
Игра
Экскурсия
5. Выражение мимикой согласия (несогласия, удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. 2 Согласие (несогласие, удовольствие (неудовольствие); приветствие (прощание)
благодарность, выражение своих желаний; приветствие (прощание, обращение за помощью,
ответы на вопросы Картинки,
презентации,
игрушки,
мнемокартинки Знакомство
Кормление
Одевание
Рассказ по мнемокартинкам.
Слушание
Просмотр видео презентаций
Игра
Экскурсия
6. Выражение жестом согласия (несогласия, удовольствия (неудовольствия, благодарности, своих желаний; приветствие (прощание, обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. 2 Согласие (несогласие, удовольствие (неудовольствие); приветствие (прощание)
благодарность, выражение своих желаний; приветствие (прощание, обращение за помощью,
ответы на вопросы Картинки,
презентации,
игрушки,
мнемокартинки Знакомство
Кормление
Одевание
Рассказ по мнемокартинкам.
Слушание
Просмотр видео презентаций
Игра
Экскурсия
7. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия, благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. 2 Согласие (несогласие, удовольствие (неудовольствие); приветствие (прощание)
благодарность, выражение своих желаний; приветствие (прощание, обращение за помощью,
ответы на вопросы Картинки,
презентации,
игрушки,
мнемокартинки Знакомство
Кормление
Одевание
Рассказ по мнемокартинкам.
Слушание
Просмотр видео презентаций
Игра
Экскурсия
Импрессивная речь
8. Понимание слов, обозначающих предмет 8 Посуда
Мебель
Игрушки
Одежда
Обувь
Животные
Овощи
фрукты Картинки,
презентации,
игрушки,
мнемокартинки, презентации, видеозаписи Показ, беседа, раскрашивание по темам, просмотр презентаций, слушание.
9. Понимание слов, обозначающих действия предмета 7 Пьёт
Ест
Сидит
Стоит
Бежит
Спит
рисует Картинки,
презентации,
куклы,
мнемокартинки, презентации, видеозаписи Показ картинок, слайдов по теме, игры.
10. Понимание слов, обозначающих признак предмета 5 Цвет
Величина
форма Игрушки разного цвета, формы, величины, картинки, иллюстрации Деятельность воспитателя, показ, раскрашивание по теме, деятельность детей.
11. Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние 2 громко, тихо, Мелодии, записи разных песен, звуков. Прослушивание, беседа, игра, объяснение
МАЕРИАЛЬНО_ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
Картинки, презентации, пиктограммы, аудиозаписи, раскраски по теме, куклы, предметы разного цвета и разной формы, наборы картинок (домашние животные, набор картинок (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты).